В статье исследуются вопросы мониторинга рисков при реализации бизнес-идеи
бизнес-идея, мобильное приложение, мониторинг рисков, ранжирование рисков
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются вопросы мониторинга рисков при реализации бизнес-идеи. В качестве примера бизнес-идеи рассмотрим идею разработки мобильного приложения для продвижения турпродуктов. Разнообразные мобильные приложения позволяют потребителям ориентироваться в любой местности, находить маршруты, природные и культурные объекты, обеспечивают возможность сравнения и выбора при осуществлении заказов туров, ресторанов, гостиниц. Востребованность мобильных приложений для предприятий всего туристического кластера (турфирм, владельцев кафе, гостиниц, транспортных компаний, продавцов снаряжения и т.д.) обуславливается тем, что приложения обеспечивают привлечение клиентов, позволяют координировать работу с клиентами дистанционно, обеспечивают оперативность реагирования на любые запросы потребителя и возможность персонифицированного подхода при предложении турпродукта [1].
При реализации обозначенной бизнес-идеи необходимо учитывать, что в настоящий момент существует множество приложений и сайтов, предлагающих подобные услуги. А это значит, что потребуются значительные финансовые вложения на разработку продукта (с учётом необходимости создания более или менее уникальной функциональности) и на его продвижение на рынке (маркетинг), которые, тем не менее, при реализации неблагоприятных сценариев могут не привести к желаемым результатам.
Для анализа возможных рисков примем, что под рисками будем понимать любое неблагоприятное событие, имеющее вероятностный характер и последствия в виде ухудшения финансовых результатов деятельности компании. Предположим, что мы просчитали экономику проекта (NPV, IRR, PP и т.п.). Вопрос, на который необходимо ответить: какие риски могут помешать в достижении желаемых результатов? Систематизируем возможные риски и проранжируем их в зависимости от тяжести последствий и вероятности наступления: риск неокупаемости финансовых вложений; риск срыва сроков разработки программного продукта; риск отказа турфирм от сотрудничества; риск отказа поисковых систем от сотрудничества; риск недостатка финансирования проекта; риск повышения требований по безопасности (во избежание утечки базы клиентов); риск недостаточного спроса на продукцию; риск повышения уровня конкуренции. Представим результаты в виде матрицы, отражающей взаимосвязи рисков, вероятности их наступления и тяжести последствий в таблице 1.
Таблица 1
Матрица мониторинга и ранжирования рисков бизнес-идеи «Мобильное
приложение для туризма»
Возможные риски |
Вероятность наступления риска |
Тяжесть последствий, руб. |
||||
Очень низкая 1 |
Низкая 2 |
Средняя 3 |
Высокая 5 |
Очень высокая 10 |
||
Риск срыва сроков разработки программного продукта |
Средняя 3 |
|
|
9 |
|
|
Риск отказа турфирм от сотрудничества |
Низкая 2 |
|
4 |
|
|
|
Риск отказа поисковых систем от сотрудничества |
Средняя 3 |
|
|
9 |
|
|
Риск неокупаемости финансовых вложений |
Высокая 5 |
|
|
|
25 |
|
Риск недостатка финансирования проекта |
Средняя 3 |
|
|
9 |
|
|
Риск повышения уровня конкуренции |
Средняя 3 |
|
|
|
|
30 |
Риск недостаточного спроса на продукцию |
Средняя 3 |
|
|
|
|
30 |
Риск повышения требований безопасности |
Высокая 5 |
|
|
|
25 |
|
Таким образом, предлагаемая матрица позволила выделить основные риски проекта – это, прежде всего, снижение спроса на продукцию со стороны покупателей. Объективной причиной может послужить как общая тенденция снижения покупательской активности, так и переоцененный потенциал рынка, на котором собирается функционировать предприятие. Второй основной риск проекта – это рост активности конкурентов и усиление их методов продвижения продукции, подобной производимой на рассматриваемом предприятии.
1. Зарубина Ю.В. О некоторых вопросах маркетинга мобильных приложений / Ю.В. Зарубина. - Текст: непосредственный // Современные технологии и научно-технический прогресс. Ангарск. 2021. №8. С. 329-330.