Исследована и выявлена положительная динамика показателей сердечно-сосудистой системы у бегунов на длинные дистанции 1500 и 3000 метров, уделяющих особое внимание развитию физического качества – специальной выносливости
динамика, показатели, сердечно-сосудистая система, дистанция 1500 и 3000 метров, физические качества, специальная выносливость
Для исследования динамики показателей сердечно-сосудистой системы у студентов-бегунов на длинные дистанции 1 500 и 3 000 метров на занятиях физической культурой этому аспекту уделялось больше времени и внимания. Бегуны, специализирующиеся на эти дистанции, должны обладать высоким уровнем общей физической подготовки, уметь хорошо координировать свои движения и иметь физические качества – специальную выносливость. Выносливость – это способность преодолевать утомление и выполнять работу в течение длительного времени и на длинных отрезках.
Целью нашего эксперимента являлось изучение динамики показателей сердечно-сосудистой системы у студентов-юношей, которые тренировались в беге на длинные дистанции. В эксперименте приняли участие девять студентов второго курса технического факультета, с пройденным медосмотром.
Эксперимент проводили в начале и в конце учебного года. Занятия проводились два раза в неделю с продолжительностью 1,30 час. Методика таких занятий включала общеразвивающие упражнения, спортивные игры в баскетбол и футбол. Предварительная работа проводилась на отрезках от 5000 м до 7000 м. При этом, для развития у бегунов общефизической подготовки, бег на отрезках на длинные дистанции 3000 м выполнялся в среднем темпе.
В начале года студенты сдали контрольные нормативы в беге на 1 500 и 3 000 метров и в прыжке в длину с места. От бегунов на длинные дистанции требуется большой объем тренировочной общей физической нагрузки, большой силы воли, упорства и трудолюбия.
Также занятия для студентов-бегунов на длинную дистанцию 1500 и 3000 метров должны планироваться с применением разнообразных средств и физических упражнений, что способствует появлению у них желания выступать на соревнованиях и не сходить с дистанции.
Эксперимент проводили по ряду показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы в покое и в динамике под влиянием занятий физической культурой (по таблице Мотылянской Р.Е., 1976).
Работа на выносливость требует постепенного увеличения объема двигательных умений и навыков, особенно это касается бега на тренажере - беговой дорожке. Зимой через каждые два занятия в тренировку включали ходьбу на лыжах до 10 000 м и упражнения, включающие работу на силу и гибкость.
В начале года в ходе занятий до двух месяцев организм студентов должен пройти адаптацию на специальную выносливость и физическую нагрузку в объеме до 5 000 метров, потом постепенно происходит переход к увеличению объема, где физическая активность дорабатывается в усиленном режиме до 8 000 метров.
Пока организм не адаптировался к режиму, необходимо развивать общую выносливость с помощью выполнения беговых упражнений и упражнений на дыхание и гибкость. Также необходимо поддерживать беговой уровень бегунов их самостоятельной работой, при этом необходимо выполнять утреннюю зарядку, в которую входит кроссовый бег до 8 000 метров [1].
У бегунов на длинные дистанции одной из главных задач является работа, где 60% приходится на общую выносливость, 20% на специальную выносливость, 10% на физическое качество - быстроту, остальные проценты приходятся на волевую и тактическую подготовку, на совершенствование техники, которые должны быть одним из постоянных компонентов [1].
Общая выносливость развивается при помощи бега студентов на длинные дистанции, поточных серий 8 раз по 500 метров, прыжковой работы от 400 до 700 метров.
Развитие скоростных качеств на длинные дистанции поддерживали в основном развитием частоты шага до 400 метров в минуту. Это качество повышали при помощи поточных серий, бег с повторениями 7 раз по 200 м и с максимальными ускорениями 3 раза по 30 м.
Для достижения уровня высокой подготовки у бегунов на длинные дистанции осуществляли волевую и тактическую подготовку, которая приобретается в процессе подготовки и участия в соревнованиях. Бегуны намечают свой план борьбы, при этом учитывают свои силы, силы своих соперников, после соревновательной деятельности анализируют свои выступления.
