СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ С РАЗЛИЧНЫМИ СОРТАМИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе приводится сравнение депрессорного эффекта присадки с одинаковыми концентрациями в различных сортах дизельных топливах

Ключевые слова:
предельная температура фильтруемости, температура застывания, температура помутнения, дизельное топливо
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Для дизельных топлив (ДТ), вырабатываемых на территории РФ, одними из важнейших показателей качества являются низкотемпературные свойства: температура застывания (Тз) и предельная температура фильтруемости (ПТФ). Более 50% нефтеперерабатывающих заводов в РФ для улучшения низкотемпературных показателей понижают конец кипения фракции ДТ с 360 °С до 320 °С со снижением количества отбора ДТ до 10% масс. Наряду с изменением температур отбора фракций для корректировки низкотемпературных свойств ДТ в их состав вводятся депрессорные присадки [1].

Ранее нами синтезирована депрессорная присадка на основе товарных и побочных продуктов АО «Ангарский завод полимеров»: низкомолекулярного полиэтилена (НМПЭ) и товарного стирола (Ст) [2]. Добавка присадки к дизельным топливам в количестве до 0,5 % масс. позволяет снизить температуру застывания образцов до минус 20 °С, а также улучшить их смазывающую способность (по оценке скорректированного диаметра пятна износа).

Согласно ГОСТ 305-2013, а также ТР ТС 013/2011 по низкотемпературным свойствам ДТ подразделяются на сорта (летние и межсезонные) и классы (зимние и арктические) (таблица 1).

Эффективность работы депрессорной присадки определяется фракционным составом дизельного топлива. Нами было проведено исследование эффективности работы депрессорной присадки НМПЭ-Ст на ДТ сортов А и Е в зависимости от содержания в ее составе НМПЭ. Концентрация присадки в ДТ составляла 0,5 % масс. Полученные экспериментальные данные приведены в таблице 2. Полученные результаты показали, что присадка НМПЭ-Ст обладает приемистостью как к летнему, так и межсезонному ДТ. Она позволяет снизить температуру застывания (Тз) летнего ДТ на 30,5  °С (до минус 34 °С), предельную температуру фильтруемости (ПТФ) – на 21 °С (до минус 15,3 °С). Для образца зимнего ДТ снижение температуры застывания составило до 17,6 °С (до минус 42,4 °С), а значения ПТФ достигали минус 32 °С.

Таблица 1

Требования к летнему (A, B, C, D), межсезонному (E, F), зимнему (класс 0 – 3), арктическому (4) ДТ

Показатель

Значение показателя для сорта

A

B

C

D

E

F

 

ПТФ, °С

5

0

-5

-10

-15

-20

 

 

Показатель

Класс 0

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

ПТФ, °С

-20

-26

-32

-38

-44

Таблица 2

Низкотемпературные свойства ДТ с присадкой НМПЭ-Ст

Содержание НМПЭ в присадке,

% масс.

ДТ сорт А

ДТ  сорт Е

ПТФ,

°С

Δ ПТФ,

°С

ТЗ,

°С

Δ ТЗ,

°С

ПТФ,

°С

Δ ПТФ,

°С

ТЗ,

°С

Δ ТЗ,

°С

ДТ

5,4

-3,2

-14,4

-24,8

95

-0,1

5,5

-11,3

8,1

-24,8

10,4

-35,2

10,4

75

-12,9

18,3

-29,7

26,5

-26,3

11,9

-39,4

14,6

50

-15,3

20,7

-32,5

29,3

-28,1

13,7

-42,4

17,6

25

-15,3

20,7

-33,7

30,5

-31,8

17,4

-41,3

16,5

 

Таким образом, применение предложенной присадки позволит на базе летнего ДТ сорта А изготавливать межсезонное топливо сорта Е. На основе межсезонного топлива сорта Е с использованием присадки можно вырабатывать зимнее ДТ класса 2. Это позволит существенно расширить возможности выработки дизельных топлив без изменения их фракционного состава.

Список литературы

1. Гилязова, В.Р. Эффективность действия депрессорно-диспергирующих присадок для низкозастывающих дизельных топлив / В. Р. Гилязова, Н. Ф. Орловская, Е. В. Цыганкова // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2016. - Выпуск 3. - С. 170-177.

2. Гоненко, Н. П. Присадки к дизельным топливам на основе побочных продуктов нефтехимических производств / Н. П. Гоненко, Т. В. Раскулова // Перспективы развития технологии переработки углеводородных и минеральных ресурсов. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Издательство Иркутский национальный исследовательский технический университет. - 2020. - С. 178-181.

Войти или Создать
* Забыли пароль?