Разработана и апробирована в формате Excel матрица оценки уровня организации системы внутреннего контроля, отражающая взаимосвязи критериев оценки уровня организации системы, характеристик уровней организации системы, диапазонов оценки каждого целевого и интегрального показателей, способствующая снижению трудоемкости и повышению эффективности процедуры оценки
матрица, внутренний контроль, система, критерии оценки, целевые показатели, интегральный показатель
На практике и составители международных стандартов в области внутреннего контроля, и организации, использующие методы внутреннего контроля в своей хозяйственной деятельности, в сущности, уклоняются от решения вопроса интеграции систем оценки эффективности различных компонентов внутреннего контроля в единое целое. Превалирует склонность использовать привычный и проверенный подход, а именно оценивать эффективность различных служб и функций внутреннего контроля раздельно.
Одной из проблем, по нашему мнению, является то, что уже имеющиеся методические разработки по оценке систем внутреннего контроля (СВК) зачастую не находят практического применения. В качестве примера рассмотрим практические аспекты оценки СВК в рамках налогового мониторинга [2].
Цель исследования – дополнение методического обеспечения оценки СВК, предложенного в рамках налогового мониторинга, практическим инструментарием.
Задачи исследования:
– обосновать значение налогового мониторинга, его преимущества для сторон;
– разработать матрицу оценки уровня организации СВК, отражающую взаимосвязи критериев оценки уровня организации СВК, уровней организации СВК, диапазонов оценки каждого целевого показателя и диапазонов оценки интегрального показателя.
Объектом исследования являются системы внутреннего контроля организаций, участвующих в налоговом мониторинге.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на уровень организации СВК.
Главное отличие налогового мониторинга от других контрольных мероприятий в том, что участие в нем добровольное. Но одного желания мало, компания должна соответствовать определенным критериям.
Налоговый мониторинг (НМ) – это форма взаимодействия компании и налоговых органов, при которой анализ финансово-хозяйственной деятельности (расчет и уплата налогов, сборов и взносов) осуществляется удаленно и в режиме реального времени.
В мировой практике основной целью налогового мониторинга является укрепление взаимного доверия между бизнесом и государством и содействие тому, чтобы обе стороны лучше понимали свои обязательства и права.
Одной из основных целей налоговых органов является обеспечение законности и эффективности налогообложения, в частности проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц.
Основные преимущества для компаний, вступивших в налоговый мониторинг, следующие:
– сокращение затрат и экономия времени;
– сокращение числа запросов со стороны налоговых органов;
– упрощение и повышение качества процедур проверок;
– комплексный анализ рисков и организация системы внутреннего контроля компании;
– налоговое планирование и прогнозирование будущих сделок;
– снижение налоговых рисков;
– прозрачность и повышение инвестиционной привлекательности;
– получение мотивированного мнения;
– отсутствие камеральных и выездных проверок;
– отсутствие штрафов и пеней при выполнении мотивированного мнения;
– возмещение НДС в ускоренном порядке;
– оперативное получение информации о возможных ошибках в отчетности;
– преимущества репутационного характера.
При подготовке к налоговому мониторингу организация определяет объем предоставляемых налоговому органу первичных учетных документов и использует для этого оценку уровня организации СВК [2]. Для оценки уровня организации СВК разработаны уровни организации СВК, их характеристики и диапазоны значений интегральных показателей, систематизируем и представим в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика уровней СВК и диапазоны интегральных оценок их уровня
Уровни организации СВК |
Характеристики уровней СВК |
Диапазоны значений интегральных показателей, баллов |
Начальный (1) |
Процессы не определены, результат зависит от индивидуальных усилий участников СВК, Не существует единых стандартов и принципов СВК |
0-20 |
Определенный (2) |
В организации определены базовые принципы и процессы СВК. Формализованы основные процессы, которые используются для основных бизнес-процессов |
21-40 |
Контролируемый (3) |
В организации внедрены системы, которые используются сотрудниками, руководство ориентировано на развитие СВК. В организации определены и формализованы все процессы, связанные с функционированием СВК |
41-60 |
Управляемый (4) |
Процессы, стандарты СВК интегрированы с другими бизнес-процессами и информационными системами организации. Решения в организации принимаются на основе системы аналитических показателей. |
61-80 |
Совершенствуемый (5) |
Характеризуется постоянным улучшением СВК. В организации осуществляется автоматический сбор данных для выявления рисков, их анализ и оценка для организации оптимальной системы управления рисками |
81-100 |
Оценка уровня организации СВК должна осуществляться для каждого компонента системы СВК на основе 5 уровней, приведенных в приложении 12 к требованиям ФНС [2].
Уровень организации СВК должен оцениваться в целом и по каждому компоненту СВК.
Каждый целевой показатель критерия должен оцениваться на начальном (1) первом уровне в 1 балл, на определенном (2) втором уровне в 2 балла, на контролируемом (3) в 3 балла, на управляемом (4) в 4 балла, на совершенствуемом (5) в 5 баллов.
Максимальное количество баллов по всем критериям оценки и целевым показателя должно составлять 100 баллов.
Интегральный показатель уровня организации системы внутреннего контроля должен рассчитываться путем суммирования баллов по каждому критерию оценки в разрезе компонентов системы внутреннего контроля [2].
