Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности процесса правового самовоспитания. Обобщены методы самовоспитания правовой культуры студентов. Определена роль преподавателей высшей школы в правовом самовоспитании студентов и предложены возможные направления их участия в данном процессе

Ключевые слова:
правовое самовоспитание, самовоспитание правовой культуры, методы правового самовоспитания
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Право – это совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства. Термин «право» используется в нескольких смысловых значениях: 1) правовые (юридические, от лат. juris – право) нормы; 2) возможность поступать определённым образом; 3) естественное право (дано от природы человеку при его рождении: право на жизнь, на свободу, право иметь собственность и др.).

Основанием правовых норм являются естественные права каждого человека. Они вытекают из коренных свойств человеческой природы, из его универсальности и уникальности. Каждый человек заключает в себе возможность самостоятельно мыслить, овладевать достижениями культуры, созидать материальные и духовные ценности, а значит, обладает соответствующими правами. Говоря обобщённо, каждый человек свободен делать всё, что не вредит другому и не запрещено законом [1].

Естественные права – это своеобразные естественные потребности, необходимости каждого человека, они действуют независимо от того, закреплены они в каких-либо юридических документах или нет.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

В случае формирования правосознания всех субъектов права следует уделить внимание такому инструменту, как самовоспитание.

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Это средство считается самым эффективным. Правовое самовоспитание заключается в развитии уважения к праву и потребности строго следовать правовым предписаниям [2]. Систематическое обучение, самостоятельный анализ правовой действительности и опыт личной практики являются важными элементами правового самовоспитания.

Правовое самовоспитание охватывает не только изучение правовых норм и формирование уважения к действующему правовому закону, но также выработку привычки его придерживаться и уверенности в его справедливости. Кроме того, оно является важным фактором формирования правовых чувств, таких как чувство ответственности, дисциплинированности, обязательности.

Социологи считают, что около 80% поведения человека является результатом социализации. Нормы общественного поведения не заложены в биологической природе людей. Поэтому формирование правового самовоспитания и правовых чувств является необходимым фактором в формировании правосознания всех субъектов права [3].

В современном обществе процесс социализации считается непрерывным, и человек переобучается на протяжении всей жизни, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся общественным отношениям. С появлением в обществе права как регулятора общественных отношений структура общественной социализации усложняется. В ней формируется ее новая часть – правовая социализация, в процессе которой должна формироваться правовая культура субъектов права. Субъект права не рождается правокультурным. Он приобретает правовую культуру прижизненно. Правовая культура субъектов права формируется и постоянно изменяется в процессе всей их жизни в правовой среде общества, в процессе их правовой социализации. Однако, этому процессу присущи кризисные моменты – переломные точки, которые являются определяющими и значимыми в жизни человека [3]. Самая важная такая точка находится в период окончания школы и начала студенчества, когда у человека разрушается старая модель жизни и еще не сложилась новая модель самостоятельного поведения и образа жизни.

Правовое самовоспитание неразрывно вязано с другими методами правового воспитания, такими как правовое обучение, профилактика и правовая пропаганда.

Проблема управления самовоспитанием правовой культуры студентов – часть общей проблемы управления процессом их правового формирования в социально-политическом пространстве. Сложность управления процессом самовоспитания правовой культуры студентов определяется сущностью и спецификой данного процесса, в котором молодой человек выступает одновременно как субъект и объект воспитательного воздействия [4].

Исходя из понимания самовоспитания как осознанного самоизменения человека, следует сказать, что необходимым условием правового самосовершенствования является определенный уровень развития самооценки. Самооценка студента – это оценка его личности, которую он формирует самостоятельно. Данный процесс играет важную роль в организации самовоспитания и контроле за своим поведением. Однако, для достижения объективной самооценки необходимо проявлять самокритичность и умение правильно реагировать на критические замечания со стороны других людей. Обычно самооценка формируется на основании двух направлений: сравнения своей личности с образцами для подражания или выдвинутыми требованиями и повседневного общения студентов с одногруппниками и преподавателями. На основании полученных результатов студенты принимают решение прибегнуть к самовоспитанию.

Следует отметить, что существуют два основных вида самооценки: адекватная и неадекватная. Первая стимулирует активность студентов, в то время как вторая, завышенная либо заниженная, может подавлять ее. Таким образом, объективная самооценка является необходимым условием для организации самовоспитания и эффективного контроля за своим поведением каждого обучающегося. Считаем, что задача педагогов высшей школы оказать содействие студентам в стимуляции их правовой активности, повышении их интереса к области правовых знаний.

Немаловажным фактом может стать актуализация процесса профессионального самовоспитания, т.е. самостоятельное или более глубокое изучение законодательных основ определенной профессиональной сферы для дальнейшего повышения уровня профессиональной самооценки.

