ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ И РАНЖИРОВАНИЮ РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ИДЕИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются вопросы мониторинга рисков при реализации бизнес-идеи

Ключевые слова:
бизнес-идея, мобильное приложение, мониторинг рисков, ранжирование рисков
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются вопросы мониторинга рисков при реализации бизнес-идеи. В качестве примера бизнес-идеи рассмотрим идею разработки мобильного приложения для продвижения турпродуктов. Разнообразные мобильные приложения позволяют потребителям ориентироваться в любой местности, находить маршруты, природные и культурные объекты, обеспечивают возможность сравнения и выбора при осуществлении заказов туров, ресторанов, гостиниц. Востребованность мобильных приложений для предприятий всего туристического кластера (турфирм, владельцев кафе, гостиниц, транспортных компаний, продавцов снаряжения и т.д.) обуславливается тем, что приложения обеспечивают привлечение клиентов, позволяют координировать работу с клиентами дистанционно, обеспечивают оперативность реагирования на любые запросы потребителя и возможность персонифицированного подхода при предложении турпродукта [1].

При реализации обозначенной бизнес-идеи необходимо учитывать, что в настоящий момент существует множество приложений и сайтов, предлагающих подобные услуги. А это значит, что потребуются значительные финансовые вложения на разработку продукта (с учётом необходимости создания более или менее уникальной функциональности) и на его продвижение на рынке (маркетинг), которые, тем не менее, при реализации неблагоприятных сценариев могут не привести к желаемым результатам.

Для анализа возможных рисков примем, что под рисками будем понимать любое неблагоприятное событие, имеющее вероятностный характер и последствия в виде ухудшения финансовых результатов деятельности компании. Предположим, что мы просчитали экономику проекта (NPV, IRR, PP и т.п.). Вопрос, на который необходимо ответить: какие риски могут помешать в достижении желаемых результатов? Систематизируем возможные риски и проранжируем их в зависимости от тяжести последствий и вероятности наступления: риск неокупаемости финансовых вложений; риск срыва сроков разработки программного продукта; риск отказа турфирм от сотрудничества; риск отказа поисковых систем от сотрудничества; риск недостатка финансирования проекта; риск повышения требований по безопасности (во избежание утечки базы клиентов); риск недостаточного спроса на продукцию; риск повышения уровня конкуренции. Представим результаты в виде матрицы, отражающей взаимосвязи рисков, вероятности их наступления и тяжести последствий в таблице 1.

Таблица 1

Матрица мониторинга и ранжирования рисков бизнес-идеи «Мобильное
приложение для туризма»

Возможные риски

Вероятность

наступления

риска

Тяжесть последствий, руб.

Очень низкая

1

Низкая

2

Средняя

3

Высокая

5

Очень высокая

10

Риск срыва сроков разработки программного продукта

Средняя

3

 

 

9

 

 

Риск отказа турфирм от сотрудничества

Низкая

2

 

4

 

 

 

Риск отказа поисковых систем от сотрудничества

Средняя

3

 

 

9

 

 

Риск неокупаемости финансовых вложений

Высокая

5

 

 

 

25

 

Риск недостатка финансирования проекта

Средняя

3

 

 

9

 

 

Риск повышения уровня конкуренции

Средняя

3

 

 

 

 

30

Риск недостаточного спроса на продукцию

Средняя

3

 

 

 

 

30

Риск повышения требований безопасности

Высокая

5

 

 

 

25

 

Таким образом, предлагаемая матрица позволила выделить основные риски проекта – это, прежде всего, снижение спроса на продукцию со стороны покупателей. Объективной причиной может послужить как общая тенденция снижения покупательской активности, так и переоцененный потенциал рынка, на котором собирается функционировать предприятие. Второй основной риск проекта – это рост активности конкурентов и усиление их методов продвижения продукции, подобной производимой на рассматриваемом предприятии.

Список литературы

1. Зарубина Ю.В. О некоторых вопросах маркетинга мобильных приложений / Ю.В. Зарубина. - Текст: непосредственный // Современные технологии и научно-технический прогресс. Ангарск. 2021. №8. С. 329-330.

Войти или Создать
* Забыли пароль?