Рассмотрена роль высшей школы в повышении уровня физической подготовленности студенческой молодежи, приобщении их к занятиям физическими упражнениями. Выявлен рост уровня физической подготовленности студентов ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет» с 50 до 85% в процессе их обучения в вузе за счет изучения и закрепления на практике механизмов развития физических качеств
физическое развитие, физическая нагрузка, физическая подготовленность, развитие физических качеств, студенческая молодежь
Цитируя слова Жан Жака Руссо «Чтобы сделать студента умным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, пусть находится в постоянном движении! Ходьба и движение способствует работе мозга и работе мысли», согласимся, чтобы жить в современном мире, нужен правильный взгляд на мир и на себя.
В вузе перед кафедрой физического воспитания стоит задача приобщить каждого студента к занятиям физической культуры и физическим упражнениям, улучшить его развивающие физические качества, а также повысить уровень физической подготовленности.
На занятиях по физической культуре большое внимание уделяется развитию таких физических качеств как: выносливость, быстрота, сила, гибкость. Эти физические качества способствуют укреплению здоровья студентов.
Обращая внимание на подобный факт, преподаватель на занятиях дает определенный объем физической нагрузки на эти двигательные физические качества, которые совершенствуют двигательные навыки и умения [1].
Двигательные навыки неотъемлемо связаны с режимом двигательной деятельности, следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем педагогического воздействия при соблюдении ряда основных условий.
Первое из условий – обучение двигательным действиям.
Второе условие – развитие физических качеств. Чем выше уровень их развития, тем успешнее формируются двигательные навыки и двигательные функции.
Третье условие – обучению умению точно оценивать движения в пространстве по степени работы мышечных усилий.
Преподаватели на занятиях работают по принципу: «Как можно больше охватить количество студентов и повысить качество по уровню физической подготовленности». Каждый студент занимается по своим возможностям [1].
Древнегреческая мудрость гласит: «Воздух – пастбище жизни». Со студентами помимо спортивного зала в вузе также проводятся занятия на свежем воздухе: по лыжной подготовке, легкой атлетике, общефизической подготовке. Организуются различные виды эстафет.
Особое внимание в ходе проведения занятий на свежем воздухе заслуживают качественные компоненты движений. Исключением являются развитие жизненно-необходимых качеств выносливости, где преобладают отрезки на длинные дистанции 2000 и 3000 м.
Отметим, что при поступлении в вуз в начале учебного года студенты сдают контрольные нормативы для проверки уровня развития таких физических качеств как выносливость, быстрота и сила. При этом результат уровня физической подготовленности составляет не более 50%.
На основании физиологического потенциала студентов и их тестирования по физическим качествам преподаватель составляет учебный план на год, объясняя занимающимся, с какой целью это делается и какие задачи преследуются.
В течение года, занимаясь двигательной деятельностью, на занятиях у студентов принимаются контрольные нормативы: бег на 3000 м, прыжки в длину, физическое упражнение подтягивание на перекладине, поднимание туловища за 1 мин.
Анализ результатов по окончании учебного года свидетельствует о том, что изучение и закрепление на практических занятиях со студентами механизмов развития физических качеств позволяет достигнуть уровня физической подготовленности в процессе трехлетнего обучения в вузе в размере 85%.
1. Ярошевич И. Н. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания в ВУЗе: методическое пособие. - Ангарск: АГТА, 2002. - 84 с. - Текст: непосредственный.