Мы систематизировали и обобщили факторы, влияющие на оценку, и разработали матрицу оценки уровня организации СВК, отражающую взаимосвязи критериев оценки уровня организации СВК, уровней организации СВК, диапазоны оценки каждого целевого показателя и диапазоны оценки интегрального показателя, таблица 2.
Таблица 2
Оценка уровня организации СВК компании
N п/п |
Компонент СВК |
Критерии оценки уровня организации СВК |
Максимальное количество баллов по компоненту на каждом уровне |
|||||||||
Уровни организации СВК |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
1. |
Контрольная среда организации |
Соблюдение профессиональных, этических и поведенческих стандартов (стандарты поведения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Участие руководителя организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Организационная структура, распределение (разграничение) полномочий и обязанностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Компетенции и развитие персонала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Итого максимально возможное по контрольной среде организации |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
|||||||
2. |
Система управления рисками организации |
Выявление организацией рисков, связанных с искажением бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации, в целях налогового мониторинга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Оценка организацией рисков, связанных с искажением бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации, в целях налогового мониторинга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Документирование рисков, связанных с искажением бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации, в целях налогового мониторинга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Итого максимально возможное по системе управления рисками |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
|||||||
3. |
Контрольные процедуры организации |
Описание контрольных процедур организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Документирование выполнения контрольных процедур организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Оценка эффективности контрольных процедур организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Наличие автоматизированных контрольных процедур организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Соотношение автоматизированных и ручных контрольных процедур организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Итого максимально возможное по контрольным процедурам организации |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
|||||||
4. |
Информационные системы организации |
Внутренний и внешний аудит информационных систем организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Наличие защиты от несанкционированного доступа к исходным данным |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Информационные системы организации для организации бухгалтерского и налогового учета |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Информационные системы организации, используемые для контроля за правильностью исчисления (удержания) налогов, сборов, страховых взносов и для подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Наличие контролей, выполняемых превентивно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Итого максимально возможное по информационным системам организации |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
|||||||
5. |
Мониторинг организацией средств контроля |
Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Внутренний и внешний аудит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Итого максимально возможное по мониторингу организацией средств контроля |
3,0 |
6,0 |
9,0 |
12,0 |
15,00 |
|||||||
Всего количество баллов, теоретически |
20,0 |
40,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
|||||||
Всего количество баллов, фактически |
|
29,0 |
|
|
|
|||||||
Матрица апробирована на условном примере, курсивом и полужирным шрифтом приведены примеры оценки условного предприятия, по фактическому количеству баллов СВК условной компании может быть отнесена ко второму уровню. При этом, при проведении оценки фактического уровня организации СВК компания будет руководствоваться характеристикой каждого целевого показателя критерия, приведенного в приложении 12 Приказа ФНС [2].
Открытым остается вопрос, какие подходы к оценке эффективности СВК рекомендуется использовать. В рамках налогового мониторинга это может быть, по нашему мнению, тестирование и оценка СВК [1]. Для управляемого и совершенствуемого уровней СВК мы рекомендуем использовать качественные оценки:
– интервьюирование по списку вопросов;
– модели зрелости;
– стандарты, нормативы, лучшие практики;
Также нами предлагается использовать следующие количественные оценки:
– методики и модели;
– экспертная оценка;
– бенчмаркинг [1].
Необходимо отметить, что рассмотренные нами методические разработки по оценке СВК в рамках налогового мониторинга могут быть использованы и хозяйствующими субъектами, не являющимися его участниками, но заинтересованными в повышении эффективности своего бизнеса. Поскольку, для ведения оптимальной, рациональной, безопасной и эффективной деятельности каждой организации необходим контроль. Бизнес нежизнеспособен без контроля. Предпринимательство существует в достаточно агрессивной бизнес-среде, выживает в ней и даже развивается, благодаря своей защитной функции, которую активирует контроль. В этом случае система внутреннего контроля рассматривается как комплекс мер, которые принимаются руководством в целях предупреждения и выявления отрицательных факторов и событий.
В целом задачи исследования достигнуты. Обоснована взаимная заинтересованность сторон в налоговом мониторинге. Рассмотрены возможные подходы к оценке эффективности СВК. Дополнено методическое обеспечение оценки уровня СВК, предложенного в рамках налогового мониторинга, практическим инструментарием.
Предложен практический инструмент оценки СВК – разработана и апробирована в формате Excel матрица оценки уровня организации системы внутреннего контроля, отражающая взаимосвязи критериев оценки уровня организации системы, характеристик уровней организации системы, диапазонов оценки каждого целевого и интегрального показателей, способствующая снижению трудоемкости и повышению эффективности процедуры оценки.
1. Воронина, Л.И. Аудит: теория и практика / Л.И. Воронина. - М.: «Омега-Л», 2012. - 674 с. , 21 см. - Библиогр.: с. 672-673. - 2000 экз. - ISBN 978-5-370-02298-2. - Текст : непосредственный.
2. Об утверждении Требований по организации внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля: приказ ФНС РФ от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ [Электронный ресурс]. - URL: http: www.consultant.ru (03.05.2023).