Россия
В статье рассмотрены мероприятия, направленные на формирование антикоррупционной компетенции студентов. Обобщены и перечислены направления работы по профилактике коррупции в вузах страны. Приведена практика антикоррупционной работы среди студентов в ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет». Сделан вывод о необходимости проведения комплекса мер, направленных на усиление восприятия коррупции как негативного социального явления студенческой молодежью. Обосновано, что целью системы высшей школы в Российской Федерации в современных условиях является выпуск студен-тов со своей открытой, ярко выраженной гражданской позицией, с выработанным отторжением и неприязнью к коррупции
коррупция, профилактика коррупции, коррупция в сфере высшего образования, антикоррупционная компетенция выпускника
Коррупция – это безусловно отрицательная черта любой страны, она разлагает как экономику, так и общество в целом. В России эта проблема является острой, опасной и значимой на сегодняшний день. Важнейшим направлением воспитательной работы вузов является осведомление с первых курсов студентов об ответственности за их коррупционные действия, о порядке их действий в случае столкновения с вымогательством со стороны преподавателей и формирование неприятия в процессе всего обучения любых форм проявления коррупции, причем, не только в сфере образования.
Борьба с коррупцией прочно вошла в число приоритетных задач Российской Федерации. Органы власти страны однозначно заявляют о необходимости всем институтам гражданского общества способствовать реализации государственной антикоррупционной политики. Высшие учебные заведения, в данной связи, могут активизировать антикоррупционное воспитание молодежи, сформировать или закрепить основы антикоррупционного правосознания, лежащего в русле проводимой государственной политики, направленной на усиление в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Одной из таких мер стало включение в федеральные образовательные стандарты многих направлений подготовки положения о формировании обязательной антикоррупционной компетенции выпускника. В настоящее время в вузах разрабатывают и реализовывают комплекс мер, направленных на профилактику коррупции. Прежде всего, это ознакомление всех сотрудников с мерами ответственности за совершение коррупционных действий, разработка локальных актов в области противодействия коррупции и их размещение на официальных сайтах вузов, ежегодное декларирование доходов ректоров, проректоров, главных бухгалтеров системы высшего образования, исключение коррупционных моментов на стадии зачисления абитуриентов и в течение всего процесса их обучения, привлечение сторонних лиц с производства и других высших учебных заведений при проведении государственных аттестационных и экзаменационных мероприятий на этапе завершения обучения для более объективной оценки знаний выпускников.
Формирование антикоррупционной компетенции среди обучающихся ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет» (далее – АнГТУ) осуществляется посредством введения лекционных и практических занятий по теме антикоррупционной направленности по ряду дисциплин. Ранее тема коррупции, ее видов и борьбы с нею изучалась в рамках темы уголовной ответственности по дисциплине «Правоведение», в настоящее время требуется более детальный подход к изучению данного вопроса: увеличение количества часов, разработка лекционных курсов и методических материалов к проведению практических занятий, разработка неформальных способов антикоррупционного воспитания студентов.
Сегодняшняя практика антикоррупционной работы среди студентов АнГТУ включает ряд направлений.
Во-первых, проведение мониторинга в виде анкетирования среди студентов для выявления уровня осведомленности о коррупции и мерах ответственности. Проведение такого рода исследований является действенным инструментом для определения уровня знаний о данном явлении, отслеживания отношения студентов к коррупции и разработки либо корректировки плана мероприятий по антикоррупционному воспитанию студенческой молодежи.
Результаты опросов ежегодно выявляют похожие тенденции и показывают следующее:
- студенты владеют верным представлением о понятии коррупции, могут определить причины и негативные последствия данного явления;
- выявляются пробелы в знаниях о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в частности в области ответственности всех участников коррупционного правонарушения;
- определенное число студентов выражает нейтральное, а значит равнодушное отношение к коррупции, что позволяет сделать вывод о необходимости корректировки антикоррупционного образования молодежи [3].
