УДК 65 Управление предприятиями. Организация производства, торговли и транспорта
В работе приведен обзор внутреннего рынка Российской Федерации в области легкого и тяжелого машиностроения, а также перспектива развития машиностроительного кластера в условиях программы импортозамещения
импортозамещение, машиностроение, химия, нефтедобыча, переработка нефти и газа
В настоящее время машиностроение выступает одним из наиболее востребованных направлений в РФ. Основная специализация индустрии направлена на разработку и производство сложного оборудования для главных экономических комплексов страны – топливно-энергетического, химико-металлургического, агропромышленного. С учетом сложившейся экономической ситуации в стране, машиностроительная отрасль должна динамично развиваться наравне с научно-техническим прогрессом для обеспечения бесперебойной работы предприятий.
На сегодняшний день в машиностроительной отрасли существует ряд серьезных проблем, требующих существенных экономических средств на их устранение. Наиболее актуальными из них считаются существенный износ оборудования, кадровый «голод», а также низкий уровень модернизации старого парка оборудования из-за нехватки средств [1].
Эти и другие проблемы возможно решить с помощью применения разного рода инноваций, например: наноматериалов, многофункционального программного обеспечения (ПО), использования новых технологий и усовершенствованного оборудования, применение концепции бережливого производства. Основным приоритетом этой методологии является повышение уровня удовлетворенности потребителя, улучшение качества выпускаемого продукта, а также сокращение расходов и утилизация отходов, с учётом мотивации каждого работника.
Крупнейшие предприятия отрасли: ООО «Механоремонтный комплекс» (Магнитогорск), АО «Орский машиностроительный завод» (Орск), АО «Калужский завод путевых машин и гидроприводов» (Калуга), АО «Суходольский завод специального тяжелого машиностроения» (ст. Суходол), ОАО «Тяжпрессмаш» (Рязань). За 2021 г. суммарный доход данных предприятий составил порядка 75 млрд. рублей, при этом получена чистая прибыль в размере 2 млрд. 168 млн. рублей [2].
У поставщиков Российского оборудования химического и нефтегазового машиностроения существует большой ряд преимуществ относительно других стран:
– оборудование адаптировано к местным условиям (с учетом различных климатических зон РФ);
– предприятия характеризуются высокой транспортной доступностью относительно участков нефтедобычи и нефтепереработки;
– продукция соответствует действующим нормам и ГОСТам РФ и не требует дополнительной регистрации и проверки на соответствие;
– стоимость оборудования на внутреннем рынке существенно ниже, чем экспортных зарубежных аналогов.
У крупных компаний существует возможность работы с большой базой потребителей как по всей территории РФ, так и за рубежом. Российское нефтегазовое оборудование соответствует принятым мировым стандартам и экспортируется в значительное количество стран. Сюда входят прежде всего страны бывшего СССР, страны Африки (Ливия, Алжир, Египет), Ближнего Востока и Азии [3]. На сегодняшний день всё большую перспективу приобретает возможный экспорт оборудования в страны Южной Америки и Персидского залива [3].
Анализ отрасли химического и нефтегазового машиностроения позволяет понять, что машиностроительный кластер в России играет основополагающую роль в экономике страны, и одной из задач государства должно быть развитие и защита внутреннего рынка машиностроения.
1. Рабкина, А. Л. Экономические проблемы перспективного развития нефтехимической промышленности / А. Л. Рабкина, О. Б. Брагинский, Е. П. Щу-кин. - Москва : Химия, 1973. - 90 с.
2. Машиностроительные заводы. - URL: https://www.wiki-prom.ru/169/mashinostroitelnye-zavody.html (дата обращения 31.03.2022).
3. Химическое и нефтегазовое машиностроение. - URL: https://www.chemistry-expo.ru/ru/articles/2016/himicheskoe-neftegazovoe-mashinostroenie/ (дата обращения 31.03.2022).