В работе приводится сравнение депрессорного эффекта присадки с одинаковыми концентрациями в различных сортах дизельных топливах
предельная температура фильтруемости, температура застывания, температура помутнения, дизельное топливо
Для дизельных топлив (ДТ), вырабатываемых на территории РФ, одними из важнейших показателей качества являются низкотемпературные свойства: температура застывания (Тз) и предельная температура фильтруемости (ПТФ). Более 50% нефтеперерабатывающих заводов в РФ для улучшения низкотемпературных показателей понижают конец кипения фракции ДТ с 360 °С до 320 °С со снижением количества отбора ДТ до 10% масс. Наряду с изменением температур отбора фракций для корректировки низкотемпературных свойств ДТ в их состав вводятся депрессорные присадки [1].
Ранее нами синтезирована депрессорная присадка на основе товарных и побочных продуктов АО «Ангарский завод полимеров»: низкомолекулярного полиэтилена (НМПЭ) и товарного стирола (Ст) [2]. Добавка присадки к дизельным топливам в количестве до 0,5 % масс. позволяет снизить температуру застывания образцов до минус 20 °С, а также улучшить их смазывающую способность (по оценке скорректированного диаметра пятна износа).
Согласно ГОСТ 305-2013, а также ТР ТС 013/2011 по низкотемпературным свойствам ДТ подразделяются на сорта (летние и межсезонные) и классы (зимние и арктические) (таблица 1).
Эффективность работы депрессорной присадки определяется фракционным составом дизельного топлива. Нами было проведено исследование эффективности работы депрессорной присадки НМПЭ-Ст на ДТ сортов А и Е в зависимости от содержания в ее составе НМПЭ. Концентрация присадки в ДТ составляла 0,5 % масс. Полученные экспериментальные данные приведены в таблице 2. Полученные результаты показали, что присадка НМПЭ-Ст обладает приемистостью как к летнему, так и межсезонному ДТ. Она позволяет снизить температуру застывания (Тз) летнего ДТ на 30,5 °С (до минус 34 °С), предельную температуру фильтруемости (ПТФ) – на 21 °С (до минус 15,3 °С). Для образца зимнего ДТ снижение температуры застывания составило до 17,6 °С (до минус 42,4 °С), а значения ПТФ достигали минус 32 °С.
Таблица 1
Требования к летнему (A, B, C, D), межсезонному (E, F), зимнему (класс 0 – 3), арктическому (4) ДТ
Показатель |
Значение показателя для сорта |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
|
ПТФ, °С |
5 |
0 |
-5 |
-10 |
-15 |
-20 |
|
Показатель |
Класс 0 |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3 |
Класс 4 |
ПТФ, °С |
-20 |
-26 |
-32 |
-38 |
-44 |
Таблица 2
Низкотемпературные свойства ДТ с присадкой НМПЭ-Ст
Содержание НМПЭ в присадке, % масс. |
ДТ сорт А |
ДТ сорт Е |
||||||
ПТФ, °С |
Δ ПТФ, °С |
ТЗ, °С |
Δ ТЗ, °С |
ПТФ, °С |
Δ ПТФ, °С |
ТЗ, °С |
Δ ТЗ, °С |
|
ДТ |
5,4 |
– |
-3,2 |
– |
-14,4 |
– |
-24,8 |
– |
95 |
-0,1 |
5,5 |
-11,3 |
8,1 |
-24,8 |
10,4 |
-35,2 |
10,4 |
75 |
-12,9 |
18,3 |
-29,7 |
26,5 |
-26,3 |
11,9 |
-39,4 |
14,6 |
50 |
-15,3 |
20,7 |
-32,5 |
29,3 |
-28,1 |
13,7 |
-42,4 |
17,6 |
25 |
-15,3 |
20,7 |
-33,7 |
30,5 |
-31,8 |
17,4 |
-41,3 |
16,5 |
Таким образом, применение предложенной присадки позволит на базе летнего ДТ сорта А изготавливать межсезонное топливо сорта Е. На основе межсезонного топлива сорта Е с использованием присадки можно вырабатывать зимнее ДТ класса 2. Это позволит существенно расширить возможности выработки дизельных топлив без изменения их фракционного состава.
1. Гилязова, В.Р. Эффективность действия депрессорно-диспергирующих присадок для низкозастывающих дизельных топлив / В. Р. Гилязова, Н. Ф. Орловская, Е. В. Цыганкова // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2016. - Выпуск 3. - С. 170-177.
2. Гоненко, Н. П. Присадки к дизельным топливам на основе побочных продуктов нефтехимических производств / Н. П. Гоненко, Т. В. Раскулова // Перспективы развития технологии переработки углеводородных и минеральных ресурсов. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Издательство Иркутский национальный исследовательский технический университет. - 2020. - С. 178-181.