Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье систематизирована информация о понятии компьюнити-менеджмента, его появлении в России и возможности использования его принципов для организации сообществ в высшем учебном заведении. Автором разграничиваются задачи компьюнити-менеджмента в онлайн и офлайн форматах, что требует от администрации ВУЗа привлекать для организации сообществ разных специалистов

Ключевые слова:
комьюнити-менеджмент, сообщества
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Комьюнити-менеджмент — это достаточно молодое направление деятельности, нацеленное на формирование связей между людьми, у которых есть что-то общее (цели, занятия, хобби, место жительства, учебное заведение, проблемы, обстоятельства, интересы, взгляды). Первоначально термин появился в работе основателя крауд-компании Джереми Овианга [1], в которой автор описывал четыре принципа комьюнити-менеджера и его роль при организации сообщества.

От классического менеджмента комьюнити-менеджмент отделяет добровольный принцип участия в сообществах и отсутствие материального (в первую очередь денежного) компонента стимулирования участников. 

В начале комьюнити-менеджмент имел направление на бизнес и формирование сообществ вокруг бренда или товара, что позволяло больше зарабатывать и развивать продукты: привлекать инвестиции, получать обратную связь от клиентов, находить новые идеи для развития продукта, получать поддержку в трудные времена. Сегодня навыки компьюнити-менеджмента активно используются на всех уровнях системы образования: начиная с дошкольного и заканчивая системой высшего образования.

Навыки комьюнити-менеджера лежат на стыке компетенций специалиста по связям с общественностью, педагога, менеджера по управлению персоналом, социального педагога-психолога.

У сообщества всегда есть стремление совместными усилиями достичь какой-то результат, который будет важен для каждого участника. И эта цель наиболее ярко представляется и наибольшей степени может быть реализована с участниками, достигшими определенного уровня зрелости: старшие школьники и обучающиеся в системе профессионального образования.

Система высшего образования позволяет расширить спектр вопросов, которыми может заниматься сообщество. Помимо сообществ по культурно-творческим интересам это может быть и формирование стратегии развития ВУЗа, организация мероприятий по запросам обучающихся, разработка и реализации дополнительного обучения, закупка необходимого оборудования или новых программных продуктов.

Для того, чтобы сообщество функционировало не только на бумаге, но и приносило пользу ВУЗу, необходимо чтобы соблюдались следующие принципы его организации:

  1. Оно должно состоять из представителей всех микро-групп (сами обучающиеся, их кураторов, специалиста по воспитательной работе, администрации ВУЗа, возможно представителей по работе с молодежью администрации города, потенциальных работодателей).
  2. У комьюнити не должно быть единоличного лидера. Все решения в сообществе обсуждаются и принимаются коллегиально. Задача комьюнити-менеджера – организовать сообщество, обеспечить обратную связь, предотвращать конфликты, но не подавлять участников.
  3. У сообщества есть общая цель, к которой вместе идут все участники. Она может меняться по прошествию времени, но цель всегда должна быть и всегда должная приниматься всеми участниками сообщества.
  4. У сообщества есть ценности, правила и традиции, которые разделяются и выполняются всеми его участниками.

Прежде всего сообщество – это возможность студентов высшего учебного заведения активно общаться, развиваться и участвовать в развитии своего ВУЗа.

Отдельно следует выделить работу комьюнити-менеджера по созданию сообщества в сети интернет. Тут на первый план встает информирование потенциальных абитуриентов, популяризация учебного заведения, знакомство с новостями студенческой жизни, общение по интересам. И если для сообщества в формате офлайн необходим лидер из представителей администрации ВУЗа по работе с молодежью, то для формирования сообщества в формате онлайн нужен комьюнити-менеджер с навыками SMM- и PR-специалиста.

Список литературы

1. Овианг, Дж. Четыре принципа комьюнити-менеджера 25.11.2007 / Дж. Овианг. - Текст: электронный // Internet archive Way Back Machine [Электрон-ный ресурс]. - URL: http://web-strategist.com/blog/2007/11/25/the-four-tenets-of-the-community-manager/ (дата обращения: 31.01.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?