В самовоспитании используется разнообразие методов. Одним из таких методов является самоубеждение, которое представляет собой процесс воздействия на себя для принятия новых отношений к себе и к своим поступкам. В этом методе необходимо выдвигать доказательства, аргументы и контрдоводы, чтобы сформировать взвешенное мнение о собственных поступках и отношениях к ним [5]. Для студентов в этом отношении полезным может быть разбор на занятиях правоприменительной практики, написание эссе на острые правовые проблемы.

Таким образом, педагогам высшей школы необходимо заниматься не только обучающей деятельностью, а также сосредоточиться на формировании соответствующего отношения у студенческой молодежи к праву. Необходимо, чтобы принятие и признание права стали общечеловеческими ценностями и естественно-правовой концепцией.

Еще одним методом самовоспитания является самоконтроль, который является формой осознанного регулирования своих действий и поведения с целью восстановления соответствия их результатов с заранее определенными целями, правилами, образцами. Для того, чтобы добиться успеха в самовоспитании, студенты способны контролировать любую из своих деятельностей. Объективный анализ работ по самовоспитанию помогает студентам выявлять отклонения, что дает возможность вносить коррективы в свою работу и достигнуть поставленных целей. В случае необходимости работа над собой может потребовать и саморегуляции.

В данном случае считаем эффективным методом для усиления правового самоконтроля акцентирование преподавателями внимания на занятиях по правовым дисциплинам или дисциплинам по профилактике социально-негативных явлений на ответственности за совершение различных видов правонарушений, разбор отрицательного влияния правового нигилизма и рассмотрение тесной взаимосвязи права и морали.

Также выделают такой метод правового самовоспитания, как самообразование, которое подразумевает работу с различными информационными источниками с целью приобретения знаний о праве [6]. В данном случае роль высшей школы может лежать через эффективное научно организованное правовое самообразование и воспитание студентов (написание статей, научно-исследовательских работ, участие в конференциях по праву).

Правовое самообязательство, как метод самовоспитания, тесно связан с правовым самопринуждением. Оба метода используются для устранения гражданином каких-либо замеченных самостоятельно недостатков в самообразовании.

Бондарев А.С. предлагает рассматривать также метод правовой самостимуляции, заключающийся в самоодобрении, самопоощрении, самоосуждении. Необходим в процессе правового самовоспитания для того, чтобы не потерять достигнутых ранее успехов в правовом самовоспитании [6].

Таким образом, правовое самовоспитание студенческой молодежи это планомерная, систематическая деятельность обучающихся, направленная на самостоятельное овладение и усвоение правовых знаний, формирование положительных правовых установок, следование прописанным правовым нормам, соблюдение гражданских прав и обязанностей путем сочетания методов самообразования, самоубеждения, самоконтроля и саморегуляции при тесном содействии со стороны университета.

Список литературы

1. Байлук, В. В. Правовая самореализация личности: правовое воспитание и самовоспитание студентов / В. В. Байлук. - Текст: электронный // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: в 2-х частях, Екатеринбург, 14 ноября 2014 года / Уральский государственный педагогический университет. Том Часть 2. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет - 2014. - С. 197-200. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24255729_74212014.pdf (дата об-ращения 01.05.2023).

2. Балшикеев, С. Б., Карасартова, М. М. Средства формирования правовой культуры личности / С. Б. Балшикеев, М. М. Карасартова. - Текст: электронный // МНКО. - 2011. - №6-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-formirovaniya-pravovoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 03.05.2023).

3. Бондарев, А. С. Правовое самовоспитание как самостоятельный вид субъектно-субъектной правовой социализации / А. С. Бондарев. - Текст: элек-тронный // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - №2 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovoe-samovospitanie-kak-samostoyatelnyy-vid-subektno-subektnoy-pravovoy-sotsializatsii (дата обращения: 01.05.2023).

4. Абсаттаров, Г. Р. Управление процессом самовоспитания правовой культуры студенческой молодежи: политологические аспекты / Г. Р. Абсаттаров. - Текст: электронный // Вестник КазНПУ. - 2017. - URL: https://articlekz.com/article/18506 (дата обращения: 22.04.2023).

5. Федорова, Г. Н. О самовоспитании студентов в учебном заведении / Г. Н. Федорова. - Текст: электронный. - URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2019-04-29-1376 (дата обращения 04.05 2023).

6. Бондарев, А. С. Правовая культура - цель правового самовоспитания / А. С. Бондарев. - Текст: электронный // Правовая культура. - 2013. - № 2(15). - С. 11-22. - URL: https://www.elibrary.ru/download /elibrary_21072065_81793954.pdf (дата обращения: 06.05.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?