Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены вопросы типологии цифровых платформ, их эффективность и сферы применения

Ключевые слова:
цифровизация, цифровые платформы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Трендом последних лет стала цифровизация различных сфер экономики, связанная с тем, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий неизбежно влечет за собой и изменения в процессе производства товаров и оказания услуг, меняются бизнес-модели компаний, происходит отраслевая трансформация.

Возможность проводить операции в информационной среде на основе ИТ-технологий позволяют цифровые платформы. В настоящее время существует огромное количество определений термина «цифровая платформа», что объясняется появлением и использованием этого понятия в различных областях деятельности. Под цифровыми платформами понимают и группу технологий, и группу участников, и бизнес-модель и предприятие, которое обеспечивает взаимодействие между контрагентами на основе взаимных выгод, и аппаратно-программный комплекс. Кроме того, цифровые платформы рассматриваются как программные среды, совокупность цифровых технологий, бизнес-модели, торговые площадки в виртуальном пространстве, гибридные структуры, ориентированные на разработку ценности посредством обеспечения непосредственного взаимодействия и осуществления трансакций между различными группами сторонних пользователей [1].

По мнению исследователей, цифровые платформы могут действовать на разных уровнях экономики (микро-, макро-, мезо-, и глобальном уровнях). По охвату рынка цифровые платформы делят на глобальные, региональные, отраслевые и монофункциональные. В зависимости от типа программного продукта различают инструментальные, прикладные и инфраструктурные цифровые платформы. По владению активом выделяют централизованные, децентрализованные и гибридные цифровые платформы [2]. По сфере управления – централизованные и децентрализованные.

Эффективность использования цифровых платформ обусловлена снижением затрат при проведении прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, минуя посредников, получением конкурентного преимущества, которое достигается за счет облегчения процессов обмена между взаимосвязанными субъектами бизнес-процесса.

Цифровые платформы в настоящее время встречаются в различных форматах и применяются в разнообразных видах деятельности:

- мессенджеры;

- социальные сети;

- финансы;

- платежные системы;

- электронная торговля;

- транспорт;

- туризм;

- образование и занятость;

- медицина;

- государственные услуги и др.

Сегодня на фоне динамично развивающейся цифровизации, затронувшей все сферы жизни человека, появляются широчайшие возможности применения цифровых платформ. Наглядное проявление этого процесса наблюдается в области образования. В образовательную среду в последнее время массово вводятся многочисленные информационно-коммуникационные технологии. Данному процессу способствовали такие явления, как:

- возможность доступа для большого количества пользователей к высокоскоростному интернету;

- повсеместное распространение мобильных устройств;

- появление в интернет-пространстве различных образовательных ресурсов и одновременно применение интерактивных технологий в обучении;

- образовательные организации активно стали использовать новые технические решения и продукты цифровой сферы;

- условия пандемии новой коронавирусной инфекции, обусловившей массовый переход учреждений образования на дистанционное обучение.

Образовательные цифровые платформы являются сложными цифровыми образовательными продуктами.

В России организации, осуществляющие свою деятельность в сфере высшего образования, используют такие программные ресурсы как Moodle, Zoom, Росдистант, ЭИОС и другие. Наиболее популярными являются Moodle и Zoom.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – это система управления процессом обучения, предполагающая организацию обучения на удаленной основе, она включает в себя средства, как предоставления учебной информации, так и проверки знаний, осуществляющейся в форме тестирования.

Zoom является платформой по организации конференций, которые можно проводить как в видео, так и в аудио формате.

Преимуществами рассмотренных цифровых ресурсов является доступность сервисов и платформ для пользователей, которыми являются преподаватели и студенты. Лекционный материал, который предоставляется на базе образовательных платформ в цифровой среде, дает возможность обучающимся не просто прочитать лекцию, но и повторно изучить данный материал, конспектируя какие-либо данные из лекции.

Несмотря на то, что, как указывалось выше, доступ к интернету имеют большое количество пользователей, в 2020 году использование интернета населением для дистанционного обучения в нашей стране составляет всего 8 % в процентах от численности населения в возрасте 15-74 лет. По этому показателю Россия уступает таким странам, как Чехия, Италия, Германия и др. Лидирует в области использование интернета для дистанционного обучения Республика Корея, где 30% населения учатся удаленно, используя интернет. В Финляндии этот показатель составляет 29%, в Швеции – 23%, в Эстонии – 22%, в США – 18%, в Великобритании и Канаде – по 15% [4]. В допандемийный период процент использования интернета населением для дистанционного обучения был значительно ниже: В России всего 3%, а в странах-лидерах (Финляндии и Республике Корее) этот показатель составил по 21% [5].

Деятельность платформ может сопровождаться серьезными рисками и угрозами, связанными с конфиденциальностью персональных данных.

Кроме того, недостатком применяемых программных продуктов является отсутствие или ограниченное количество материалов с обратной связью, игр, интерактивных заданий, требующих аналитической работы. Не всегда есть возможность провести развернутую дискуссию по ряду вопросов, существует ограничение возможностей контроля преподавателем по проверке знаний и умений студентов.

В некоторых секторах экономики цифровизация не нашла широкого применения, но, тем не менее, и там в перспективе возможно активное использование цифровых платформ. Например, в агропромышленном комплексе цифровые платформы уже находят применение в сфере земельных отношений, агрохимическом обеспечении, переработке сельскохозяйственной продукции. В строительстве возможно использование системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства на основе технологий информационного моделирования. Отстающей в области цифровизации отраслью является ЖКХ. Для этой сферы разработана платформа «Умное ЖКХ», с помощью которой возможно оперативно работать с заявками клиентов, различными документами. Использованию цифровых технологий в этих сферах препятствует отсутствие инвестиций, ограниченные стимулы для изменений и отсутствие частной инициативы. В данных отраслях государство должно стимулировать использование информационных технологий, в том числе оказывать помощь в финансировании [3].

Цифровые платформы применяются в разных отраслях и сферах деятельности и позволяют получить разнообразные преимущества перед конкурентами, использующими традиционные методы ведения бизнеса. По причине повышения доступа к высокоскоростному интернету, широкому распространению мобильных устройств, развитию информационных технологий область применения цифровых платформ будет только расширяться. Цифровые платформы и формируемые ими платформенные экосистемы становятся движущими силами инноваций, развития конкуренции и в конечном итоге экономического роста.

Список литературы

1. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития / И.З. Гелисханов, Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин. - Текст: электронный // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. - Т. 11. - № 6. - С. 22-36. DOI:https://doi.org/10.18721/JE.11602 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-v-ekonomike-suschnost-modeli-tendentsii-razvitiya? (дата обращения: 14.05.2022).

2. Кулакова Л.И., Полянин А.В. Развитие предпринимательства на ос-нове цифровых платформ в условиях деглобализации / Л.И. Кулакова, А.В. Полянин. - DOI:https://doi.org/10.24411/2304-6139-2020-10131. - Текст: электронный // Вест-ник академии знаний. - 2020. - № 37(2). - С. 12-16. - URL: http://academiyadt.ru/online-zhurnal-vestnik-akademii-znanij-vaz-37-2-aprel-maj-2020/ (дата обращения: 21.04.2022).

3. Российская Федерация. Паспорта национальных программ. Цифровая экономика Российской Федерации [Принята 24 декабря 2018]. - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.05.2022).

4. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 124 с. - Текст: непо-средственный.

5. Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 124 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2345-2 (в обл.). - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?