Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрен феномен клипового мышления в молодёжной среде. Указаны его основные признаки. Показано влияние существующей системы образования на формирование клипового мышления. Подробно разобрано воздействие социальных сетей, мессенджеров, аудио- и видеохостингов на формирование сознания. Показана взаимосвязь между клиповым мышлением и замещением реальности, объяснены негативные стороны такой взаимосвязи

Ключевые слова:
клиповое мышление, молодёжная среда, обучающийся, виртуальная реальность, замещённая реальность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Эффект или феномен клипового мышления изучается большим количеством исследователей [1-17]. Значительная часть научных трудов посвящена выяснению причин этого эффекта, в некоторых работах дается анализ следствий.

В данной статье произведена попытка анализа феномена клипового мышления не на основе специальных социологических исследований, а руководствуясь наблюдениями и обобщениями в процессе обширной педагогической практики, а также обсуждениями с коллегами и экспертами в областях психологии и педагогики [18-20].

Термин «клиповое мышление» произошел от английского слова «clip» и имеет отношение к принципам построения музыкальных клипов, где видеоряд представляет слабо связанный между собой набор образов. Если провести аналогию, то при «клиповом мышлении» окружающий мир превращается в последовательность разрозненных, мало связанных друг с другом фактов.

Формирование каких-либо образов с использованием современной компьютерной техники, в процессе обучения в образовательных учреждениях, не представляет большой сложности. Эти образы могут быть представлены в виде слайдов, короткометражных анимационных картинок или видео- и аудиозаписей. Такой способ подачи информации и представляет собой клип. Важно помнить, что последовательность клипов должна быть не очень объемной и достаточно хорошо ассоциироваться у обучающихся с вполне определенными образами, т.е. не иметь абстрактного содержания.

Уровни усвоения информации студентами и школьниками можно условно разделить на три основные части: уровень узнавания, уровень воспроизводства и уровень репродуктивности. Уровень узнавания действует тогда, когда обучающемуся дается информация для запоминания (формулы, графики и т. п.), а потом из предлагаемого набора он указывает на те или иные данные, которые он узнает как те, что давались ему ранее. Уровень узнавания очень эффективно развивается, например, при решении огромного количества задач по определенной методике. Уровень воспроизводства проявляет себя в тех случаях, когда обучающийся не только способен узнавать, по какой формуле можно сделать определенные расчеты, но и способен воспроизвести эту формулу по памяти. В свою очередь, уровень репродуктивности позволяет обучающемуся не только воспроизводить, но и находить решения различных задач. Этот уровень эффективно развивается, когда обучающийся находит решение без права пользоваться любыми источниками информации, кроме своей собственной памяти.

Подавляющее большинство тестов в образовательных учреждениях строится на основе первого уровня усвоения информации – уровень узнавания. То есть предлагается один из вариантов ответов, который нужно узнать и выбрать в качестве правильного. Значительно реже предлагается возможность самостоятельно решить задачу и указать правильный вариант ответа. За всю педагогическую деятельность автору данной публикации не встречались тесты, позволяющие не только самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы, но и приводить примеры.

Замечен очень интересный эффект, который явился следствием внедрения в образовательные учреждения тестов в качестве систем промежуточного или итогового контроля. Если предложить обучающемуся сформулировать ответ на поставленный вопрос самостоятельно, то это вызывает значительно больше затруднений, чем, если предложить выбрать один из вариантов предложенных ответов. Помимо этого, замечена высокая скорость поиска правильного варианта ответа молодыми людьми, сдававшими ЕГЭ, по сравнению со временем поиска правильного ответа у людей, которые обучались по стандартам образования до введения ЕГЭ. Связано это с тем, что людям, не сдававшим экзамены в форме тестирования, для ответа на поставленный вопрос требуется вникнуть в суть, сформулировать ответ, а потом сравнить его с предложенными вариантами. Тем же, кто в качестве итоговой формы аттестации сдавал тесты, требуется лишь узнать один из предложенных вариантов, который ранее ими когда-то запоминался как правильный.

Не является секретом и тот факт, что подавляющее большинство молодых людей значительную часть времени тратят на социальные сети, мессенджеры, интернет-серфинг, аудио- и видеохостинги и т.п. Подача информации в таких программных платформах осуществляется в сжатом виде и при этом она содержит внятный смысл. Подобный стиль общения удобен тем, что не требует структурировать информационный поток и отсутствует необходимость логического обоснования каких-либо утверждений. К тому же прекратить такое общение с собеседниками можно в любой момент времени и точно также в любой момент его можно возобновить.

