Россия
В статье рассматриваются основные виды компетенций при обучении иностранному языку: языковая, общекультурная, компенсаторная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, компенсаторная, информационная
коммуникативная компетенция, языковая, общекультурная, компенсаторная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, компенсаторная, информационная
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
Коммуникативная компетенция определяется, как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности [1].
Следует отметить, что введение понятия «компетенция» и ее составляющих в научный оборот отечественной лингводидактики связано с поисками более точного определения целей обучения, с выявлением содержательного компонента такой способности в виде знаний, навыков, умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах [2].
Сначала термин обозначал способность, необходимую для выполнения определенной языковой деятельности на родном языке. Компетентный говорящий (слушающий) должен создавать большое количество предложений по моделям. Также говорящий должен иметь суждение о высказывании. Другими словами, говорящий должен усматривать формальное сходство и различие в двух языках. Применительно к обучению иностранным языкам это понятие получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления уровня владения иностранным языком. Данное понятие определяется как способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы. Коммуникативная компетенция включает в свой состав следующие виды компетенций: речевую, языковую, общекультурную, компенсаторную, учебно-познавательную.
- речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения. Речевая компетенция на уроках иностранного языка включает в себя различные виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование. Необходимо использование различных приемов для того, чтобы помочь обучающемуся овладеть иностранным языком. Это умеренный темп речи, эмоциональная и выразительная речь, чёткое проговаривание слов, многократное повторение, употребление слов в контексте.
А.Н. Шамов включает в структуру речевой компетенции следующие компоненты: 1) навыки техники чтения, аудирования, говорения и письма; 2) умения, связанные с порождением, восприятием, коммуникативной интерпретацией письменных и устных текстов; 3) умения корректировать речевые погрешности [4].
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение объема знаний за счет информации профильно-ориентиро-ванного характера (в частности, терминологии);
- общекультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты. Общекультурная компетенция — это способность обучающегося ориентироваться в пространстве англоязычной культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений страны изучаемого языка, представление о художественных ценностях Великобритании;
- компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля. Учебно-познавательная компетенция является компонентом иноязычной коммуникативной компетентности наряду с языковой, социокультурной, компенсаторной и речевой. Сформированность учебно-познавательной компетенции позволит обучающимся использовать иностранный язык для удовлетворения своих интересов и познавательных потребностей в разных областях научного знания. Учебно-познавательная компетенция предусматривает развитие обобщенных способов деятельности, общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также использовать его с целью продолжения образования и самообразования.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции связанны с ценностными ориентирами обучающего, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом [3].
1. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки / Т.М. Балыхина. - М.: Изд-во РУДН, 2006.
2. Щукин А.Н. Обучение иностран-ным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. - 4-е изд. - М.: Филоматис: Изд-во «Омега-Л», 2010. - 480 с.
3. Таркова, А.И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла / А. И. Таркова. - Текст : непо-средственный // Молодой ученый. - 2012. - № 10 (45). - С. 390-392. - URL: https: // moluch.ru / archive / 45 / 5512/ (дата обращения: 30.08.2022).
4. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс: учебное пособие / А. Н. Шамов // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добро-любова». - Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2012. - 288 с.