Россия
В статье рассматривается роль речевой компетенции при обучении иностранному языку. Рассмотрен один из компонентов речевой компетенции - говорение
речевая компетенция, речевое взаимодействие, говорение, диалогическая речь, монологическая речь
Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения, формирование у них языковой культуры, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому преподавателю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.
Общение возникает только в том случае, когда между участниками общения есть взаимодействие. Речевое взаимодействие является центральным моментом общения, в том числе и иноязычного.
Речевое взаимодействие – одно из основных условий организации учебной работы на занятиях иностранного языка. Благодаря речевому взаимодействию используется учебное время, активизируется речемыслительная деятельность обучающихся [4].
Для работы по формированию речевой компетенции преподавателю необходимо развитие всех навыков, чтобы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить студентов. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде [1].
Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения [2].
Речевая компетенция на уроках иностранного языка включает в себя различные виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование. Необходимо использование различных приемов для того, чтобы помочь обучающемуся овладеть иностранным языком. Это умеренный темп речи, эмоциональная и выразительная речь, чёткое проговаривание слов, многократное повторение, употребление слов в контексте, соответствие уровню обучающегося.
А.Н. Шамов включает в структуру речевой компетенции следующие компоненты: 1) навыки техники чтения, аудирования, говорения и письма; 2) умения, связанные с порождением, восприятием, коммуникативной интерпретацией письменных и устных текстов; 3) умения корректировать речевые погрешности [3].
Из 4 видов деятельности на уроках иностранного языка главное место занимает говорение. Это является результатом всех остальных видов речевой деятельности. Речевые умения в виде диалогической и монологической речи должны развиваться на каждом уроке, чтобы обучающиеся могли говорить, рассказывать, обсуждать, вести диалог, т.е. общаться, что является самым необходимым для большинства людей современного мира.
Говорение – многоаспектное и сложное явление. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает, как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.
Обучение говорению подразумевает под собой, как правило, не только освоение лексических и грамматических единиц, но и тех психологических процессов, которые рождают речь.
Говорение, как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с коммуникативной функцией мышления, связью с деятельностью, связью с личной ситуативной обусловленностью, темпом, эвристичностью [5, с. 49].
Процесс оформления высказываний, с психологической точки зрения, проходит на 4 этапах:
- операция выбора слов;
- оформление модели ключевыми словами;
- оформление сообщения в соответствии с нормами и грамматическими правилами языка;
- реализация высказывания.
Обучение говорению предполагает формирование у обучающихся навыков диалогической и монологической речи.
Обучение диалогической речи должно быть нацелено на развитие умений корректно использовать реплики реагирования, причем спонтанно, задавать вопросы разных типов, и логично отвечать на них, употреблять речевые клише согласно правилам речевого этикета, выражать просьбу, совет, согласие, отказ и т.д.
Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются: презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения; презентация диалога в звуковой и графической форме; усвоение языкового материала диалога; усвоение способов связи реплик в диалоге; воспроизведение диалога; расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.
При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Упражнение – это основное средство обучения диалогической речи. При выполнении упражнений формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.
Монологическая речь – это форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе. Монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам монологической речи.
Монологическая речь, как форма протекания говорения также имеет некоторые особенности:
- монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства;
- монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке;
- важной психологической особенностью монологического высказывания является его непрерывность, которая позволяет говорящему связно и полно высказать свои мысли;
- монологическая речь должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи;
- последовательность и логичность, полнота и связность изложения мысли являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из её контекстной природы.
Навыки монологической речи формируются и тренируются в сложной системе упражнений, которую разные авторы трактуют по-своему, выделяя самые разные классификации типов и видов упражнений. При этом выбор форм и методов обучения монологической речи остается за учителями, которые в свою очередь стараются привнести в процесс обучения все больше новых технологий, новых идей, по возможности меняют привычные формы предъявления и тренировки речевого материала. Все это делается, чтобы процесс обучения был не просто развивающим, воспитывающим и обучающим, но и интересным, мотивирующим к самостоятельной деятельности учеников, подготавливающим к дальнейшему профессиональному обучению.
1. Шубин, У. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным язы-кам / У.П. Шубин. - М.: Просвещение. 2012. 165 с.
2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам / И.А. Зим-няя. - М.: Наука. 2013. 352 с.
3. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс: учебное пособие / А. Н. Шамов // М-во образования и науки Российской Феде-рации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добролюбо-ва». - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2012. - 288 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
5. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (тео-рия и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.