ФОРМИРОВАНИЕ СПОНТАННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрен комплекс упражнений на формирование спонтанной монологической речи: упражнения на описание картинки / фотографии, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения (с дополняемыми, проблемными и воображаемыми ситуациями), дискутивные упражнения (дискуссия и комментирование), композиционные упражнения

Ключевые слова:
спонтанная монологическая речь, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Развитие спонтанной монологической речи обучающихся необходимо осуществлять с помощью определенной методики, включающей принципы обучения, отбор тематики и ее организацию с учетом интересов и возможностей обучающихся, комплекс упражнений и форм работы, соответствующую структуру уроков иностранного языка.

Для приобретения обучающимися опыта владения спонтанной монологической речью необходимо применение специальных заданий и упражнений в процессе обучения.

Комплекс разработанных упражнений можно разбить на несколько групп. Рассмотрим каждую группу.

1. Описание картинки / фотографии. Суть этой группы упражнений заключается в словесном описании или толковании материала, воспринимаемого зрительно и имеющего определенное содержание. В эту группу относятся упражнения, задания к которым предполагают описание элементарных изображений, фабульных сюжетов, статических сюжетов, реальных предметов и их месторасположения. Визуальный материал (он относится к неязыковым средствам), предъявляемый обучающимся, сообщает или подсказывает им содержание их будущих высказываний.

2. Репродуктивные упражнения. Основной разновидностью этой группы упражнений является традиционный пересказ, рассматриваемый в методике как сознательная речевая деятельность. Именно этот вид деятельности является непосредственной подготовкой к свободному выражению учащимися их мыслей и чувств.

В процессе пересказа текста обучающийся пользуется не только языковыми средствами самого произведения, но и лексико-грамматическим материалом, усвоенным им ранее.

Подбирая тексты для пересказа, следует ориентироваться на их объем и содержание: небольшой текст с динамическим сюжетом.

3. Ситуативные упражнения. Для развития монологической речи необходимо предлагать учащимся различные условно речевые ситуации: дополняемые, проблемные и воображаемые. В дополняемых условно речевых ситуациях обучающимся предлагается дополнить, завершить описание уже имеющейся ситуации и сделать по ней выводы.

4. Дискутивные упражнения. Основными разновидностями этой группы упражнений являются дискуссия и комментирование. Предлагая обучающимся поучаствовать в дискуссии, мы старались задавать в экспозиции такую проблему, которая бы побуждала обучающихся обменяться мнениями. При этом речевая партия каждого участника в этом многостороннем полилоге должна быть максимально продолжительной [1].

5. Упражнения на комментирование. Они в большей степени монологичны, чем дискуссия. Получив некоторую информацию, говорящий высказывает к ней свое отношение, а также возникающее в связи с этим соображения сравнительного, обобщающего, оценивающего или ассоциативного характера, свои эмоции и т.д. Объектом комментирования может быть материал различного жанра и характера – газетное сообщение, рисунок, деловое письмо, пригласительный билет на вечер с указанием его программы, товарный чек, железнодорожный билет, программа телевидения и т.д.

6. Композиционные упражнения. К данной группе упражнений относится в первую очередь устное сочинение, которое бывает нескольких видов, например, рассказ по предложенной ситуации или сюжету, по пословице или крылатому выражению, по теме или заданию, наконец, по собственной теме обучающегося.

Количественные (темп речи, объем высказывания) и качественные (соответствие теме и ситуации общения, лингвистическая нормативность, логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность высказывания) параметры речи являются показателями сформированности монологических умений.

Список литературы

1. Богданова, Н. В., Бродт, И. С. Спонтанный монолог : Синтаксиче-ские характеристики текста и уровень речевой культуры говорящего / Н. В. Бо-гданова, И. С. Бродт. - Текст : электронный // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер.9 Вып 1, Ч.1, 2007. - URL: http: // vestnik. spbu.ru / pdf07 / s09 /s09v1_07.pdf (дата обращения: 11.03.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?