Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются ключевые этапы жизни деятельности Петра I, влияние его деятельности на развитие государства, масштабность проводимых им реформ. Ключевые слова: Петр I, реформатор, государство

Ключевые слова:
Петр I, реформатор, государство
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В нынешнем, 2022 году, наша страна отмечает 350-летие со дня рождения Петра I, Великого. Последний царь всея Руси, первый Император Всероссийский и, конечно же, великий реформатор. Значение реформ, проведённых в России за время правления Петра Великого, сложно переоценить. Они коснулись буквально всех аспектов жизни и имели грандиозный масштаб. Петр I оказался для России одним из тех людей, кто создавал историю, задавал курс и направление для развития государства. Память о его свершениях прошла сквозь века, и до сих пор ученые и простые обыватели не утратили интереса к его личности.

 В настоящее время, когда наша страна переживает непростые времена, характеризующиеся изменениями во внешнеполитической обстановке в мире, актуально обратить свой взор к прошлому. Ведь история нашей страны является огромным подспорьем для решения текущих задач в настоящем. Мы можем заново рассмотреть и проанализировать деятельность Петра I, увидеть его вклад в становление и укрепление Российского государства и извлечь из этого новые ценные уроки.

Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью. Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание преступникам, а после крестин угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами [1].

После смерти отца Пётр I стал царём в возрасте 10 лет, разделив престол со своим братом Иваном 5, регентом при малолетнем Петре и больном Иване стала Софья Алексеевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака. В 1683 году Петр с матерью, Натальей Кирилловной, были отправлены в село Преображенское, где и прожили следующие семь лет.

Уже тогда проявился целеустремлённый характер с лидерскими качествами и любознательность натуры Петра. С детства он пристрастился к военным играм, тогда же были заложены основы двух будущих военных подразделений, Семёновского и Преображенского полков, выросших вместе с Петром из двух «потешных» батальонов. При военной выучке Петр наравне со всеми прошел все солдатские чины, начиная с барабанщика. Также с большим интересом он предавался изучению таких наук как арифметика и геометрия. В то же время у будущего государя зародилась страсть к мореплаванию и кораблестроению [2].

В 1689 году Петр женился, по русским обычаям после брака он считался совершеннолетним, мог самостоятельно управлять государством и не нуждался в регентстве. Однако, это не устраивало царевну Софью Алексеевну, был поднят мятеж. Столкновение произошло в августе-сентябре 1689 года. Подавив с помощью «потешных полков» и сторонников со стороны бояр восстание, Петр отправил Софью в Новодевичий монастырь. С этого момента и начинается царствование Петра I, поскольку больной Иван в делах государственных участия не принимал, а после его смерти в 1696 году Пётр стал единоличным правителем [3].

Страсть Петра I к мореплаванию подтолкнула его к мысли о необходимости для России выхода к незамерзающим морям. В 1695 году были организованны Азовские походы, однако за неимением флота русские не смогли победить. Было организованно строительство кораблей, размещённое под Воронежем, и уже в 1696 году русский флот полностью блокировал Азов. Это стало открытием первого выхода России в южные моря.

В 1697 году было организованно и направлено в Европу «Великое посольство», целью которого было создание антитурецкой коалиции. Петр отправился с посольством инкогнито, под фамилией Михайлов. Для царя целью этой поездки была учёба и возможность лично увидеть уклад и устройство Европейских государств. За 15 месяцев путешествия вместе с посольством Петр посетил города Лифляндии, Курляндии, Пруссии, Саксонии, Голландии, Англии и Австрии. Посещая разные города, Петр впитывал в себя новые знания и нанимал иностранных специалистов для работы в России. Главным итогом этой поездки стала реформаторская деятельность Петра по возвращению в Россию.

 

 

Главной целью преобразований Петра I было создание сильного государства, обладающего современной армией и флотом, имеющего морские выходы в соседние страны и Мировой океан. Осуществляя свои реформы, Петр I исходил из следующих основных целей и задач:

 • превратить Россию в развитое государство, сравнимое с западными странами, способное защитить себя от внешней агрессии; перевести Россию из отсталых в разряд культурных государств;

 • резко повысить международный престиж России, превратить ее в авторитетное государство, с которым бы считались в Европе;

 • значительно укрепить военную и промышленную мощь государства; развивать торговлю, повысить уровень культуры и образования;

 • стать царем-императором великого государства, авторитетным и признанным монархом не только в России, но и во всей Европе [4, с. 20].

Реформаторская деятельность Петра затронула все аспекты жизни государства, военное дело, экономику, культуру и образование.

Преобразования в административной сфере включали в себя следующие реформы: реформу государственного управления, губернскую и городские реформы. Были созданы новые органы власти, такие как Главный Магистрат, Святейший Синод, Сенат, 13 коллегий. Для повышения эффективности системы управления государством было изменено территориальное устройство, государство было поделено на губернии и провинции.

Судебная реформа была самой масштабной в истории государства и состояла в полном отделении суда от администрации. Появились новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Их функции были возложены на все коллегии кроме Иностранной.

