МАРКЕТПЛЕЙСЫ КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ И АДАПТАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И САНКЦИЯМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описывается развитие маркетплейсов, изучаются процессы преобразования сложившихся рынков и отраслей, трансформации торговли, укрупнения маркетплейсов и превращение их в стратегически значимые для экономики секторы

Ключевые слова:
маркетплейсы, малый и средний бизнес, тренды, монополизация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Как известно, главной чертой малых и средних предприятий является уникальная гибкость, на основе которой проявляются приспособляемость и изменчивость. Благодаря этим конкурентным преимуществами в трудные времена малые и средние предприятия адаптируются быстрее крупных, сохраняя рабочие места и продолжая платить налоги государству. В условиях всемирного экономического потрясения 2022 г., вызванного сильным обострением политической ситуации и санкциями, сильно возросли риски сокращения в России количества предприятий среднего и малого бизнеса. Вместе с тем, картина в сфере бизнеса очень неоднородная. Аналитики отмечают существенное уменьшение в таких типичных для малого и среднего бизнеса секторах как непродовольственная розничная торговля и сфера услуг. Особенно эта тенденция заметна в крупных городах, где уровень потребления традиционно выше. Можно заметить, что подотрасли обрабатывающей промышленности, такие как легкая и пищевая, также типичные для малого и среднего бизнеса, испытывают пока в большинстве своем несильное потрясение, хотя ситуация тоже неоднородна и общий тренд, связанный со снижением экономической активности и стагнацией, будет проявляться и здесь.

На фоне происходящего есть отдельные развивающиеся «участки» или «зоны» экономики: по предварительным оценкам в первом полугодии 2022 года не уменьшилась торговля через онлайн-платформы или маркетплейсы, а ее объемы за предыдущий 2020-2021 год выросли более, чем в два раза [1]. Есть мнение, что рынок электронной торговли в России является самым успешным рынком в стране вообще [2]. Эти факты косвенно свидетельствуют о том, что происходит адаптация бизнеса и при общем снижающемся экономическом тренде; бизнес, поставленный в крайние условия, ищет выход из сложившейся ситуации. И наибольшие возможности в этом субъектам бизнеса обеспечивают информационные технологии.

Целью данной статьи является оценка влияния происходящих экономических изменений на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, изучение процессов преобразования сложившихся рынков и отраслей, трансформации торговли, укрупнения маркетплейсов и превращение их в стратегически значимые для экономики секторы, в некоторые регуляторы и площадки для адаптации бизнеса к кризису.  

Нынешние реалии диктуют с большой вероятностью то, что государство при осуществлении поддержки будет сосредоточено на системообразующих, «главных» отраслях экономики, а сегмент малого и среднего бизнеса вынужден будет полагаться на собственные силы.  Однако, как известно, как раз сегмент среднего и малого бизнеса дает опору среднему классу, который «цементирует» и стабилизирует общество, поэтому стратегически неверно оставлять его без помощи и поддержки. Возможно ли, чтобы в роли поддерживающего бизнес субъекта выступили маркетплейсы? Маркетплейсы и интернет торговля в целом уже играют весьма заметную экономическую роль. Возможность приобретения товаров в сети Интернет является весьма привлекательной для потребителей, поскольку это экономит их время, позволяет установить специальные удобные приложения, представить товар с возможностью установки фильтров, получить полную информацию о товаре. Можно отметить институционально «правильную» организацию трансакций в хозяйственной деятельности, что, как известно из теории, ведет к эффективности экономики в целом.

С другой стороны, что касается бизнеса, то он в любых условиях, в том числе и без поддержки при высочайшей неопределенности, стремится удержаться на плаву. Сейчас справедливым будет сказать, что многие бизнесы оказались в ситуации, когда выручить может идея, новый смысл, новая стратегия, основанная на учете имеющихся реалий и трендов, таких как:

- неопределенность;

- санкционное давление;

- цифровизация;

- импортозамещение;

- уход ряда брендов;

- волатильность;

- усложнение входящей информации;

- использование технологий «больших данных»;

- развитие сетей и экосистем;

- снижение доходов населения.

Тенденции и тренды, в том числе тренд по переходу бизнеса в условиях кризиса на онлайн платформы, рассматривалась в рамках публикаций на эту тему [3;4], поэтому будем говорить о них в общем как о свершившихся фактах.

Онлайн-торговля, несмотря на статистические данные об уменьшении розничных продаж вообще в 2022 году, продолжает расти, а маркетплейсы при этом являются самым быстрорастущим каналом продаж. Это может быть объяснено взаимодействием нескольких трендов, таких как динамичность изменений, цифровизация, быстрое развитие сетевых бизнес-моделей и экосистем, использование «больших данных», уберизация, как создание удобных платформ и интерфейсов, агрегирование на одной площадке большого объема предложения, множества брендов в условиях их изменчивости и т.д.

Конечно, и маркетплейсы, и их продавцы тоже оказались зажаты постоянно вводимыми санкциями. Но, в то время, пока иностранные бренды уходят с рынка, у отечественных продавцов появилась возможность занять освободившиеся места, в чем может оперативно помочь организация торговли на базе маркетплейсов.

Ряд новых проблем бизнеса, которые могли бы быть решены маркетплейсами [5]:

1. Частично парализовано продвижение через социальные сети – маркетплейс предлагает свои технологии продвижения, с помощью которых можно настроить точечное попадание в свою целевую аудиторию, выбрать регион для демонстрации объявления.

