Рассмотрено влияние степени износа пары трения на долговечность машины или механизма. Пропуск жидкости или газа, снижение давления нагнетания в цилиндрах, биение и динамические нагрузки на узлы и детали увеличиваются при износе пар трения, что в результате приводит к снижению долговечности и ресурса машин
износ, машина, механизм, ресурс, трение
Функционирование узлов машин обеспечивается оценкой технического состояния и зависит от своевременного выявления увеличивающихся зазоров пар трения техническим диагностированием [1]. Зазоры задаются полем допуска, посадкой, отклонениями от формы и шероховатостью поверхностей пары трения. Увеличение зазоров и влияние множества других факторов [2] снижает долговечность и ресурс машин. Например, определение степени износа путем сравнения перепада давления в цилиндре нового и бывшего в эксплуатации двигателя внутреннего сгорания косвенным путем [3] не обеспечивает точности оценки ресурса. Ограниченное применение имеет определение ресурса отношением фактического износа к допустимому износу по номограмме [4].
Исходный зазор между охватывающей
Если для
а через исходный
то износ пары трения за период эксплуатации можно выразить величиной:
Аналогично через фактический
- охватываемой:
- охватывающей:
то износ пары трения на остаточный период эксплуатации можно выразить величиной:
Однако, ни величины [4], ни сам износ не дают возможности численного определения ресурса.
Сделаем попытку аналогично [5] применения численной величины фактической степени износа пары трения за период эксплуатации:
В рамках детерминированного подхода к безопасности запас на износ пары трения при последующей эксплуатации может быть принят:
Величина
, определяемая формулой (9), показывает запас на износ при последующей эксплуатации пары трения, а также на любом этапе жизненного цикла машины и может быть использована для определения ресурса [5].
1. Лукьянов А.В. Управление техническим состоянием роторных машин (система планово-диагностического ремонта). Иркутск: Изд-во ИрГТУ., 2000. - 230 с.
2. Качиньски Роман. Эффективность пар трения конкретных узлов, ра-ботающих в промышленной технике // Труды XVII Трибологической Школы. - Колобжэг, 1990, с. 133-139.
3. Пат. Рос. Федерации. 2390746 «Способ безразборной диагностики степени износа шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания» МПК G01M15/00, G01M13/04, F16C17/24. Опубл.: 27.05.2010.
4. Оценка остаточного ресурса элементов грузоподъемных машин по величине износа. URL: https://pandia.ru/text/79/221/94692.php? (Дата обращения 18.03.2022).
5. Черепанов А.П. Прогнозирование ресурса технических устройств нефтехимических производств. // Монография. ФБГОУ ВО «Ангарский государ-ственный технический университет». Ангарск. 2017. -224 с.