ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОЛИМПИАДАХ И НАУЧНЫХ КОНКУРСАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается роль студенческих профильных олимпиад и научных конкурсов как элементов независимой оценки качества образования студентов вузов. На примере конкретной группы дана оценка качества образования студентов-экономистов АнГТУ

Ключевые слова:
конкретной группы дана оценка качества образования студентов-экономистов АнГТУ. Ключевые слова:
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Одной из основных задач российского образования на ближайший период является повышение качества образования в вузе. На решение этой проблемы как раз и направлена реформа высшего образования.

Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по соответствующей программе определяется в рамках системы внутренней и внешней оценки, в которой вуз принимает участие на добровольной основе [1].

Статья 95 Закона об образовании [2] определяет сущность и задачи независимой оценки качества образования: независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Стейкхолдерами в оценке качества образования являются:

- государственные структуры, задача которых состоит в обеспечении конституционных прав граждан, социальной стабильности, обеспечении конкурентоспособности российской экономики, национальной безопасности и др.;

- представители работодателей, заинтересованные в работниках высокой квалификации в условиях широкого использования в производстве инноваций, передовых знаний и технологий;

- общество в целом, заинтересованное в повышении уровня образованности населения, развитии культурных ценностей, снижении социальной напряженности.

Внешняя оценка качества образования может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры [1].

Целями внешней оценки качества образования являются:

  • оценка соответствия качества образования требованиям образовательных стандартов и действующего законодательства;
  • обеспечение открытости и доступности информации об образовательной деятельности образовательного учреждения;
  • обеспечение заинтересованных групп пользователей достоверной информацией, охватывающей различные аспекты образовательной деятельности, для обоснованного принятия управленческих решений и разработки программ и мер повышения качества образовательного процесса;
  • повышение конкурентоспособности реализуемых образовательных программ.

Считаем, что результаты участия студентов в профильных олимпиадах и научных конкурсах могут рассматриваться как один из элементов независимой оценки качества образования.

Профильная олимпиада является демонстрацией готовности студентов самостоятельно мыслить и решать нестандартные производственные задачи.

В процессе участия в профильных олимпиадах студенты показывают уровень сформированности профессиональных умений и навыков, способность к самостоятельной профессиональной деятельности. Участие в профильных олимпиадах в составе команды позволяет выявить и развивать коммуникативные качества студентов.

По итогам участия в олимпиаде можно оценить уровень подготовки студентов конкретного вуза по сравнению со студентами таких же направлений подготовки других образовательных организаций.

Привлечение студентов к участию в научных конкурсах позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки. Участие в конкурсах является возможностью демонстрировать свой профессиональный уровень, развиваться и получать новые знания и опыт в своей области.

Таким образом, профильные олимпиады и научные конкурсы могут считаться эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся. Олимпиады и конкурсы повышают интерес студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развивают исследовательские умения, логическое мышление, творческую активность, в результате совершенствуется качество подготовки будущих специалистов. Следовательно, логичным будет учет достижений студентов в профильных олимпиадах и научных конкурсах при проведении аккредитации образовательной организации как составляющих независимой оценки качества образования.

На кафедре экономики, маркетинга и психологии управления Ангарского государственного технического университета качеству подготовки студентов-экономистов уделяется большое внимание. В процессе обучения студенты-выпускники очной формы группы ЭК-19 постоянно привлекались к участию в профильных олимпиадах и научных конкурсах разного уровня.

В таблице 1 представлен свод результатов участия студентов в мероприятиях за период обучения.

Таблица 1

Результаты участия студентов группы ЭК-19 в профильных олимпиадах и научных конкурсах разного уровня за период 2019-2023 гг.

Наименование мероприятия

Результат

Конкурс научно-технических работ молодых учёных и обучающихся АнГТУ (г. Ангарск, ФГБОУ ВО «АнГТУ», 21 апреля 2021 г.)

3 место (Бадмажанова О.) Тема – «Управление деловым риском фирмы: прикладной аспект»

Всероссийская олимпиада личного первенства по конфликтологии (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 26 мая 2021 г.)

