ЕВРОПЕИЗАЦИЯ РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: К 350-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА I
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследованы особенности реформаторской деятельности Петра I на основе заимствования европейских традиций в сфере образования и культуры. Показано их влияние на изменение духовно-культурных ценностей российского общества

Ключевые слова:
образование, культура, реформы Петра I
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

350-летний юбилей со дня рождения Петра I (9.06.1672 г. – 8.02.1725 г.) усилил внимание научной и творческой общественности к практическому и духовному наследию петровских реформ. Его выбор в пользу европеизации образования и культуры заложил основу для культурно-духовных преобразований в стране и выведения ее на новый более высокий уровень развития – превращения России в европейскую цивилизацию.

По оценке историков, XIX в. Петр I разрушил традиции «русской старины», перевернул всё русское общество «сверху донизу, до самых его основ и корней» [2]. Современные исследователи, оценивая реформы с позиций исторической ретроспективы, видят в этом процессе новый подход к образованию, обогащение образовательного процесса «ценностными категориями, впоследствии приобретшими характер фундаментальных и традиционных» [5, с.97]. Произошедшая «смена культурно-ценностных ориентиров на уровне сознания» заложила основу для установления диалога культур со странами Европы, что способствовало взаимному культурному обогащению. «Россия оказалась тем культурным мостом, который соединил Восток и Запад, …привел к образованию единого евразийского пространства» [3]. Русский народ, приняв европейские ценности, сохранил свой духовно-культурный потенциал и в тоже время оказался способным к усвоению новшеств.

Для того чтобы оценить хотя бы часть вклада Петра I в развитие России, необходимо дать характеристику состояния образования и культуры в допетровскую эпоху. Образование в этот период развивалось медленно. Так, например, из четырех фундаментальных правил арифметики, изучались лишь сложение и вычитание; учебники по математике состояли из кириллических букв. Знания в области естествознания предоставлялись не систематизировано. Преобладала литература религиозного характера. В Москве ежегодно издавались три тысячи часовых книг и почти 15 000 псалмов. При написании учебников использовался только церковно-славянский язык. В 1648 г. был опубликован первый учебник по грамматике Мелетия Смотрицкого. Можно сказать, что образование в допетровскую эпоху находилось на начальном этапе своего становления.

Русская культура в допетровский период формировалась под влиянием православных традиций, потому что первые литературные произведения на Руси были посвящены христианским учениям, правилам поведения в быту, легендам. Эти особенности отразились в живописи, в которой преобладала иконопись. Новый год по традиции начинался с 1 сентября, само летоисчисление велось со времён сотворения мира. Все русские мужчины носили бороду, которая считалась символом чести и гордости. Насильственное ее сбривание считалось оскорблением достоинства русского человека. Светская культура не получила развития.

Развитию образования способствовало приглашение квалифицированных иностранных специалистов, открытие школ различных направленностей, замена кириллических букв арабскими цифрами, изменение русской азбуки (из алфавита изымались дублетные буквы «ДЗ», «ШТ», «ЕЯ») и др. Введение изменений в письменность русского языка способствовало появлению современного шрифта вместо старинного полуустава. Это нововведение расширило круг читающих людей в стране. С 1703 г. начала издаваться первая русская печатная газета – «Ведомости».

Но влияние религиозной культуры сохранялось. В 1687 г. была открыта всесословная Славяно-греко-латинская школа основа, для возникновения которой была заложена в более ранний период. Ее деятельность была направлена на подготовку учеников к духовному званию для церковной службы. Первоначально в ней обучались 76 учеников, в том числе монахи, священники, дьяконы и москвичи других сословий. В 1701 г. она получила статус академии, В 1716 г. в ней обучалось уже 400 человек [4, с. 164].

Наряду с традиционными церковными школами появились светские, как правило, нацеленные на формирование профессиональных знаний русского дворянства. Этому способствовал Указ Петра I «Об обязательном обучении дворянских детей «цифири» и «геометрии»». Тем самым была введена обязательная учебная повинность, запрещающая ученикам жениться, пока не окончат школу. В жизни общества возросла роль дворянского сословия, и образование стало приобретать все больше сословный характер. 