Военной реформе Петр посвятил большое количество сил, времени и ресурсов. Ведь без сильной и современной армии Россия не могла претендовать на укрепление своих позиций в мировом сообществе. Укрепление и усиление военной мощи государства способствовало и укреплению авторитета России в Европе. В первую очередь было реорганизовано полковое устройство. В 1699 был объявлен и проведен рекрутский набор, после которого были проведены учения по новым правилам и стандартам. Огромное внимание Петр I уделил обучению командующего офицерского состава армии.

В список изменений вошло и издание Воинского устава, регламентирующего обязанности и права солдат.

Все эти нововведения позволили России получить новую регулярную армию и могущественный флот, которые превосходили многие армии европейских государств.

Церковная реформа внесла значительные изменения в жизнь церкви. После их осуществления церковь перестала существовать как автономная единица и стала подчиняться государству.

Финансовая реформа в России была необходимостью, так как ведение войн и реформирование различных областей, в том числе и военной, требовало масштабных затрат. Она включала в себя на различных этапах изменения в налоговой системе, введение дополнительных налогов и расширение числа налогоплательщиков. Была проведена денежная реформа, в 1704 году основной валютой стала копейка, неразменный рубль, «деньга», был отменен.

Финансовая реформа в целом была успешной, ведь главной её целью было наполнение казны, с чем она справилась, размер доходов с 1710 года по 1725 год в казну вырос в три раза.

Реформы в промышленности и торговле были призваны покрыть возросшие потребности новой армии. При Петре I было создано около 200 мануфактур. Из-за рубежа привлекались иностранные специалисты, российские дворяне посылались в Европу для обучения. Государство всячески поощряло и поддерживало развитие мануфактур. Они были защищены от конкуренции с иностранными производителями, был введен Таможенный устав 1724 года, который регламентировал введение очень высоких таможенных пошлин на ввоз иностранной продукции.

В 1705 году был построен и начал действовать сереброплавильный завод. В 1723 году – железоделательный завод.

Реформа образования была необходимостью по мнению Петра I. Для того чтобы быть сильной и независимой, Россия должна была стать образованной. В свете реформ в каждой губернии было построено по две бесплатные школы для получения детьми начального обязательного образования. Также в период с 1701 года было открыто множество школ, разделенных по направлениям: инженерная, математическая, навигационная, артиллерийская. Первая морская академия была основана в Петербурге. Открывались и гимназии.

Реформы культуры. Значительный вклад в развитие культуры был внесён Петром I во время его преобразований. В 1710 г. был утверждён новый алфавит, церковнославянские литеры были заменены новым шрифтом. Числа стали обозначаться арабскими цифрами. Активное развитие получило книгопечатание. В печать стали проходить не только духовные книги, но и научная литература по астрономии, истории, математике. Первая печатная газета «Ведомости» стала регулярно выходить с января 1703 года. Переход на новый календарь стал значительным событием для России. С 1700 г. было введено летоисчисление от «рождества Христова» и новый год наступал в соответствии с европейским 1 января, а не 1 сентября. Первые музеи для всех были открыты в 1719 г. в Петербурге: Кунсткамера и Публичная библиотека, насчитывающая около 11 тысяч книг. В Кунсткамеру по приказу Петра свозились все необычные и вызывающие интерес вещи, начиная от древних грамот до живых и мертвых уродцев. В целом преобразования в сфере культуры и просвещения положительно сказались на российском обществе и его развитии.

В заключении можно сделать вывод, что влияние реформаторской деятельности Петра I на государство было всеобъемлющим. Не существовало практически ни одной стороны жизни государства, которую не затронули бы изменения. Проведённые преобразования дали мощный толчок для развития России. Была создана сильная регулярная армия, создан флот, значительно выросла промышленность [4, с. 58].

Список литературы

1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. / Н.И. Костомаров: В 3-х томах. - Репр. воспр. изд. (1873-1888 гг.) - 1992 г. 350 с. - Текст: электронный. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostomarov/russkaja-istorija-v-zhizneopisanijah-ee-glavnejshih-dejatelej/ 6_1_1. (дата обращения: 15.04.2022).

2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до па-дения самодержавия: учебное пособие / А.Ю. Дворниченко. - М.: Весь Мир, 2010. - 944 с. - ISBN 978-5-7777-0452-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013805 (дата обращения: 15.04.2022). - Ре-жим доступа: по подписке.

3. Воробьева Э.А. История России с начала государственности до 1917 г.: учебник / Э.А. Воробьева. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. - 379 с. - ISBN 978-5-7782-4027-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1869453 (дата обращения: 15.04.2022). - Режим доступа: по подписке.

4. Анохина С.Л. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки / С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова; под ред. Пляйс Я.А. - 3-е изд., доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 512 с. - ISBN 978-5-9558-0339-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1001113 (дата обращения: 15.04.2022). - Режим доступа: по подписке.

Войти или Создать
* Забыли пароль?