Национальным богатством любого общества становятся его интеллектуальные ресурсы. В связи с этим, в информационном обществе нельзя не учитывать влияние средств массовой коммуникации на развитие личности
средства массовой коммуникации, образование, воспитание, информация
Возможности последнего десятилетия ХХ века и начало XXI века в области коммуникации с помощью медиа постоянно расширяются. Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без печатной продукции, телерадиовещания, кинематографа, видеозаписей и системы Интернет. Массмедиа проникают во все сферы человеческой деятельности.
Национальным богатством любого общества становятся его интеллектуальные ресурсы. В связи с этим, в информационном обществе нельзя не учитывать влияние средств массовой коммуникации на развитие личности.
Современное информационное общество требует не просто «человека образованного», а «человека культуры», с глубокими знаниями не только в своей профессиональной деятельности, но и знаниями и умениями в смежных областях, в умении контролировать поток информации, в умении критически и творчески использовать ее, в способности и готовности должным образом реализовать свои природные задатки [1].
Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что образование и воспитание должны быть тесным образом связаны с использованием современных информационных технологий и средств массовой коммуникации. Большинство российских граждан не готово к полноценной жизни в информационном обществе, им недостает соответствующих знаний и умений в области медиа.
Э. Разлогов считает, что эпоха бурного развития средств массовой коммуникации, которые включают в себя печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, мобильный телефон сместили акценты в сторону развлекательности, зрелищности [5].
По мнению А.П. Короченского средства массовой информации оказывают огромное влияние на свою аудиторию, воспитывают ее [4]. Однако, как отмечалось выше, содержательная сторона многих средств массовой коммуникации направлена не на воспитание человека «высокой культуры», а на получение удовольствий, безмятежного погружения в мир иллюзий.
Мнение А.П. Короченского разделяет С.Г. Корконосенко, отмечая, что, отдавая предпочтение бесплатным изданиям, аудитория находится под влиянием навязанных и поверхностных представлений о мире [3].
Современные средства массовой коммуникации значительно отличаются от тех, которые существовали в советские времена. СМК того времени находились под строгим и жестким контролем руководства страны. Вся информация проходила жесточайшую цензуру и только после одобрения политическими идеологами страны вещалась на всю страну.
Средства массовой коммуникации напрямую влияют на процессы, происходящие в мире, на мировой рынок труда, на международные контакты в области культуры и образования.
Многие исследователи отмечают, что средства массовой коммуникации зачастую агрессивно воздействуют на сознание и психику людей, в особенности детей, подростков, молодежи. С этим нельзя не считаться, необходимо системно и грамотно выстраивать отношения потребителей информации со специфическими ресурсами газет, журналов, радио, ТВ, кино, видео, системы Интернет. Нельзя не согласиться с Н.Б. Кирилловой, по мнению которой «потреблению» информации надо учить продуманно и терпеливо [2].
1. Запевалина, О. В. Современный мир и средства массовой коммуника-ции / О. В. Запевалина // Медиаобразование: от теории - к практике. 2008. - С. 103-109.
2. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Ки-риллова. - М. : Академический проект, 2005. 448 с.
3. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для среднего про-фессионального образования / С. Г. Корконосенко [и др.]; под редакцией С. Г. Корконосенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. 332 с.
4. Короченский, А. П. Медиаобразование в России: не только внешние трудности и препятствия / А. П. Короченский // Медиаобразование. - 2005. - № 3. С. 78-84.
5. Разлогов, К. Э. Что такое медиаобразование? / К. Э. Разлогов // Ме-диаобразование. - 2005. - № 2. С. 52-58.