Как пишет В.О. Ключевский, Петр I хотел создать школу, в которой бы люди изучали и «церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство» и которая избавила бы … от необходимости обращаться … к иноземцам» [2]. Законодательство в области образования было основано на полезности человека государству и поэтому приобрело ярко выраженную профессиональную направленность в обучении. Это объяснялось потребностью государства в обеспечении кадрами структур государственной службы, промышленности и армии, обладающими знаниями в области управления, вооружения, естественных и математических наук.

Все реформы в сфере образования были практико-ориентированными. Поездка Петра I в Европу позволила получить представление об английской и немецкой системах образования. Первая была ориентирована на получение фундаментальных академических знаний, что увеличивало срок обучения. Вторая предусматривала подготовку специалистов узкой специализации в более короткие сроки. Была выбрана немецкая система, которая по оценкам специалистов во многом используется в современный период [1, с.98]. Так была заложена основа инженерного образования.

Первой была создана Пушкарская школа (1699 г.). Затем в 1701 г. в Москве в палатах Сухаревой башни начала действовать «школа математических и навигационных наук». Ее директором стал приглашенный из Абердинского университета Англии профессор Г. Фарварсон. Эта школа в определенной степени имела общеобразовательный характер, так как давала элементарные знания для деятельности в любом направлении. Арифметику в ней преподавал Л. Ф. Магницкий, автор одного из первых учебников. Из школы выходили моряки, артиллеристы, офицеры.  Позже, в 1712 г., были основаны инженерная, штурманская и артиллерийская школы. В 1715 г. на базе школы «математических и цифирных наук» была организована в Санкт-Петербурге Морская академия. Развитие медицинского образования связано с открытием в 1707 г. Медицинской школы при Московском военном госпитале под руководством опытного хирурга Николая Бидлоо. Для изучения иностранных языков в 1703-1715 гг. были основаны гимназии. Были сделаны переводы ряда европейских книг. В русский язык вошли около 4 тысяч заимствованных европейских слов.

Широкую популярность приобрели частные школы в Москве, Казани и в других крупных городах как результат европейского влияния. Так, например, московскую гимназию, организованную Эрнстом Глюком за 1703-1715 гг. закончили 300 человек. В Казани популярной была школа, созданная некой иностранкой Гаоме. Большая часть выпускников, получив хорошее светское образование, включающее знание нескольких иностранных языков переходили на государственную службу. Впоследствии такие школы трансформировались в Институт иностранных гувернеров [4. С. 165].

Часто выпускники всех этих учебных заведений становились учителями для обеспечения кадрами школ в провинции. В 1714 г. образование было объявлено обязательным для детей всех сословий кроме крестьян Их создание осуществлюсь по трем направлениям: цифирные – для подготовки местных чиновников; гарнизонные – для обучения солдатских детей; епархиальные – для обучения священнослужителей. В 1716 г. в разных городах России было открыто 16 цифирных школ, а к концу периода правления Петра I действовало 42 школ. По оценке М.П. Стародубцева, светская школа оказалась не долговечной, и ее остатки сохранились лишь в слиянии с военной школой, отчасти заимствовавшей ее программу [6, с.129-130].

Епархиальные школы подчинялись местному духовенству, и светская власть в их деятельность не вмешивалась. Их содержание, подбор учителей и программа обучения находилось в ведении церкви и порой ограничивалось изучением грамматики и риторики. Полсотни епархиальных школ сохранилось до того времени, когда они стали превращаться в семинарии. Фактически гуманитарное образование, по-прежнему, осуществлялось духовными школами, учителей которых готовила Славяно-греко-латинская академия. «Духовный регламент» 1721 г., разработанный известным церковным деятелем Феофаном Прокоповичем предусматривал создание академий с семинариями, то есть с 8-летними средними духовными учебными заведениями, а также разрешал архиереям открывать школы при своих домах. К 1725 г. количество епархиальных школ увеличилось до 46, в которых обучалось более трех тысяч учеников. В Санкт-Петербурге Ф. Прокоповичем была создана школа для сирот и детей из бедных семей. Ученики получали хорошее образование. За 15 лет ее деятельности было подготовлено 160 человек, среди них академики А. П. Протасов и С. К Котельников [4, с.165]. «Духовный регламент» фактически определил развитие церковного образования.