Во-вторых, проведение со студентами всех форм обучения лекционных занятий по теме коррупции и мер ответственности за коррупционные правонарушения, тематических семинаров с обязательной наглядной иллюстрацией статистики в области противодействия коррупции.
В-третьих, обязательное информирование о понятии и последствиях коррупционных действий на информационном стенде ВУЗа.
В-четвертых, регулярное использование в воспитательной работе неформальных методов, направленных на антикоррупционное образование студентов.
К неформальным методам, применяемым в АнГТУ, можно отнести, например, проведение конкурсов эссе на антикоррупционную тематику или конкурсов по антикоррупционной социальной рекламе в виде сочинения стихов, лозунгов, написания постов в социальных сетях. Так, в 2021 году в рамках конкурса социальной рекламы в университете приняли участие более 40 человек, в 2022 году в конкурсе эссе участвовало 50 обучающихся. Как видим, такие методы позволяют привлечь широкую аудиторию молодежи.
В-пятых, актуализация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в данном направлении: публикация научных статей, выполнение обучающимися заочной формы обучения письменной контрольной работы по дисциплине «Правоведение» на тему коррупции и методов борьбы с нею. При этом отмечается ежегодный повышенный интерес к данной проблеме со стороны студентов, при собеседовании с многими из которых выясняется первый опыт по рассмотрению темы коррупции. Так реализуется опыт персонифицированного понимания коррупции.
В-шестых, организация встреч студентов с представителями правоохранительных органов с целью разъяснения им правовых основ противодействия коррупции.
С учетом полученных результатов проводимых опросов, выводов, сделанных на основании проводимых семинаров и результатах исследований, в АнГТУ ежегодно разрабатывается и усиливается комплекс мероприятий, направленных на правовое антикоррупционное просвещение студенческой молодежи, формирование негативного отношения к коррупции, нулевой терпимости к данному социальному явлению.
Так, по итогам 2022 года на базе ФГБОУ ВО «АнГТУ» были проведены следующие мероприятия по профилактике коррупции (таблица 1):
Таблица 1
Информация о мероприятиях антикоррупционной направленности,
проведенных ФГБОУ ВО «АнГТУ» за 2022 год
Наименование мероприятия |
Формат мероприятия |
Дата проведения |
Количество участников |
Краткое описание |
Размещение информационных материалов по ответственности за коррупционные действия на информационный стенд по профилактике социально-негативных явлений. |
Информационный стенд |
В течение года |
Все обучающиеся ВУЗа |
Размещены листовки о понятии коррупции, ее видах, понятии взятки и ответственности всех участников коррупционного процесса. |
Лекционные занятия по теме коррупции, ее видов, ответственности и мероприятиях по противодействию коррупции. |
Лекции
|
В течение года |
Очная и заочная форма обучения – 290 чел. |
В ходе изучения дисциплины «Правоведение» проведены лекционные занятия в рамках тем, разработанных в рабочих программах дисциплины. |
Семинары на тему «Коррупция, ее причины и методы борьбы с нею». |
Семинары |
29.03. 2022 г.
20.10. 2022 г.
28.11. 2022 г. |
ХТ-18-1, АТП -18-1 (22 чел.) ЭК-19-1 (15 чел.) ХТ-20-1,2, РП-20, ИВТ-19 (45 чел.) |
С целью профилактики социально-негативных явлений и правового воспитания студенческой молодежи. |
Продолжение таблицы 1
Наименование мероприятия |
Формат мероприятия |
Дата проведения |
Количество участников |
Краткое описание |
Участие в Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Родина: общество, безопасность, экология», г. Киров. |
Международный конкурс |
3 марта 2022 г. |
К.э.н., доцент каф. ЭМ и ПУ Сорокина А.И. К.э.н., доцент каф. ЭМ и ПУ Зарубина Ю.В. |
2 место за работу «Формирование и оценка антикоррупционного правосознания студенческой молодежи», 3 место за работу «Гражданское и антикоррупционное воспитание студенческой и школьной молодежи». |
Участие в ежегодной международной НТК им. проф. В.Я. Баденикова «Современные технологии и научно-технический прогресс». |
Международная научно-техническая конференция |
12 мая 2022 г. |
К.э.н., доцент каф. ЭМ и ПУ Сорокина А.И.