В тренажерном зале студенты обязательно развивали силовые качества – это работа на тренажерах, со штангой, с набивными мячами и выполнение упражнений на дыхание и гибкость. На занятия силовой подготовкой отводилось 40% времени от всего занятия, когда применялись также прыжковые упражнения, подъем на перекладине, физические упражнения на пресс и спину.
Большое внимания уделяли специализированному характеру занятий, которые включали развитие силовых качеств в упражнениях со штангой, приседание (30 кг) 8 серий, беговые упражнения с грифом весом 18 кг, в поточной серии 4 раза по 20 метров. Общая протяженность физических упражнений по развитию этих качеств составляла от 200 до 300 метров.
Во время занятий по 30 минут времени выделяли на общую и специальную выносливость, в которые входил комплексный бег на скорость и выносливость до 2 000 метров и физические упражнения на растяжку.
Для достижения высокого уровня результатов бегуны на длинные дистанции должны участвовать в соревнованиях или контрольных тренировках, где можно оценить результаты их подготовленности, степень освоения техники.
Одной из задач соревновательной деятельности является повышение и совершенствование физической подготовленности в беге на длинные дистанции.
После соревнований бегуны посвящали время активному отдыху (спортивные игры, общеразвивающие упражнения и посещение плавательного бассейна).
Представим динамику показателей сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности у студентов-бегунов на длинные дистанции в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей сердечно-сосудистой системы и физической
работоспособности у студентов-бегунов на длинные дистанции
№ |
Показатели |
Исходные данные |
Заключительные данные |
1 |
ЧСС (уд.мин) |
78,8 ± 70,2 |
75,5 ± 3,2 |
2 |
АД (систол.мм.рт.ст) |
118,8 ± 1,2 |
115,1± 9,1 |
3 |
АД (диастолич.мм.рт.ст) |
70,5 ± 2,1 |
73,1 ± 2,2 |
4 |
Пульс мм.рт.ст. |
50,6 ± 1,6 |
51,2 ± 1,2 |
5 |
Активная ортпроба (уд/мин) |
24,2 ± 0,8 |
21,2 ± 0,5 |
6 |
Ударный объем сердца (мл) |
57,2 ± 1,3 |
58,6 ± 1,1 |
7 |
Минутный объем крови (мл) |
4536,3 ±110 |
4326 ± 190 |
8 |
Сердечный индекс (усл.ед) |
2,82 ± 0,7 |
2,70 ± 0,5 |
9 |
Проба Руфье Диксона (усл.ед) |
11,3 ± 1,7 |
9,1 ± 1,5 |
10 |
Бег на время 1500 м |
5' 52" ± 1,3 |
4' 14" ± 0,9 |
11 |
Бег на время 3000м |
14'10" ± 1,5 |
13'12" ± 1,2 |
12 |
Прыжок в длину с места |
2,28 ± 1,8 |
2,55 ± 2,5 |
Вывод: результаты эксперимента у бегунов на длинные дистанции выявили положительную динамику показателей сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности в беге на длинные дистанции 1 500 и 3 000 метров. Результаты у студентов в беге в конце учебного года значительно улучшились.
Снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), увеличение сердечного выброса, минутного объема сердца, показали, что физическая нагрузка соответствовала умеренной интенсивности и не вызывает патологических сдвигов в организме студентов.
Следовательно, физическая работоспособность и физическая нагрузка являются достоверным подтверждением достижений, занимающихся бегом. Физическая нагрузка в объеме от 5 000 до 8 000 метров является незаменимым средством не только для укрепления показателей сердечно-сосудистой системы, но и состояния здоровья в целом. Конкретный анализ показателей позволяет дифференцировать эффективность занятий на длинные дистанции и позволяет достичь планируемых результатов.
1. Ярошевич И.Н. Легкая атлетика в учебно-тренировочном процессе для студентов технических вузов: учебное пособие для студентов технических специальностей. – Ангарск: Изд-во АГТА, 2011г.