Кроме этих школ в промышленных районах России, где получило развитие горное дело, создавались горнозаводские училища. Рекомендации по их организации были высказаны историком и градостроителем Екатеринбурга В.Н. Татищевым. А первые из них были открыты в 1715 г. В.И. Генниным.

К концу жизни Петра I в каждом крупном городе имелось примерно по одной цифирной и одной духовной школе. А всего в России действовало 110 школ низшей ступени образования.

Преобразовательная деятельность Петра I постепенно меняла культурно-образовательный облик России. Была создана сеть светских и духовных школ, что стало «эпохой» в истории российского образования. Перед школами этого периода не ставилась задача воспитания обучающихся и распространения общего образования. Главная задача состояла в получении профессиональных кадров для промышленности, государственного управления и духовной службы. Школы выполняли конкретные запросы экономики, а ценность образования и науки для развития общества еще не была осознана. Но реформы Петра I заложили крепкий фундамент для перехода к созданию системы образования во второй половине XVIII в.

Обладание новыми знаниями меняло мировоззрение человека, что отразилось в образе жизни дворянства и приобщением их к европейской культуре. Введение Ассамблеи, нового вида культурного досуга дворян, где шел обмен мнениями по вопросам культуры, игра в шахматы, танцы и др. Их проведение регламентировалось указом, по которому на Ассамблеи обязаны были являться не только дворяне, но и их жёны. Эти новшества повлекли за собой изменение этикета дворян, приучили к европейским костюмам, к театральной культуре. Необычная архитектура новой столицы, представляющая собой смешение разных культур, так называемое «русское барокко» превратило Санкт-Петербург в красивейший город Европы. Появилась светская русская живопись – первые пейзажи и портреты. На поддержку художников официально выделялись финансовые средства.

Организация первого российского музея Кунсткамеры в 1714 г. стало началом создания научных и просветительских учреждений. Цель музея, сформулированная Петром I, состояла в «получении знаний о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Через десять лет им был подписан указ об основании Академия наук, хотя ее официальное открытие состоялось в декабре 1725 г., уже после смерти императора. Первым президентом Академии наук стал доктор медицины Лаврентий Блюментрост. Это событие можно считать определенным итогом реформ Петра I.

Таким образом, в результате петровских реформ были заложены основы для распространения европейской культуры и образования, которые открыли новые возможности для развития России в русле европейской цивилизации.

Список литературы

1. Добрынина, М. В. Становление системы инженерного образования в эпоху реформ Петра I: подготовка технических специалистов для решения задач модернизации страны // Вестник РМАТ. - 2019. - №2. - С.95-104.

2. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Лекция 69. - [Текст электрон-ный] - URL: http://kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch69.htm (дата обращения: 12.03.2022).

3. Коваленко, О. А. Реформы Петра I в контексте культурно-исторического диалога России и Европы. - [Текст электронный] - URL: https://findpatent.ru/ magazine /049/493191.html (дата обращения: 21.03.2022).

4. Павлюкевич, Р. В. Историко-правовой аспект развития российского об-разования в XVIII в. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Крас-ноярского ГАУ. - 2008. - №3. - С. 162-169.

5. Растимешина, Т. В., Лункина, Ю. В. Традиции в отечественном обра-зовании: взгляд из нового тысячелетия // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (5) - С.91-98.

6. Стародубцев, М. П. Образовательная политика Российского государст-ва, проводимая Петром I и Екатериной II // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - №1. - С.127-136.

Войти или Создать
* Забыли пароль?