сотрудник
В статье поднимается вопрос о проблемах трудоустройства выпускников после окончания обучения. На основе анализа данных Ангарского индустриального техникума о трудоустройстве, поднимается проблема высокого уровня не трудоустроенных выпускников, анализируются ее причины. На основе сопоставления количества потенциальных претендентов на рабочие места из числа выпускников средних учебных заведений с потребностью предпри-ятий в кадрах, проведен анализ состояния рынка рабочей силы в г. Ангарске, выделены его проблемы. В качестве дополнительных возможностей по обеспечению рабочими местами вы-пускников средних профессиональных учреждений, авторами предлагается расширить потен-циал учебных заведений в предоставлении возможности получения высшего и дополнительного профессионального образования по востребованным рынком специальностям
выпускники учебных заведений, среднее профессиональное образование, высшее образование, трудоустройство выпускников, рынок труда, потребность в кадрах
Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений является одной из важных социальных проблем современного общества. Особенно остро это проблема проявляется при удалении от центральной части России в регионы.
Для города Ангарска Иркутской области актуальность проблемы трудоустройства выпускников ежегодно повышается, выливаясь в миграцию жителей в поисках рабочих мест. Например, в 2022 году в г. Ангарск дополнительно приехало +26 человек в возрасте 20-29 лет, но уехали из города – 80 чел. в возрасте 30-39 лет (в 2021 году – 120 чел. и 146 чел. соответственно). За последние 20 лет г. Ангарск покинуло более 25 тысяч человек, в основном выпускники учебных заведений в трудоспособном возрасте. Постараемся разобраться в данной ситуации: почему город выпускает специалистов, которых он обучает?
На 2022 год в городе действуют следующие учебные заведения: университет, два института, шесть техникумов, четыре колледжа.
В совокупности из этих учебных заведений ежегодно выпускаются более 3000 выпускников. И если после ВУЗа выпускник уже готов к осуществлению профессиональной деятельности, то после окончания среднего профессионального образования у него имеется выбор: работать по полученной профессии или продолжить образование в высшем учебном заведении.
В качестве примера приведем долю трудоустройства выпускников Ангарского индустриального техникума в 2021-2022 учебном году, таблица 1.
Таблица 1
Трудоустройство выпускников 2021-2022 учебного года
Ангарского индустриального техникума*
Профессия / специальность |
Количество выпускников |
Трудоустроены |
|||
официально по профессии |
неофициально или не по профессии |
всего, чел. |
удельный вес, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мастер КИПиА |
25 |
5 |
8 |
13 |
52,0 |
Сварочное производство |
32 |
4 |
13 |
17 |
53,1 |
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования |
15 |
2 |
7 |
9 |
60,0 |
Токарь-универсал |
19 |
3 |
2 |
5 |
26,3 |
Дефектоскописты |
25 |
3 |
4 |
7 |
28,0 |
Слесарь по ремонту строительных машин |
23 |
6 |
2 |
8 |
34,8 |
Сварщик |
22 |
5 |
5 |
10 |
45,5 |
ИТОГО: |
161 |
28 |
41 |
69 |
42,9 |
Окончание таблицы 1
Профессия / |
Не трудоустроены, кол-во (%) |
||||
служба в РА |
декретный отпуск |
обучение |
всего, чел. |
удельный вес, % |
|
1 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Мастер КИПиА |
9 |
1 |
2 |
12 |
48,0 |
Сварочное производство |
15 |
– |
– |
15 |
46,9 |
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования |
6 |
– |
– |
6 |
40,0 |
Токарь-универсал |
13 |
|
1 |
14 |
73,7 |
Дефектоскописты |
9 |
6 |
3 |
18 |
72,0 |
Слесарь по ремонту строительных машин |
13 |
– |
2 |
15 |
65,2 |
Сварщик |
11 |
– |
1 |
12 |
54,5 |
ИТОГО: |
76 |
7 |
9 |
92 |
57,1 |
* Использованы данные с официального сайта образовательного учреждения
Таким образом, в 2021-2022 учебном году из 161 выпускника в первый год было трудоустроено 69, что составляет всего 42,86%. Более 57% выпускников не удалось трудоустроиться. Большинство из них (76 человек из 92) были отправлены на службу в ряды Российской армии (РА) и лишь 9 человек решили продолжить дальнейшее обучение.
Согласно официальным данным Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования о системе занятости выпускников системы СПО Иркутской области, несмотря на значительную потребность в работниках, сохраняется структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы [1]. В то время как на регистрируемом региональном рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии (76,2% заявленных вакансий), лишь 52% обратившихся в органы занятости населения имеют соответствующую квалификацию.
