Проанализированы ключевые компетенции специалиста с точки зрения конкурентоспособности
модернизация образования, ключевые компетенции, конкурентоспособность
Модернизация Российского образования обусловлена масштабными переменами социально-экономического и политического характера. Новые экономические условия в России ставят перед системой образования новые цели и задачи. Рынок труда требует конкурентоспособности. В связи с этим специалист должен обладать «ключевыми компетенциями». И.А. Зимняя, Хутмахер и др. выделяют пять ключевых компетенций [2, 3]. По их мнению, конкурентоспособный специалист должен уметь решать профессиональные задачи, используя информацию как на русском, так и иностранном языке. Кроме того, он должен обладать такими компетенциями, как языковая и медиа грамотность, умение решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, обладать гибким, критическим мышлением, способностью к работе в коллективе, умением и способностями руководить, склонностью и способностью к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
Информатизация общества требует от современного специалиста владения ИТ технологиями и их применения. Как мы упоминали выше, критическое мышление и медиа грамотность позволят адекватно оценивать информацию, распространяемую средствами массовой информации.
Жизнь в многокультурном обществе требует толерантности и уважения к культуре, языку и религии других народов.
Очевидно, что ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе.
Рассмотрим некоторые из упомянутых выше ключевых компетенций.
Языковая грамотность предполагает усвоения запаса языковых и энциклопедических знаний. Основными компонентами языковой коммуникативной компетенции являются лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический и социокультурный
Медиа грамотность по Р. Кьюби – «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах» [4].
Критичность мышления предполагает умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, умение опровергать заведомо ложные решения. По мнению С. Заир-Бека, критическое мышление развивается «путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [1]. Данный тип мышления является оценочно-рефлексивным.
Склонность и способность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. Данная компетентность предполагает не получение дополнительного образования, а самостоятельный доступ к учебным ресурсам и современным технологиям самообразования.
1. Заир-Бек. Федерация интернет образования. 2003. - Текст : электронный. - URL: http://altai.fio.ru. (дата посещения: 04.03.2023).
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. Текст / И.А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
3. Hutmacher, W. Key Competencies for Europe. Report for the Symposium «Secondary Education for Europe» / W. Hutmacher. - Strasburg: Council for cultural Co-operation (CDCC), 1997. - 72 p.
4. Kubey, R (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London : Transaction Publishers, p.202.