СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются функции социального предпринимательства. Определена социализирующая функция социального предпринимательства. Обосновано, что в системе высшего образования приобретение знаний по предпринимательству

Ключевые слова:
социальное предпринимательство, функции социального предпринимательства, социализация предпринимательства, социализирующая функция вузов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Социальное предпринимательство активно развивается в течение последних лет, законодательно закреплены понятие и условия отождествления социальных предпринимателей в России. В современной литературе по социальному предпринимательству исследователи уделяют большое внимание целям и задачам явления, изредка формулируя его функции. В связи с этим представляется целесообразным обобщить и дополнить функции социального предпринимательства, раскрыть их значение для интегрированного понимания его сущности.

Основными общепризнанными функциями социального предпринимательства являются функции социального воздействия и социальной инновации. При этом, исследователи сходятся во мнении, что создание социальной ценности с использованием инновационных способов является основной функцией любого социального предприятия. Мухин А.В. дополнил перечень функций такими, как: поддержание социально уязвимых категорий граждан; выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии [1]. Беспалый С.В. предлагает рассмотреть создание альянса между корпоративными и некоммерческими организациями и сотрудничество между различными компонентами общества как функцию социального предпринимательства [2]. Функция вспомогательного механизма социального предпринимательства в реализации государственной социальной политики раскрывается в работе А.В. Кочкаревой [3].

Ряд авторов делает попытку связать процесс социализации и предпринимательства. Проводилось большое количество исследований в сфере социализации предпринимательской деятельности. Большинство этих исследований рассматривает социализацию бизнеса с точки зрения его социальной ответственности. Вопросам изучения социальной ответственности бизнеса посвящены работы многих авторов, среди которых: Защук М.С., Бессарабов В.О., Шахназарян Б.А., Тельных В.С., Глебова И.С. Вопросы развития теоретических основ социализации предпринимательской деятельности были рассмотрены в работах Н. Елабаевой, И. Гончарова, А. Коноваленко и других [4].

Проблема социализации была актуальной на всех этапах развития общества. От того, как проходит социализация в той или иной экономической системе, зависит общественный прогресс. Предпринимательство же, как экономически свободная деятельность, связана с конкурентной борьбой и ответственностью, цель которой заключается в достижении новых результатов. Соответственно, социализация предпринимательства предполагает наложение социальной ответственности на предпринимательство, то есть обязательств предприятий приносить пользу обществу, направляя часть прибыли на решение ключевых социальных проблем.

В этой связи можно сказать, что социальная ответственность предпринимательства является этической категорией, подразумевающей принятие на себя дополнительных добровольных обязательств перед обществом [5].

В настоящее время государство предпринимает попытки активного вовлечения молодежи в процесс социального предпринимательства. Тем самым, на наш взгляд, реализуется социализирующая функция – воспитания социально ответственного поколения молодежи.

Функцию социализации, т.е. передачи индивидам установленных в обществе социальных норм, образцов поведения и способов деятельности, выполняют многие социальные институты. Высшая школа решает задачу всесторонней социализации личности, обуславливая перспективы развития общества.

Одной из функции системы высшего образования является профессиональная подготовка, которая предполагает овладение соответствующими социальными ролями. Наряду с профессиональными качествами молодой специалист должен обладать такими сформированными качествами, как понимание социальной значимости своей специальности, следование этическим нормам общества, наличие гуманных побуждений (сочувствие, готовность помочь, участие в общественной жизни), обладание научным критическим мышлением, осознание своей социальной ответственности за происходящее в своей стране. Таким образом, обеспечивая качественный человеческий потенциал, в том числе для российского предпринимательства, высшая школа является важнейшим фактором эффективного развития общества [6].

