В статье представлена методология оценки матрицы корреспонденций с использованием современных технологий идентификации участников дорожного движения. Оценка матрицы «траектория — пункт отправления — пункт назначения» открывает новые возможности, как для выявления проблемных направлений перевозочного процесса, так и для планирования и прогнозирования работы автомобильного транспорта
матрица, анализ транспортных потоков, граф
Оценка матрицы корреспонденций является сложной задачей для представления существующих методов и анализа транспортных потоков. Традиционно такие задачи решаются посредством оценки транспортных потоков, опросов и социально-экономическими моделями, но последние технологические достижения позволяют переосмыслить проблему [1-3]. Технологии идентификации участников дорожного движения, такие как датчики GPS, Bluetooth или Wi-Fi, предоставляют дополнительную информацию о пунктах отправления/назначения и выбранном маршруте. Эти данные используются для более полной оценки матрицы «траектория — пункт отправления — пункт назначения». Трехмерные матрицы расширяют концепцию традиционной оценки корреспонденций, предоставляя информацию о назначении транспортных потоков. Процесс оценки – обратная задача, целевая функция которой представляет собой компромисс между важными свойствами, которым должен удовлетворять поток.
В исследовании предоставим четкую и систематическую основу для оценки матрицы — комбинированный подход с использованием новых технологий, таких как GPS и Bluetooth, позволяющих осуществлять поиск траектории. Методология проиллюстрирована на рисунке 1.
примеры траекторий |
карты улично-дорожной сети |
данные Bluetooth |
обработанные сетевые данные |
программа восстановления транспортных потоков |
количество восстановленных потоков |
матрица корреспонденций |
Рисунок 1 – Схема оценки матрицы корреспонденций
Предлагаемый метод заключается в решении задачи (1), адаптированной к случаю матрицы.
где
Рассмотренный метод восстановления матрицы корреспонденций упрощает процесс прогнозирования работы транспортной системы, подразумевая возможность дополнения модели другими данными.
1. Лебедева О.А. Расчет основных характеристик маршрута на основе межостановочной матрицы / Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 9 (68). С. 145-148.
2. Лебедева О.А., Антонов Д.В. Моделирование грузовых матриц кор-респонденций гравитационным и энтропийным методами / Вестник ИрГТУ. - 2015. - № 5 (100). - С. 118-122.
3. Michau N.G., Pustelnik P., Borgnat P., Abry A., Bhaskar E. Chung Combining traffic counts and Bluetooth data for link-origin-destination matrix estima-tion in large urban networks: The Brisbane case study, 2019, 15 p.