Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены результаты социологического исследования субъективной оценки здоровья студентами технического вуза

Ключевые слова:
студенты, самооценка, риск основных общепатологических симптомов, медико – социальное исследование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Снижение качества здоровья  и ухудшение физического развития детей и подростков приводят к тому, что студенческая аудитория ВУЗов пополняется  молодежью с такими  нарушениями здоровья как вегето-сосудистая дисфункция, миопия, заболевания опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы [1]. В структуре заболеваемости студентов  преобладают болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, нервной системы [2]. Иностранные авторы отмечают посредственные показатели физической активности и физической подготовленности студентов [3]. Учебная деятельность студентов - будущих бакалавров из-за интенсивности информационного потока, большого объема различных форм самостоятельной работы, совмещения получения практических навыков в выбранной профессии с теоретическим обучением является здоровьезатратной [4,5].

Целью настоящего исследования явился анализ  субъективных оценок здоровья студентов  по результатам  анкетирования.

Исследование проведено с информированного согласия студентов. Применялся метод группового самозаполнения анкет, содержащих 30 закрытых вопросов, касающихся самооценки респондентами своего физического и психического состояния в течение двух последних лет. Исследование без ограничения времени проводили в учебных аудиториях с соблюдением условия невозможности совещания студентов друг с другом. Все анкеты были заполнены полностью, пропущенные данные отсутствовали, что позволяет говорить о высоком качестве данных. Опрашивалось 206 студентов различных направлений подготовки технического ВУЗа (65 юношей и 141 девушка).

Для обработки полученных результатов использовалась автоматизированная система количественной оценки рисков основных общепатологических синдромов [6]. Оценивались риски (в долях единицы) следующих общепатологических синдромов: артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, нарушений функционального состояния органов желудочно-кишечного тракта, печени, органов дыхания, мочевыделительной системы, эндокринных и аллергологических нарушений, неврологических нарушений, пограничных психических расстройств и алкогольной зависимости. Математико-статистическую обработку данных проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica 8. Анализируемые показатели сравнивали  с использованием t-критерия Стьюдента. Результаты представлены в виде среднего и стандартной ошибки среднего.

Установлено, что 50,0% студентов оценило риск нарушений здоровья как средний. При этом у девушек отмечена худшая ситуация: среди них доля лиц с чрезвычайно высоким риском (0,95 и более) достоверно выше, а доля лиц со средним уровнем риска (от 0,76 до 0,95) достоверно ниже, чем у юношей (p<0,05) (табл.1).

Таблица 1

Распределение респондентов  по уровням риска,%

Уровни риска

Пол

Юноши

Девушки

Оба пола

Средний

66,2±5,9*

42,6±4,2*

50,0±3,5

Высокий

4,6±2,6

8,5±2,3

7,3±1,8

Чрезвычайно высокий

29,2±5,6*

48,9±4,2*

42,7±3,4

Итого:

100,0

100,0

100,0

Примечание: *- различия между показателями юношей и девушек достоверны (p<0.05).

Доля лиц, имеющих высокий и чрезвычайно высокий  риск двух и более синдромов у девушек (28,4±3,8%) была достоверно больше, чем у юношей (12,3±4,1%, p<0,05).

При сравнении уровней рисков основных общепатологических синдромов (табл. 2) были выявлены  достоверные  гендерные различия. За исключением риска алкогольной зависимости  девушки имеют более высокие значения рисков, чем юноши. Следует отметить, что риски пограничных психических расстройств и у девушек, и у юношей составляют наиболее значимую долю в структуре рисков (22,1 и 18,8% соответственно).

Второе место в структуре рисков занимают риск функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта у девушек (14,9%) и риск артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца у юношей (по 17,2%). На третьем месте и у девушек (14,0%), и у юношей (12,5%) находится риск функциональных нарушений нервной системы.