В целом показатель трудоустройства выпускников в Иркутской области был низким с 2020 года (не более 50%). Невысокий процент трудоустройства в этом периоде связывают со сложной эпидемиологической обстановкой и сокращением рабочих мест для трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием, а также с тем, что в среднем от 30 до 50% выпускников СУЗов после окончания обучения уходят на службу в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, порядка 5-10% находятся в отпуске по уходу за ребенком, около 10% продолжают обучение в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования [2].
Положительным фактором, обеспечивающим в перспективе наполнение рынка труда г. Ангарска, можно считать увеличение численности абитуриентов за последние 2 года. Данные таблицы 2 иллюстрируют рост студентов в средних специальных учебных учреждениях на 13,53%, а в высшем образовании на 48,06%:
Таблица 2
Численность студентов в учебных учреждениях г. Ангарска в 2021-2022 г.*
Наименование учебного заведения |
Общее число студентов |
|
2021 год |
2022 год |
|
Учреждения высшего образования |
|
|
Ангарский государственный технический университет |
416 |
685 |
Восточно-Сибирский институт экономики и права |
357 |
401 |
Байкальский экономико-правовой институт (филиал в Ангарске) |
28 |
100 |
Итого по высшему образованию: |
801 |
1 186 |
Средние специальные учебные учреждения |
|
|
Ангарский техникум общественного питания и торговли |
136 |
225 |
Училище олимпийского резерва |
61 |
30 |
Ангарский промышленно-экономический техникум |
180 |
210 |
Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий |
166 |
215 |
Ангарский индустриальный техникум |
222 |
225 |
Ангарский политехнический техникум |
200 |
200 |
Ангарский автотранспортный техникум |
185 |
200 |
Иркутский колледж сервиса, экономики и туризма |
185 |
200 |
Ангарский педагогический колледж |
160 |
259 |
Ангарский медицинский колледж |
162 |
167 |
Русско-Азиатский экономико-правовой колледж |
456 |
468 |
Итого по среднему специальному образованию: |
2 113 |
2 399 |
Всего студентов: |
2 914 |
3 387 |
* Таблица составлена в соответствии с приказами о зачислении, размещенными на официальных сайтах образовательных учреждений
Согласно официальным данным ОГКУ «Центр занятости населения города Ангарска» в период январь-ноябрь 2021 года нашли работу 4 171 человек. [3]. Из этого количества обратившихся граждан, 1 080 человек испытывали трудности в поисках работы (несовершеннолетние, инвалиды, лица предпенсионного возраста и др.). Таким образом, можно сделать вывод, что за исключением указанных категорий граждан, для 3 091 человека поиск работы не был связан с трудностями. Это количество трудоустроенных соответствует количеству выпускников СУЗов и ВУЗов в г. Ангарске за этот же период. Но на самом деле, высокую долю от претендентов, нашедших работу, составляют уже работавшие специалисты с многолетним опытом профессиональной деятельности, а не вчерашние выпускники.
Согласно официальным данным ОГКУ «Центр занятости населения города Ангарска» на портале информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» в 2021 году работодателями размещено вакансий на замещение 5 141 рабочего места, при этом на том же сайте размещено 5 558 резюме потенциальных работников.
Согласно рейтингу вакансий по Ангарскому городскому округу на 01.12.2021 года ощущается потребность в 2 835 работниках. Если провести сравнение рейтингов вакансий, предоставленных ОГКУ «Центр занятости населения города Ангарска» на портале информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» и данных по количеству потенциальных претендентов (выпускников СУЗов и ВУЗов, слушателей курсов повышения квалификации, дистанционно полученного образования), то выяснится следующее, таблица 3.
Таблица 3
Сравнение потребности рынка труда
и количества потенциальных работников в г. Ангарске в 2021 г.*
Наименование профессий |
Потребность в кадрах |
Количество потенциальных претендентов |
Рабочие специальности |
||
Водитель автомобиля |
450 |
25 |
Электрогазосварщик |
274 |
271 |
Плотник |
243 |
0 |
Повар |
130 |
114 |
Монтер пути |
118 |
0 |
Слесарь по ремонту технологических установок |
113 |
213 |
Инспектор |
86 |
0 |
Монтажник технологического оборудования |
81 |
189 |
Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций |
80 |
0 |
Стрелок |
79 |
0 |
Электромонтажник |
64 |
25 |
Облицовщик-плиточник |
62 |
0 |
Каменщик |
55 |
0 |
Изолировщик по термоизоляции |
51 |
0 |
Горничная |
47 |
25 |
Упаковщик |
47 |
0 |
Слесарь-ремонтник |
46 |
213 |
Комплектовщик |
43 |
0 |
Монтажник |
43 |
125 |
Слесарь по ремонту автомобилей |
43 |
105 |
Слесарь-сантехник |
41 |
0 |
Бетонщик |
37 |
0 |
Пекарь |
37 |
114 |
Итого по рабочим специальностям |
2 270 |
1 319 |
Специалисты и служащие |
||
Педагог, преподаватель, учитель |
139 |
75 |
Инженер |
118 |
160 |
Врач |
72 |
97 |
Медицинская сестра |
60 |
75 |
Воспитатель детского сада и яслей |
44 |
75 |
Менеджер |
41 |
240 |
Кассир |
24 |
240 |
Юрист |
24 |
674 |
Фармацевт |
22 |
0 |
Специалист по информационным технологиям |
21 |
178 |
Итого по специалистам и служащим |
565 |
1 844 |
Общая потребность в кадрах |
2 835 |
3 163 |
* Таблица составлена на основании информации ОГКУ «Центр занятости населения города Ангарска»
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что на целый ряд профессий учебные заведения города перестали готовить специалистов (плотник, монтер пути, инспектор, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, стрелок, облицовщик-плиточник, каменщик, изолировщик, упаковщик, комплектовщик, слесарь-сантехник, бетонщик, фармацевт).