|
Доклад на секции «Социально-экономические науки» «Формальные и неформальные методы пропаганды борьбы с коррупцией в вузах». |
Публикация на тему «Формальные и неформальные методы пропаганды борьбы с коррупцией в ВУЗах». |
Научая статья (тезисы) |
Май 2022 г. |
К.э.н., доцент каф. ЭМ и ПУ Сорокина А.И.
|
Современные технологии и научно-технический прогресс: тезисы докладов международной научно-технической конференции им. проф. В.Я. Баденикова. – Ангарск: Изд-во ФГБОУ ВО «АнГТУ», 2022. – С. 363-364. |
Окончание таблицы 1
Наименование мероприятия |
Формат мероприятия |
Дата проведения |
Количество участников |
Краткое описание |
Письменные работы и рефераты на тему понятия коррупции, мерах борьбы с нею, причинах ее появления и ответственности. |
Письменная работа |
В течение года |
Заочная форма обучения (170 чел.) |
В ходе изучения дисциплины «Правоведение» предложены темы письменных работ в рабочих программах дисциплины и ФОСах на тему противодействия коррупции. |
Участие в конкурсе социальной рекламы «Прибайкалье без коррупции» (г. Иркутск). |
Региональный конкурс |
Ноябрь 2022 г. |
Щелев Р.В., гр ЭК-19-1 |
Конкурс Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений в виде лучшего стихотворения «Жить по совести». |
Конкурс работ (эссе) среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений г. Ангарска. |
Городской конкурс эссе |
Декабрь 2022 г. |
Очная форма обучения, обучающиеся СОШ г. Ангарска (50 чел.) |
Конкурс посвящен Международному дню борьбы с коррупцией и Дню Конституции Российской Федерации. |
Таким образом, формирование ценностных установок и повышение уровня правовой культуры граждан происходит не только на уровне общего школьного образования, но и в системе высших учебных заведений. Выполняется задача приобретения и углубления полученных знаний, формирования и закрепления личностно значимых ценностных ориентиров, определяющих гражданскую позицию обучающихся, а также построение собственного правового мировоззрения в рамках конституционных прав и обязанностей.
Высшая школа играет одну из ключевых ролей в моральном и правовом воспитании гражданина. Целью университета является выпускать студентов со своей открытой, ярко выраженной гражданской позицией, с выработанным отторжением и неприязнью к коррупции. При этом противодействие коррупции в студенческой среде предполагает комплексное воздействие, которое заключается в пропаганде, просвещении и формировании антикоррупционного поведения.
1. Грибков М. А. Профилактика коррупции в сфере высшего образования / М.А. Грибков. - Текст: электронный // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2012. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-korruptsii-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.04.2023).
2. Никулина Н. А. Методы борьбы с коррупцией в образовательных учреждениях / Н. А. Никулина. - Текст: электронный // NovaInfo. - 2017. - № 62. - С. 303-306. - URL: https://novainfo.ru/article/12109 (дата обращения: 01.04.2023).
3. Сорокина А. И. Формирование и оценка антикоррупционного право-сознания студенческой молодежи / А. И. Сорокина. - Текст: непосредственный // Вестник АнГТУ. - 2021. - №15.- С. 259-262.
4. Байсеитова Н. Ф. Формирование антикоррупционной компетенции у студентов в ходе реализации Федерального образовательного стандарта в сис-теме СПО / Н. Ф. Байсеитова. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2021. - № 16 (358). - С. 316-319. - URL: https://moluch.ru/archive/358/80104/ (дата об-ращения: 17.04.2023).