ФУНКЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается значение научно-исследовательской работы студентов ВУЗа, перечисляются функции научно-исследовательской работы и дополняется их характеристика

Ключевые слова:
научно-исследовательская работа студентов; функции научно-исследовательской работы студентов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Совершенствование научно-исследовательской работы со студентами в высших учебных заведениях является одним из важнейших направлений развития высшего и послевузовского инновационного образования. В каждом высшем учебном заведении реализуются меры по разработке и применению различных форм привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время научно-исследовательская работа со студентами является частью учебного процесса и направлена на углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, совершенствование навыков в определенной профессиональной области, выявление одаренной творческой молодежи, проведение научных изысканий для решения актуальных задач современности.

Исследование вопроса о значении, целях и задачах научно-исследовательской работы со студентами ВУЗов показало, что такое направление освещено в источниках очень широко. Перечень же функций НИРС либо переплетается или заменяется задачами, либо не затрагивается вообще. Нами был изучен перечень функций, приведенный в работе Л.В. Чупровой, которые должна выполнять правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в ВУЗе, и дополнена их характеристика:

- образовательная функция: приобретение навыков определения предмета и объекта исследования; овладение научными методами и методиками исследования; изучение способов применения научных знаний; − организационно-ориентационная функция: выработка умения ориентироваться в источниках информации, базах данных, электронных библиотеках; выбор методов обработки информации; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; − аналитико-корректирующая функция: овладение навыками самоанализа, критического мышления, самосовершенствования и самообразования; коррекции личной учебно-познавательной деятельности; − мотивационная функция: стимулирование развития интереса к научным проблемам в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, выявление потребности в дополнительном изучении ряда тем, приобретение навыков убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания, рассмотрение и принятие разнообразных точек зрения по исследуемой проблеме; закрепление потребности в постоянном научном поиске даже после окончания ВУЗа; − развивающая функция: развитие познавательных способностей, развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; − воспитательная функция: выявление и воспитание профессионального призвания, становление нравственного и правового самосознания; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности в достижении результатов.

Кроме того, нами был изучен перечень функций научно-исследовательской работы студентов, предложенный Н.Н. Погребняк, среди которых выделены: регулирующая, конструктивная, управленческая, коммуникативная, контрольная, оценочная [2].

Таким образом, изучение и определение функций позволяет определить всю сложную и важную сущность процесса научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений.

Список литературы

1. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования. - Тескт: электронный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5-2. - С. 167-170. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 10.03.2022).

2. Погребняк Н.Н. Содержание, структура и функции научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических учреждений Европы (на примере Англии) / Н.Н. Погребняк - DOI 10 26293/chgpu/2019/104/4/029 - Текст: электронный // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2019. - №4(104) - С.211-218 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-struktura-i-funktsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-vysshih-pedagogicheskih-uchrezhdeniy-evropy-na/viewer (дата обращения: 12.03.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?