Россия
В статье рассматривается метод проектов как один из основных методов современных образовательных технологий. Выделены основные виды проектов
метод проекта, самостоятельная работа студента, групповая работа, сотрудничество
Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проектный метод – это метод, предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой. Благодаря данному методу у обучающихся происходит формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Студент учится самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность. При этом у студента формируются новые знания и приобретается новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Существуют основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
- Практическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов.
Основные задачи метода проектов:
- формировать у студентов необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом;
- формировать активную самостоятельность студентов;
- вовлекать студентов в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия;
- формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.
Целью обучения иностранным языкам является иноязычная речевая деятельность. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Применяя данный метод, преподаватель формирует у студентов языковые и страноведческие знания, развивает навыки и умения в аудировании, говорении, чтении и письме. Работа над проектом дает возможность использовать ИЯ на уровне реальной коммуникации при обсуждении хода работы над проектом, полученных результатов.
Так как метод проектов – это самостоятельная работа студента по решению какой-либо проблемы, поэтому в ходе работы над проектом студент развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки [2].
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Дж. Сент-Джон различают три вида проектов [4;81]:
1. Групповой проект. В этом проекте исследование проводится всей группой. В тоже время каждому студенту дается определенный аспект выбранной темы, которую ему необходимо изучить. Работая над темой проекта в группе, студенты самостоятельно распределяют микрозадания. Такого рода работа имеете две цели:
- достижение учебного результата;
- воспитательная, то есть оказание необходимой помощи друг другу, общение друг с другом.
В основе обучения в группе студенту необходимо научиться сотрудничать друг с другом. Каждый участник проекта должен осознавать ответственность за свою часть работы. Но при этом необходимо отметить, что у каждого участника проекта есть возможность попросить помощи у товарища по группе. При этом проявляются следующие функции метода проектов: компенсирующая; саморегулирующаяся. То есть усилия как слабого, так и сильного студентов оцениваются по достижению каждым из них своей собственной цели, а не сравниваются друг с другом.
2. Мини-исследование. В исследовании проводится «индивидуальный социологический опрос с использованием анкетирования и интервью».
3. Проект на основе работы с литературой. Данный проект предполагает выборочное чтение по интересующей студента теме. Подходит данный проект только для индивидуальной работы. Однако он подразумевает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой. К таким навыкам относят просмотровое и внимательное чтение, умение работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.
По доминирующей деятельности студентов можно выделить следующие проекты: исследовательский, творческий, ролевой и игровой, практико-ориентированный и др.
Исследовательские проекты – это деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее известным решением.
Проекты полностью подчинены логике и имеют структуру, совпадающую с подлинным научным исследованием: обозначение целей, формы обоснования актуальности принятой для исследования темы, определение предмета и объекта, обозначение задач исследования, обозначение источников и др. Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемы автором для защиты. Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приемы их решения.
Творческие проекты – это самостоятельная творческая итоговая работа студентов. Проект состоит из двух частей: теоретической и практической. Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим [3, с. 97]. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности студентов.
Ролевые, игровые проекты – это проекты, участники которых принимают на себя определенные роли. В них структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, придуманными участниками ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Информационные проекты – это проекты изначально направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, систематической коррекции по ходу работы над проектом. Информационные проекты призваны научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литературу, основной библиотечный фонд, СМИ, базы данных), способы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Практико-ориентированные проекты – это проекты, ориентированные с самого начала на результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат может быть ориентирован на социальные интересы самих участников, либо направлен на решение общественных проблем.
1. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
2. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих ИЯ. Пособие для учителей. - М., 2002.
3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. Пособие. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 2000, № 2, 3.