Таблица 2

Уровни рисков нарушений здоровья, доли единицы

Наименование патологического синдрома

Пол

Девушки

Юноши

Оба пола

Артериальная гипертензия

0,39±0,03*

0,25±0,04*

0,34±0,02

Ишемическая болезнь сердца

0,36±0,03*

0,25±0,04*

0,33±0,03

Эндокринные нарушения

0,28±0,03*

0,15±0,04*

0,24±0,02

Функциональные нарушения печени

0,30±0,03*

0,14±0,03*

0,25±0,02

 

Функциональные нарушения  желудочно-кишечного тракта

0,44±0,03

0,28±0,04

 

0,39±0,036

 

Аллергические расстройства

0,10±0,02

0,05±0,02

0,08±0,01

Функциональные нарушения органов дыхания

0,12±0,02

0,13±0,03

0,12±0,01

Функциональные нарушения  мочевыделительной системы

0,15±0,03*

 

0,07±0,03*

 

0,13±0,02

 

Неврологические нарушения

0,40±0,03*

0,28±0,4*

0,36±0,03

Пограничные психические расстройства

0,56±0,03*

 

0,33±0,05*

 

0,49±0,03

 

Алкогольная зависимость

0,07±0,01

0,09±0,02

0,08±0,01

Примечания:* - различие показателей девушек и юношей  достоверно, p<0,05

Таким образом, студенты технического вуза оценивают риски нарушений здоровья как средние, причем среди юношей такая самооценка более распространена. Учитывая, преобладание у студентов обоих полов в структуре рисков пограничных психических расстройств, можно предположить, что самооценка здоровья студентами в значительной степени основана на самооценке психического здоровья и в меньшей степени на самооценке физического здоровья.

Необходимо учитывать результаты самооценки здоровья при разработке как профилактических мероприятий в вузе, способствующих сохранению и улучшению здоровья студентов, так и мероприятий по распространению ответственного здоровьесберегающего поведения. Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости студентов в виде текущего и промежуточного контроля, но и по совокупности показателей, определяющих уровни их здоровья и/или функционального состояния.

Список литературы

1. Рахманов Р.С., Тарасов А.В., Потехина Н. Н. Анализ заболеваемости студентов гражданского и военных университетов Калининграда / Р.С. Рахма-нов, А.В. Тарасов. - Текст: непосредственный // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 4 (325). С. 30-36. doi:https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-30-36.

2. Кучма В. Р., Нарышкина Е.В. Школьная и университетская медицина в Европе: состояние, проблемы и пути решения (некоторые итоги XIX Европей-ского конгресса по школьной и университетской медицине) / В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина. - Текст: непосредственный //Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2018. Том. 97. №. 5. С. 217-223. doi:https://doi.org/10.24110/0031-403X-2018-97-5-217-223.

3. Kljajević V., Stanković M., Đorđević D., Trkulja-Petković D., Jovanović R., Plazibat K., Oršolić M., Čurić M., Sporiš G. Physical Activity and Physical Fitness among University Students-A Systematic Review / V/ Kljajević, V/ Stanković, D Đorđević, D. Trkulja-Petković, R. Jovanović, K. Plazibat, M. Oršolić, M. Čurić, G. Sporiš. - Текст: непосредственный // International journal of environmental re-search and public health. - 2021. - 19(1). - 158. doi:https://doi.org/10.3390/ijerph19010158.

4. Петросянц В. Р., Гридяева Л.Н., Валеева Г.В., Арпентьева М.Р. Стили жизнедеятельности студентов и психологическая безопасность образо-вания / В.Р. Петросянц, Л.Н. Гридяева, Г.В. Валеева, М.Р. Арпентьева. - Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. 2021.№ 6. С. 391-398. doihttps://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-391-398.

5. Соколова Т.М., Русьянова Т.Н. Влияние учебной деятельности на со-стояние здоровья студентов средних профессиональных и высших учебных за-ведений / Т.М. Соколова, Т.Н. Русьянова. - Текст: непосредственный // Между-народный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1 (115) Часть 3. С. 118-120. doi:https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.093.

6. Панин В.А. Некоторые подходы к диагностике здоровья человека: ме-тодические указания / В.А. Панин. - Калининград. 1996. - 25 с. - Текст: непо-средственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?