Приобретение знаний по предпринимательству в вузах формирует социализацию. Решения в бизнесе нацелены на поиск путей взаимодействия для удовлетворения потребностей других людей. Предприниматель должен постоянно анализировать, как принимаемые решения отразятся на результатах в дальнейшем. У молодежи может быть сформировано ложное представление о бизнесе. Например, что конкуренция обязательно порождает противоборство, где побеждает сильнейший, а партнерство в бизнесе представляется лишь в качестве временной меры для борьбы с конкурентами. Обучение основам предпринимательства, и, в частности, социального предпринимательства, ликвидирует подобные ошибочные представления. Акцент делается на то, что в бизнесе необходимо создать то, что нужно другим и то, что без навыков социального взаимодействия бизнес не бывает успешным. Предпринимательские решения должны основываться на понимании того, как организовать свою работу, чтобы в первую очередь удовлетворять нужды других людей [7].

К мерам поддержки развития социального предпринимательства со стороны вуза кроме рассмотрения возможности включения курса по социальному предпринимательству по любым направлениям подготовки (не только экономистов) в учебный процесс можно также отнести:

- знакомство с организацией работающих практик социального предпринимательства;

- передача успешного опыта социального предпринимательства; практика студентов на предприятиях социального профиля;

- встречи с представителями социального бизнеса; экскурсии на предприятия;

- написание выпускных работ на темы, связанные с социальным предпринимательством;

- организация участия в волонтерской и общественной деятельности;

- публикация статей в изданиях по социальному предпринимательству [8];

- рассмотрение инструментов поддержки молодежного предпринимательства со стороны государства (предоставление субсидий на развитие социального предпринимательства).

Таким образом, социализирующая роль вузов заключается в предоставлении обучающимся базовых знаний в области социального предпринимательства с целью формирования позитивного образа социального предпринимательства и убеждения занимать активную социальную роль в современном обществе.

Список литературы

1. Мухин, А. В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А. В. Мухин. - Текст: электронный // Новые технологии. - 2011. - № 2. - С. 103-106. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16539586_91834084.pdf (дата обраще-ния: 01.03.2023).

2. Беспалый, С. В. Социальное предпринимательство и его роль в со-циальном воздействие на общество / С. В. Беспалый. - Текст: электронный // - 2020. - № 1(12). - С. 33-43. - URL: https://www.elibrary.ru/download /elibrary_43068968_61414315.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

3. Кочкарева, А. В. Социальное предпринимательство как механизм реализации социальной политики (на примере г. Ульяновска) / А. В. Кочкарева, Н. В. Власова. - Текст: электронный // Проблемы социальной идентификации российской молодежи: содержательный и коммуникативный аспекты: сборник научных трудов Всероссийской НПК, Ульяновск, 29-30 ноября 2019 года. - Уль-яновск: Ульяновский государственный технический университет, 2019. - С. 171-174. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41847342_95422494.pdf (дата обращения: 12.03.2023).

4. Чупахина, Е. В. Социализация предпринимательской деятельности в условиях Донецкой Народной Республики / Е. В. Чупахина. - Текст: электрон-ный // Менеджер. - 2021. - № 1(95). - С. 154-160. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46333275_30335366.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

5. Харитонова, Е. В., Крыловская, Е. М. Социализация предпринима-тельства как фактор роста национального богатства / Е. В. Харитонова, Е. М. Крыловская. - Текст: электронный // Социально-экономические явления и про-цессы. - 2014. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-predprinimatelstva-kak-faktor-rosta-natsionalnogo-bogatstva (дата обращения: 11.05.2023).

6. Шульга, М. М. Социализирующая функция высшей школы и развитие российского общества / М. М. Шульга. - Текст: электронный // Наука. Инновации. Технологии. - 2004. - №36. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n /sotsializiruyuschaya-funktsiya-vysshey-shkoly-i-razvitie-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 11.05.2023).

7. Никольский, Ю. Социализация через основы предпринимательства / Ю. Никольский. - Текст: электронный. - URL: https://nashedelo.ru/a/ sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva (дата обращения: 11.05.2023).

8. Чернышева, Т. Л. Социальное предпринимательство в вузе / Т. Л. Чернышова. - Текст: электронный // Российское предпринимательство. - 2017. -№21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-vuze (дата обращения: 28.04.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?