Стала привычной картина, когда в парках, в местах отдыха торговых центров, на переменах в школе или между парами в вузах обучающиеся тратят время, «уткнувшись» в гаджеты. Получается, что взаимодействие с этими устройствами оказывается более предпочтительным, нежели общение друг с другом вживую. Более того, сам стиль общения любого формата тоже оказался подвержен влиянию социальных сетей. Изложение мыслей стало лаконичным, сленговым и почти безэмоциональным. В обиходе общения через социальные сети или мессенджеры очень активно стали использоваться так называемые «мемы». Происходит это в тех случаях, когда мысль замещается картинкой, коротким видеорядом или однотипной фразой для передачи эмоций. Стоит отметить, что в такой форме общения крайне быстро происходит смена моды на «мемы», при которой они постоянно заменяются новыми. Это скорее говорит о том, что потребность в разнообразии форм у участников социальных групп по-прежнему никуда не делась.

Подавляющее число сравнительных форм и оборотов в речи среди молодёжи стало основываться на стилях жизни известных блогеров, на иллюзорных характеристиках героев фильмов и персонажах компьютерных игр. Формирование образа успешного человека строится на возможности быстро стать богатым, знаменитым, сделать хорошую карьеру. В сознании молодых людей укореняются такие постулаты как: «жить одним днём», когда не следует подвергать анализу свои способности и возможности, и «я – человек планеты», когда нет привязки к своим историческим корням и традициям.

Совершенно очевидным стало всё большее погружение мыслей молодых людей в виртуальную среду. Выдуманный, несуществующий мир для многих стал эталоном таких качеств как успех, взаимопонимание, эмоциональные переживания, гармония и, самое главное, – тем миром, которым можно управлять и быстро видоизменять. Опасность последнего связана с тем, что возникает наивная иллюзия, что в реальном мире можно точно таким же образом контролировать окружающие события. Например, можно «купить» какую-либо способность или что-то «включить» или «выключить» для решения жизненных проблем. В виртуальном мире не нужно тратить значительное время или ресурсы на обучение, не нужно годами развивать навыки, нет необходимости на выстраивание межличностных взаимоотношений. Более того, возникает цепная реакция, – чем больше человек погружается в виртуальный мир, тем быстрее отдаляется реальность и тем сложнее переключиться к этой реальности.

Такой уход от реального мира представляет собой защитную реакцию на тот гигантский объём информации, в который погружено современное общество. И совершенно очевидно, что молодой и не окрепший мозг сложнее адаптируется к современной информационной среде. Вал жизненных проблем для молодых людей, поглощённых виртуальным миром, начинает восприниматься как нечто роковое и для решения этих проблем такие люди уходят в тот мир образов, который они выстроили для себя через мемы мессенджеров, аудио- и видеозарисовки социальных сетей, компьютерные игры и т.п. Сформированные таким образом в голове «идеальные» системы взаимоотношений между людьми, виртуальные города, планеты или даже целые Вселенные отождествляются с окружающим миром и начинают замещать реальные жизненные цели, достижения, ориентиры, системы ценностей, планы на будущее.

Например, студентам второго курса университета было предложено среагировать, если оказывались знакомыми фамилии, среди называемых людей. Помимо названных имён великих учёных, таких как Майкл Фарадей или Александр Попов были произнесены имена вымышленных героев различных фильмов или книг. На имя персонажа «Гарри Поттер» была бурная реакция, с указанием, что это очень известная личность. На вопрос: «Чем эта личность известна?», ответ был буквально следующий: «Как чем? Он, ведь, Волан-де-Морта убил!».

Автору видится опасность подобной ситуации, которая состоит в том, что бесконтрольный по времени доступ к виртуальным средам перенаправляет развитие феномена клипового мышления к уходу от реальности. Контроль за ограничением такого доступа, особенно для обучающихся, должен быть не только по времени, но и вообще в образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Семеновских Т.В. Феномен "клипового мышления" в образовательной вузовской среде. - Текст: непосредственный // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 5 (24). - С. 134.