В то же время, ощущается острый переизбыток специалистов по ряду специальностей (менеджер – на 41 место 240 человек, юрист – на 24 места готовят 674 специалиста, специалист по информационным технологиям – на 21 место – 178 человек).
Сравнив данные таблицы, делаем вывод, что потребность в рабочих специальностях не удовлетворяется (на 2 270 мест готовят только 1 319 специалистов), в то время как потребность в служащих учебные заведения города удовлетворяют с избытком (на 565 вакансий имеется 1 844 выпускника).
Наблюдается ярко выраженный дисбаланс по подготовке специалистов: недостаток подготовки кадров рабочих специальностей (951 рабочий), с одной стороны, и переизбыток подготовленных служащих (1 279 служащих), с другой стороны.
В такой ситуации, можно предположить, что большое количество не нашедших работу выпускников (1 279 человек) вынуждены будут искать работу в другом городе. В то же время, предприятия города ощущают острую нехватку подготовленных рабочих.
Руководителям учебных заведений города предстоит пересмотреть стратегию подготовки специалистов.
Анализ проблем трудоустройства выпускников в Иркутской области показал, что с одной стороны, выпускники по окончанию обучения желают найти не просто работу по специальности, а высокооплачиваемую работу, а работодатели желают получить специалиста с высоким уровнем образования, отдавая преимущество выпускникам с высшим образованием [4].
Выпускники СУЗов встревожены низким уровнем дохода в первые годы работы, недостатком полученных знаний и низкой возможностью карьерного роста [5]. У таких работников наблюдается низкий уровень закрепления на рабочем месте.
Выпускники ВУЗов, как правило, имеют более высокие заработные платы и перспективы карьерного роста. Однако, они высказывают сожаление о неполучении во время обучения дополнительных навыков, расширяющих их возможности на рабочем месте (освоение смежных направлений подготовки и курсов повышения квалификации, формирующих дополнительные компетенции).
Для Ангарска важными условиями закрепления выпускников на территории родного города является, в первую очередь, соответствие количества выпускников потребностям в кадрах, что позволит им применить полученные знания на практике.
Кроме того, решению проблемы будет способствовать имеющаяся в г. Ангарске возможность получать дополнительное образование выпускниками (высшее образование после среднего специального, курсы повышения квалификации в очном и дистанционном формате, профессиональная переподготовка) для перспектив дальнейшего карьерного роста.
Широкие возможности профессиональной переподготовки в соответствии с потребностями рынка труда имеются в Ангарском государственном техническом университете, преимуществом которой является получение документа государственного образца.
Системный подход к решению обозначенной проблемы возможен при координации деятельности Министерства труда и занятости Иркутской области, регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования с учебными заведениями.
1. Аналитическая справка по результатам мониторинга занятости выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за 2021 год. Региональный ин-ститут кадровой политики и непрерывного профессионального образования. Официальный сайт. Текст: электронный. - URL: https://center-prof38.ru/content/rezultaty-monitoringa-zanyatosti-vypusknikov(дата обращения: 12.10.2022).
2. Занятость и безработица в Иркутской области. Irkzan.ru. Текст: электронный. - URL: https://www.irkzan.ru/content/занятость_и_безработица (да-та обращения: 03.04.2022).
3. Информация о положении на рынке труда в Иркутской области // Интерактивный портал Министерства труда и занятости Иркутской области Электронный ресурс]. [сайт]. [2022]. URL.: https://irkzan.ru/content/информирование_о_положении_на_рынке_труда_в_иркутской_области (дата обращения: 13.04.2023).
4. Балашова Н.В. Трудоустройство выпускников в Иркутской области: обзор статистических материалов // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 5. - С. 1005-1018.
5. Российская Федерация. Статистические данные. Федеральное ста-тистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получив-ших среднее профессиональное и высшее образование. Текст: электронный. -URL:https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html (дата обращения: 08.04.2023).