ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ В ТОРГОВЛЕ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предложена финансовая модель анализа динамики прибыли в торговле, учитывающая взаимовлияние факторов, обуславливающих эффективность товародвижения, и позволяющая получить показатели для дальнейшей комплексной оценки развития организации

Ключевые слова:
модель, факторы, динамика, прибыль, товародвижение, развитие
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Формирование прикладных финансовых моделей анализа влияния факторов на динамику прибыли в сфере торговли в формате Excel остается актуальным, поскольку совокупные издержки товародвижения от производителя к покупателю составляют около половины конечной цены товара и имеют тенденцию роста.

Цель исследования – совершенствование инструмента факторного анализа динамики прибыли в торговле. Задачи исследования – формирование логики и модели факторного анализа динамики прибыли в торговле; сравнение понятий, используемых в торговле и производстве; апробация финансовой модели факторного анализа динамики прибыли; дополнение анализа показателями развития торговой организации.

Объекты исследования – процессы товародвижения от производителя к покупателю. Предмет исследования – факторы, влияющие на эффективность процессов товародвижения.

В основу логики построения финансовой модели положен подход к формированию отчета о финансовых результатах. При формировании модели обеспечена возможность применения специальных приемов, приведенных А.Г. Магомедовым [1]. Вначале в таблице 1 сформированы показатели для факторного анализа. Поскольку понятия, применяемые в экономике торговли, несколько отличаются от применяемых в производстве, мы их сопоставили.

Особенность анализа торговли в том, что показатель «Уровень валового дохода в товарообороте» – это не что иное, как торговая наценка, за счет которой и обеспечивается процесс товародвижения.

Таблица 1

Показатели, составляющие основу специальных приемов анализа

№ п/п

Наименование показателя

Период

Динамика

производство

торговля

предыдущий

отчетный

прирост (±)

темп роста, %

А

Б

В

Г

Д

Ж

1

Выручка, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

8 400

9 200

800

109,52

2

Себестоимость продаж, тыс. руб.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

6 384

6 877

493

107,72

3

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.

Валовый доход, тыс. руб.

2 016

2 323

307

115,23

4

Уровень валовой прибыли в выручке, %

Уровень валового дохода в товарообороте, %

24,00

25,25

1,25

5

Коммерческие расходы, тыс. руб.

Издержки обращения, тыс. руб.

1 344

1 495

151,00

111,24

6

Уровень коммерческих расходов в выручке, %

Уровень издержек обращения в выручке, %

16,00

16,25

0,25

7

Прибыль (убыток) от продаж

Прибыль от реализации, тыс. руб.

672

828

156,00

123,21

8

Рентабельность продаж, %

Рентабельность продаж, %

8,00

9,00

1,00

Далее в таблице 2 выполнен факторный анализ динамики прибыли в торговле с использованием специальных приемов, упрощающих расчеты.

Таблица 2

Модель факторного анализа динамики прибыли в торговле

Показатель, тыс. руб.

Оценка

1

Влияние изменения товарооборота на прибыль (стр. Д1 табл.1 × стр. В8 табл.1 : 100)

64

2

Влияние изменения уровня валового дохода (стр. Д4 табл.1 × стр. Г1 табл.1 : 100)

115,0

3

Влияние изменения уровня издержек обращения (стр. Д6 табл.1 × стр. Г1 табл.1 : 100)

-23

4

Итого суммарное влияние факторов  на отклонение прибыли от предыдущих значений (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3)

156

В нашем случае наибольшее влияние на динамику прибыли оказала торговая наценка. Введем дополнительные условия, при которых возможна оценка развития торговой организации: Тп > Тт > Ти,

где: Тп – темп роста прибыли;

Тт – темп роста товарооборота;

Ти – темп роста издержек обращения.

В анализируемой организации условие не соблюдается: Тп (123,21) > Тт (109,52) ˂ Ти (111,24). Предложенная модель, упрощающая анализ товарооборота и издержек обращения, дополнена оценкой развития организации.

Список литературы

1. Магомедов А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. Махачкала: Изд-во ДГУНХ, 2019 - 239 с. - Библиогр.: с. 237-239. - 100 экз. - ISBN 978-5-9916-2629-3. - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?