Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрено влияние степени износа пары трения на долговечность машины или механизма. Пропуск жидкости или газа, снижение давления нагнетания в цилиндрах, биение и динамические нагрузки на узлы и детали увеличиваются при износе пар трения, что в результате приводит к снижению долговечности и ресурса машин

Ключевые слова:
износ, машина, механизм, ресурс, трение
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Функционирование узлов машин обеспечивается оценкой технического состояния и зависит от своевременного выявления увеличивающихся зазоров пар трения техническим диагностированием [1]. Зазоры задаются полем допуска, посадкой, отклонениями от формы и шероховатостью поверхностей пары трения. Увеличение зазоров и влияние множества других факторов [2] снижает долговечность и ресурс машин. Например, определение степени износа путем сравнения перепада давления в цилиндре нового и бывшего в эксплуатации двигателя внутреннего сгорания косвенным путем [3] не обеспечивает точности оценки ресурса. Ограниченное применение имеет определение ресурса отношением фактического износа к допустимому износу по номограмме [4].

Исходный зазор между охватывающей Dиi и охватываемой dиi  поверхностями пары трения в период изготовления может быть определен предельными отклонениями:

                              zиi=Dиi +dиi .                                                  (1) 

Если для  i  пары трения через исходный dпi  и фактический dki  размеры охватываемой поверхности выразить ее износ:

dфi =dпi-dki,                                                     (2) 

а через исходный Dпi  и фактический Dki  размеры охватывающей поверхности выразить ее износ за тот же период эксплуатации:

Dфi=Dпi-Dki,                                                     (3)

то износ пары трения за период эксплуатации можно выразить величиной:

                              zфi=Dфi +dфi .                                                  (4) 

Аналогично через фактический dфi  и предельный dпредi  размеры охватываемой, фактический Dфi  и предельный Dпред i  размеры охватывающей можно выразить предельный износ:

- охватываемой: dпрi =dфi-dпрi,                                                        (5)

- охватывающей:  Dпр i=Doi -Dпр i,                                                     (6)

то износ пары трения на остаточный период эксплуатации можно выразить величиной:

                              zпрi=Dпрi +dпрi .                                                  (7) 

Однако, ни величины [4], ни сам износ не дают возможности численного определения ресурса.

Сделаем попытку аналогично [5] применения численной величины фактической степени износа пары трения за период эксплуатации:

Zфi=zиi-zфi-zпрizфi.                                                  (8) 

В рамках детерминированного подхода к безопасности запас на износ пары трения при последующей эксплуатации может быть принят:

Kk=zфizиi-zфi-zпрi.                                                     (9)                                                  

Величина K k

, определяемая формулой (9), показывает запас на износ при последующей эксплуатации пары трения, а также на любом этапе жизненного цикла машины и может быть использована для определения ресурса [5].

Список литературы

1. Лукьянов А.В. Управление техническим состоянием роторных машин (система планово-диагностического ремонта). Иркутск: Изд-во ИрГТУ., 2000. - 230 с.

2. Качиньски Роман. Эффективность пар трения конкретных узлов, ра-ботающих в промышленной технике // Труды XVII Трибологической Школы. - Колобжэг, 1990, с. 133-139.

3. Пат. Рос. Федерации. 2390746 «Способ безразборной диагностики степени износа шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания» МПК G01M15/00, G01M13/04, F16C17/24. Опубл.: 27.05.2010.

4. Оценка остаточного ресурса элементов грузоподъемных машин по величине износа. URL: https://pandia.ru/text/79/221/94692.php? (Дата обращения 18.03.2022).

5. Черепанов А.П. Прогнозирование ресурса технических устройств нефтехимических производств. // Монография. ФБГОУ ВО «Ангарский государ-ственный технический университет». Ангарск. 2017. -224 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?