2. Нарушена логистика и заблокированы иностранные поставщики – маркетплейс собирает статистику для оценки альтернативного предложения. Специальный раздел «Сделано в России» (Wildberries) должен помочь отечественным продавцам занять опустевшие ниши после ухода иностранных брендов.

3. Общее снижение покупательской способности и переход в low-segment в ряде категорий – маркетплейс предлагает большой ассортимент для покупателя, имеющего возможность широкого выбора товаров и перехода из сегмента в сегмент.

С углублением кризиса будет наблюдаться снижение реальных доходов населения и снижение объема розничных продаж. Люди экономят, сталкиваясь с огромной степенью неопределенности. Одним из направлений, позволяющих повысить эффективность бизнеса и снизить издержки на трансакции и рекламу является торговля через маркетплейсы, обеспечивающие постоянную целевую аудиторию, а значит, непрерывный поток покупателей, расширение географии продаж, снижение расходов на маркетинг.

 Можно сказать, что маркетплейсы уже изменили структуру розничной торговли, они стали крупными предприятиями, имеющими запас прочности и конкурентный вес на рынке, обеспечивающими гибкие и разнообразные  партнерские отношения с представителями субъектов малого и среднего бизнеса. Бизнес в рамках маркетплейса «знает» почти всё о каждом своем клиенте: какую кухню он любит, какую одежду предпочитает, в какие театры ходит. Вся информация отражается внутри цифровой среды: клиент платит, а маркетплейс монетизирует «большие данные».

Рассмотрению российских маркетплейсов посвящены многие исследования. Известно, что ценностное предложение, на котором основывается цифровая платформа, может отличаться. Можно найти отличия в «философии» маркетплейсов, таких как Wildberries, Ozon, LaModa, AliExpress, Яндекс.маркет, СДЭК.Маркет, СберМегаМаркет, которые заключаются в формировании товарных групп, условиях для продавцов и покупателей, стоимости электронной площадки и т.д.

При имеющихся частных различиях общим трендом и драйвером роста розничного товарооборота будет, по оценкам экономистов, развитие в стране онлайн-торговли, которая сможет предложить потребителю более широкий ассортимент и низкие цены в сравнении с торговлей офлайн, тем самым адаптироваться под снизившуюся покупательную способность населения, нивелировать влияние санкций и стимулировать развитие производства.

За маркетплейсами признается роль эпицентра зарождения конкурентоспособности, так как они представляют среду, обладающую свойством сбора, передачи и обмена информации, свойствами вовлечения и удержания клиентов. Это ведет к сокращению числа автономных интернет-магазинов и их встраиванию в крупные онлайн-системы в качестве партнеров на тех или иных условиях. В исследованиях отмечается, что наиболее перспективная на сегодня инвестиционная модель развития онлайн-торговли связана с трансформацией интернет-магазина в маркетплейс. Сценарий такой трансформации хорошо виден на примере группы компаний Оzon, основанной как интернет-магазин для продажи книг и видео в 1998 г.

Поскольку в основе конкуренции в интернет торговле ключевым является информационный ресурс, быстрые темпы его накопления и агрегирования ведут к заметной монополизации торговли в интернет-пространстве. Причем, по нашему мнению, пока механизмы антимонопольного законодательства недостаточно регулируют эту сферу. Исследователи отмечают, что технологические процессы и товародвижение в онлайн более экономичны [6]. Это экономит издержки, но и способствует монополизации, т.к. существующие тренды, в числе которых и перманентный экономический кризис, ведут к укрупнению торгового бизнеса за счет сращивания торгового и финансового капитала в сфере онлайн-продаж. Преимущество для субъектов малого и среднего бизнеса в том, что обеспечивается возможность встроиться в новую реальность, создать новые или эффективно перестроить существующие каналы продаж.

Компании-владельцы маркетплейсов, обладающие высокой степенью монопольной власти, постепенно будут превращаться в ключевые торговые и логистические компании. В торговле, как и для стратегически значимого бизнеса в других отраслях экономики (например, в нефтегазовом или финансовом секторе), вполне возможно говорить об усиление социальной ответственности крупных маркетплейсов, а также антикризисной и регулирующей роли маркетплейсов при ресурсной поддержке государства. Мы считаем, что должны появляться определенные принципы взаимодействия правительства с маркетплейсами, а также план по передаче маркетплейсам функции по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

1. Тарасова Е.Е, Матузенко Е.В., Глазунова О.А. Маркетплейсы как онлайн-платформы развития интернет-торговли в России. - Текст: непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2022. - №4 - С. 100-110.

2. Пеньковский А.В. Проблемы мо-нополизации онлайн торговли. - Текст: не-посредственный // Вестник науки и образо-вания. - 2019. - № 12-1- С. 62-65.

3. Зарубина Ю.В. Трендвочинг как инструмент построения успешных бизнес-моделей в условиях современного кризиса // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. - М.: Изд-во АнГТУ, 2022. - С. 314-317. - Текст: непосредственный.

4. Зарубина Ю.В. Проблемы под-держки малого и среднего бизнеса в период санкций в российской экономике // Современные технологии и научно-технический прогресс: тезисы докладов международной научно-технической конференции им. проф. В.Я. Баденикова. - М.: Изд-во АнГТУ, 2022. - С. 345-346. - Текст: непосредственный.

5. Клерк.ру - практическая помощь бухгалтеру. - Текст: электронный. - URL: https://www.klerk.ru/blogs/moysklad/528928/ (дата обращения: 24.10.2022).

6. Чеглов В.П. Трансформация внутренней торговли в России в условиях цифровизации экономики. - Текст: непосредственный // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2020. - №2. - С.27-38.

Войти или Создать
* Забыли пароль?