Предложена финансовая модель анализа динамики прибыли в торговле, учитывающая взаимовлияние факторов, обуславливающих эффективность товародвижения, и позволяющая получить показатели для дальнейшей комплексной оценки развития организации
модель, факторы, динамика, прибыль, товародвижение, развитие
Формирование прикладных финансовых моделей анализа влияния факторов на динамику прибыли в сфере торговли в формате Excel остается актуальным, поскольку совокупные издержки товародвижения от производителя к покупателю составляют около половины конечной цены товара и имеют тенденцию роста.
Цель исследования – совершенствование инструмента факторного анализа динамики прибыли в торговле. Задачи исследования – формирование логики и модели факторного анализа динамики прибыли в торговле; сравнение понятий, используемых в торговле и производстве; апробация финансовой модели факторного анализа динамики прибыли; дополнение анализа показателями развития торговой организации.
Объекты исследования – процессы товародвижения от производителя к покупателю. Предмет исследования – факторы, влияющие на эффективность процессов товародвижения.
В основу логики построения финансовой модели положен подход к формированию отчета о финансовых результатах. При формировании модели обеспечена возможность применения специальных приемов, приведенных А.Г. Магомедовым [1]. Вначале в таблице 1 сформированы показатели для факторного анализа. Поскольку понятия, применяемые в экономике торговли, несколько отличаются от применяемых в производстве, мы их сопоставили.
Особенность анализа торговли в том, что показатель «Уровень валового дохода в товарообороте» – это не что иное, как торговая наценка, за счет которой и обеспечивается процесс товародвижения.
Таблица 1
Показатели, составляющие основу специальных приемов анализа
№ п/п |
Наименование показателя |
Период |
Динамика |
|||
производство |
торговля |
предыдущий |
отчетный |
прирост (±) |
темп роста, % |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
|
1 |
Выручка, тыс. руб. |
Товарооборот, тыс. руб. |
8 400 |
9 200 |
800 |
109,52 |
2 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
6 384 |
6 877 |
493 |
107,72 |
3 |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. |
Валовый доход, тыс. руб. |
2 016 |
2 323 |
307 |
115,23 |
4 |
Уровень валовой прибыли в выручке, % |
Уровень валового дохода в товарообороте, % |
24,00 |
25,25 |
1,25 |
– |
5 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
Издержки обращения, тыс. руб. |
1 344 |
1 495 |
151,00 |
111,24 |
6 |
Уровень коммерческих расходов в выручке, % |
Уровень издержек обращения в выручке, % |
16,00 |
16,25 |
0,25 |
– |
7 |
Прибыль (убыток) от продаж |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
672 |
828 |
156,00 |
123,21 |
8 |
Рентабельность продаж, % |
Рентабельность продаж, % |
8,00 |
9,00 |
1,00 |
– |
Далее в таблице 2 выполнен факторный анализ динамики прибыли в торговле с использованием специальных приемов, упрощающих расчеты.
Таблица 2
Модель факторного анализа динамики прибыли в торговле
№ |
Показатель, тыс. руб. |
Оценка |
1 |
Влияние изменения товарооборота на прибыль (стр. Д1 табл.1 × стр. В8 табл.1 : 100) |
64 |
2 |
Влияние изменения уровня валового дохода (стр. Д4 табл.1 × стр. Г1 табл.1 : 100) |
115,0 |
3 |
Влияние изменения уровня издержек обращения (стр. Д6 табл.1 × стр. Г1 табл.1 : 100) |
-23 |
4 |
Итого суммарное влияние факторов на отклонение прибыли от предыдущих значений (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) |
156 |
В нашем случае наибольшее влияние на динамику прибыли оказала торговая наценка. Введем дополнительные условия, при которых возможна оценка развития торговой организации: Тп > Тт > Ти,
где: Тп – темп роста прибыли;
Тт – темп роста товарооборота;
Ти – темп роста издержек обращения.
В анализируемой организации условие не соблюдается: Тп (123,21) > Тт (109,52) ˂ Ти (111,24). Предложенная модель, упрощающая анализ товарооборота и издержек обращения, дополнена оценкой развития организации.
1. Магомедов А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. Махачкала: Изд-во ДГУНХ, 2019 - 239 с. - Библиогр.: с. 237-239. - 100 экз. - ISBN 978-5-9916-2629-3. - Текст: непосредственный.