В условиях формирования открытого общества и интеграции культур возникает потребность развивать умения и способности человека адекватно участвовать в межкультурном общении в различных сферах жизнедеятельности. Соответственно во время изучения иностранного языка исключительное значение приобретает не только усвоение речевого и языкового материала, но и формирование социокультурной компетенции как основы способности учащихся эффективно вступать в межкультурные отношения
информационная компетенция, обработка информации, средства передачи информации
С появлением новейших средств коммуникации «мир – как говорят англичане – становится меньше», и поэтому возникает потребность в изучении языков.
Он может помочь нам найти общий язык с иностранцами в путешествиях, получить новую должность, найти друзей со всего мира или даже устроить личную жизнь. Неудивительно, что всё больше людей хотят его знать. И чем больше людей желают его изучать, тем больше методик появляется на рынке.
Если наше общество называют информационным обществом или обществом знаний, то тогда в центре этого определения находятся информационные технологии. Следовательно, формирование, а точнее сказать, развитие информационной компетенции играет центральную роль для модернизации преподавания иностранных языков [1].
Понятие информационной компетенции неотъемлемо связано с понятием информационной культуры, под которой мы понимаем совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе.
Понятие информационной культуры сформировалось в процессе активизации исследовательского внимания к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информации в социокультурных процессах в середине – второй половине XX века, связываемой в некоторых теориях с формированием нового, постиндустриального типа общества, в котором главную роль играет не материальное производство, а обработка информации, с появлением автоматизированных информационных систем и быстрым развитием средств передачи информации [2].
Говоря о какой-либо компетенции (от лат. competencia – принадлежность по праву), мы, как правило, под этим понятием подразумеваем достаточно узкий круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Информационная компетенция предполагает:
- умение работать со справочной литературой, пользоваться новыми технологиями поиска информации (в частности, Интернет-ресурсами), технологиями отбора и анализа информационных потоков;
- возможности для обучаемых вырабатывать свою собственную стратегию для усвоения иноязычного материала, самостоятельно делая выводы, обобщения на основе наблюдений, анализа материала, речи преподавателя.
Информационная компетенция не сводится к простой квалификации, учитывающей актуальные требования экономических структур, это нечто большее. В этом контексте на первый план выходит, прежде всего, опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами. В обществе знания намного важнее уметь критически воспринимать средства информации, выискивать саму информацию, дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её.
С понятием информационной компетенции связано предположение, что человек по своей природе способен выражаться с помощью языка или других систем символов. Этим самым понятие компетенции ставится в противовес понятию воспитания. Так как эта компетенция является прирожденной, значит, подходя критически, нельзя говорить о её «формировании». Задачей информационной педагогики в большей степени является создание учебной среды и пространства, в которых обеспечивается развитие информационной компетенции. Информационную педагогику не надо изобретать заново. Уже существуют традиции активной работы с информационными технологиями. В отношении изучения иностранного языка это, в первую очередь, проектная методика, ориентированная на действие и опыт, на активную работу с информационными технологиями, носящую продуктивный характер – так называемое «learning by doing».
Работа по развитию информационной компетенции требует от учителя полностью пересмотреть свое место и роль на уроке. Действие учения начинается в кабинете иностранного языка, где учитель больше не является только транслятором знаний и носителем единственно правильной информации, а выступает в роли эксперта, вместе с обучающимися исследуя и анализируя языковой материал, строя субъект-субъектные отношения и таким образом давая образец учения.
Во время процесса учения, и здесь уместно подчеркнуть, именно учения, а не обучения, учитель и обучающийся параллельно, естественным образом решают исследовательские задачи, ищут ответы на поставленные вопросы, осваивая универсальные способы мыслительной деятельности.
Стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека бросает серьезный вызов концептуальным подходам перспективного развития образования. Предъявляются новые требования к выпускникам образовательных организаций, среди которых подчеркиваются умения анализировать, систематизировать и применять информацию различного характера, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий, а также владеть иноязычными коммуникативными технологиями в ситуациях социально-бытового и профессионального общения. Следовательно, владение иностранным языком является важным критерием успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, а их лингво-профессиональная подготовка требует нового подхода с использованием современных средств обучения в эпоху цифровизации высшего образования.
Цифровые образовательные технологии применяются повсеместно для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, повышая информативность, интерактивность и эффективность обучения. Однако их комплексное использование требует инновационного подхода к организации учебного процесса с соблюдением необходимых педагогических условий.
До недавнего времени повсеместно использовался термин «информатизация образования». Информатизацию образования рассматривают как совокупность социально-педагогических преобразований, направленных на наполнение образовательных систем информационными продуктами и технологиями; внедрение в образовательные организации информационных средств и педагогических технологий, основанных на применении этих средств.
Среди основных преимуществ информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно выделить следующие: обновление всей системы образования в соответствии с запросами общества и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения, быстрая адаптация обучающихся к социальным изменениям, более быстрый процесс передачи знаний и опыта от одного человека к другому; таким образом, повышение качества и эффективности учебного процесса в целом.
В современных условиях развития образовательных информационных технологий этап информатизации можно считать завершенным, поскольку практически все образовательные организации оснащены компьютерной техникой, педагоги имеют достаточно высокой уровень компьютерной грамотности и информационной компетенции, а также владеют навыками применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.
К тому же в 2016 г. стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», закрепленный Указом Президента РФ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [3]. Первоочередная задача этого проекта состоит в конструировании цифровой образовательной среды для увеличения возможностей непрерывного образования для всех граждан посредством онлайн-обучения с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.
Таким образом, в образовании цифровизация (иногда дигитизация, от англ. digitization) в первую очередь концентрируется на поддержании такой современной тенденции образования, как непрерывность обучения (от англ. lifelong-learning – «обучение в течение жизни»), а также создает условия для индивидуализации образовательной траектории на основе инновационных технологий. Единая трактовка данного термина на сегодняшний день отсутствует. Цифровизацию рассматривают как способ манипуляции с данными с помощью цифровых устройств; компьютеризацию систем и различного рода деятельности с целью их усовершенствования и обеспечения доступности; широкое применение цифровых технологий, включая Интернет, электронную почту, видео-коммуникации и др. Таким образом, ключевыми технологиями цифровизации можно считать Интернет и мобильные коммуникации, которые позволяют организовать онлайн-диалог между различными сторонами образовательного процесса.
Исходя из основополагающих принципов ФГОС, обучение иностранному языку приобретает практико-ориентированный характер, и в работе учителя иностранного языка превалирует компетентностный подход, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. Приоритетом образования в данных стандартах является формирование обще-учебных умений и навыков, строящихся, в частности, на принципе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволяет продуктивно решать основные задачи обучения.
Таким образом, формирование и развитие информационной компетенции играет центральную роль для модернизации образовательного процесса. Информационная компетенция предполагает, в первую очередь, опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами. Очень важно уметь использовать средства информации, но не менее важно уметь заниматься поиском и отбором необходимой информации, дифференцированно оценивая, делая выбор и самостоятельно обрабатывая эту информацию.
1. Савельева, М. Н., Терешина В. Ю., Волков, Ю. А., Фомичева, Д. А. Модернизация системы обучения иностранным языкам. Балтийский гуманитарный журнал. 2019.Т.8 №1 (26). - Текст: электронный. - URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / modernizatsiya-sistemy-obucheniya-inostrannym-yazy (Дата обращения 19.04.2022).
2. Акулова, О. В. Компетентностный подход в информационном общест-ве: тенденции и проблемы / О. В. Акулова. - Текст: электронный URL: http // lib. herzen. spb. ru / text / akulova _6_17_16.pdf (дата обращения: 11.03.2022).
3. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 15.03.2022).