2. Безгодова С.А., Микляева А.В., Солдатенкова О.Б. К вопросу о месте понятия "клиповое мышление" в системе категорий общей психологии. - Текст: непосредственный // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы VI Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. Российский государственный педагогиче-ский университет им. А.И. Герцена. 2016. С. 15-21.

3. Лозицкий В.Л. Феномен клипового мышления и информационно-коммуника-ционные технологии в высшем профессиональном образовании. - Текст: непосредственный // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. - 2016. - № 16-2. - С. 375-380.

4. Полевой С.А. Влияние клипового мышления студентов на обучение экономическим дисциплинам. - Текст: непосредственный // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2017. - № 3. - С. 100-103.

5. Козлова О.Д., Киндеркнехт А.С. Феномен клипового мышления: между сте-реотипом и ризомой. - Текст: непосредст-венный // Вопросы философии. - 2018. - № 2. - С. 39-45.

6. Глоткина А.А. О психологическом портрете будущих менеджеров в авиастроении и обучении их иностранным языкам. - Текст: непосредственный // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 8. - С. 20-23.

7. Завалихина Я.А. Особенности развития мышления современных подростков. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2018. - № 1. - С. 196-201.

8. Магомедова Д.А. Создание интер-нет-сетью клипового мышления у подрост-ков и молодежи. - Текст: непосредственный // Каспий в эпоху цифровой экономики. материалы Международного научно-практического форума, 2019. - С. 192-196.

9. Баронина А.А., Кудакова Н.С. Феномен клипового мышления младших школьников. - Текст: непосредственный // Научный прогресс: проблемы и перспективы развития. Международная научно-практическая конференция, 2019. - С. 119-121.

10. Куряева А.А. Клиповое мышление современных школьников. - Текст: непосредственный // Психолого-педагогический взгляд на профессионально- ориентированное образование. сборник статей по итогам Международной научно-практической кон-ференции, 2019. - С. 111-113.

11. Якупов Г.С. Профилактика развития клипового мышления у учащихся школ и студентов вузов. - Текст: непосредственный // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, будущее. Cборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области, 2019. - С. 278-281.

12. Занфирова Л.В., Лысенко Е.Е. Особенности клипового мышления совре-менных студентов. - Текст: непосредственный // День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2020. - С. 36-40.

13. Чиханова Е.В., Новикова А.Н. Проблемы развития понятийного мышления обучающихся и пути их преодоления. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы военной педагогики и психологии в системе военных образовательных организаций: материалы межведомственной научно-практической конференции: изд. 2-е, испр. и доп.. Военная академия материальнотехни-ческого обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. Санкт-Петербург, 2020. - С. 416-423.

14. Елшанский С.П. Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации. - Текст: непосредственный // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 1. - С. 97-106.

15. Лозицкий В.Л. Клиповое мышление и проблема коммуникации в условиях информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования. - Текст: непосредственный // Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Пинск, 2021. - С. 322-329.

16. Карандашов В.Д., Волошиненко Л.И. «Клиповое мышление» в образовательном процессе у современных обучаемых. - Текст: непосредственный // Сборник материалов научно-методической конференции «Актуальные проблемы военно-политической работы в вооруженных силах РФ». Петергоф, 2021. - С. 86-91.

17. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К. Параметрический подход в педагогике: метрическая модель "развивающего" обучения с цифровой технологией подготовки. - Текст: непосредственный // Управление устойчивым развитием. - 2022. - № 1 (38). - С. 96-104.

18. Пудалов А.Д. Проблемы преподавания в ВУЗе в современных условиях. - Текст: непосредственный // Современные технологии и научно-технический прогресс: Учебно-методическая конференция: Техническая кибернетика. Химия и химические технологии. Строительство. Гуманитарные науки. - Ангарск: АГТА, 2010.

19. Пудалов А.Д. Там, где возникают вопросы, - начинается обучение. - Текст: непосредственный // Сборник трудов учебно-методической конференции: Методическое обеспечение учебного процесса. Инновационные технологии в образовании. Качество образовательного процесса. - Ангарск: АГТА, 2011.

20. Пудалов А.Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию. - Текст: непосредственный // Сборник научных трудов: Кибернетика и физико-математические науки. Химия и химическая технология. Строительство. Общественные науки и лингвистика. Экономика. Техника безопасности. Спортивная медицина. Общие вопросы учебно-методической работы. - Ангарск: АГТА, 2011. - С. 229-233.

Войти или Создать
* Забыли пароль?