1-е место в личном первенстве в конкурсе «Конфликтологический лабиринт» (Бадмажанова О.И., Васильева Е.Е., Смирнова И.А.).

2-е место в личном первенстве в конкурсе «Сторителлинг конфликта (домашнее задание)» (Васильева Е.Е.).

Международный конкурс личного первенства студентов по социальной конфликтологии (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 31 мая 2021 г.)

1-е место в личном первенстве в конкурсе «Социальный лабиринт» (Васильева Е.Е., Смирнова И.А.).

2-е место в личном первенстве в конкурсе «Схема структурного анализа социального конфликта»» (Бадмажанова О.И.).

2-е место в личном первенстве в конкурсе «Социальный лабиринт» (Зейналов А.Э.).

3-е место в личном первенстве в конкурсе «Социальный лабиринт» (Бадмажанова О.И.).

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Наименование мероприятия

Результат

 

3-е место в личном первенстве в конкурсе «Сторителлинг социального конфликта (домашнее задание)» (Бадмажанова О.И.).

Всероссийский сетевой конкурс с участием студентов с инвалидностью «Профессиональное завтра», организованный сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (с 01 сентября по 27 октября 2021 г.)

Выход в финал (Васильева Е.Е.).

Региональная олимпиада по психотехнологии разрешения конфликтов для учащихся и студентов общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений и учреждений высшего образования (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 16 ноября 2021 г.)

1-е место в командном первенстве.

1-е место в индивидуальном конкурсе «Основы конфликтологии» (Смирнова И.А.).

ХIV региональная научно-техническая конференция молодых специалистов Ангарской нефтехимической компании (г. Ангарск, 10 декабря 2021 г.)

Победа в номинации «Практическая значимость» в секции «Экономика. Экология, Промышленная безопасность и охрана труда. Информационные технологии и автоматизация производства. Метрология» (Бадмажанова О.И.).

Конкурс работ, посвященный международному дню борьбы с коррупцией и дню конституции Российской Федерации (1-12 декабря 2021 г.)

1-е место в номинации «Лучший пост по теме «Что для меня значит конституция?» (Васильева Е.Е.)

Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по финансовым институтам (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 15 декабря 2021 г.)

Диплом 3-ей степени в номинации «Решение задач» (Васильева Е.Е.)

Ежегодная студенческая межвузовская олимпиада по экономике (региональный этап) (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 01 марта 2022 г.)

2-е общекомандное место.

1-е и 2-е место в личном зачете (Васильева Е.Е., Бадмажанова О.И.).

Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по государственным и муниципальным финансам (г. Иркутск, Управление федерального казначейства по Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 15 апреля 2022 г.)

Победа в номинации «За отличные знания полномочий ОМСУ» (Лиханов М.И.)

 

 

Продолжение таблицы 1

Наименование мероприятия

Результат

Международный конкурс для школьников и студентов «Поколение SMART», организованный ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Евразийской ассоциацией университетов, ассоциацией муниципальных образований Иркутской области (г. Иркутск, с 01 марта 2022 г. по 23 апреля 2022 г.)

Диплом II степени (Бадмажанова О.И.)

Конкурс научно-технических работ молодых учёных и обучающихся АнГТУ (г. Ангарск, ФГБОУ ВО «АнГТУ», 25 апреля 2022 г.)

2 место (Смирнова И.А.). Тема – «Совместная деятельность: особенности и перспективы развития в малом бизнесе»

Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по управлению персоналом, проводившаяся в рамках 11-го Байкальского кадрового форума в ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск, 27 апреля 2022 г.)

3-е общекомандное место.

1-е место за прохождение тестирования в командном зачете.

3-е общекомандное место в решении задания «Кроссворд».

Победитель тестирования в номинации «Будущий управленец» (Смирнова И.А.).

Победитель тестирования в номинации «Уверенные знания» (Бадмажанова О.И.).

IX Всероссийский конкурс исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых международной ассоциации строительных вузов (АСВ), организованный ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (апрель-июль 2022 г.)

2 место (Смирнова И.А.). Тема проекта – «Совместная деятельность – особенности и перспективы развития в малом бизнесе».

Конкурс работ среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений г. Ангарска, посвященный международному дню борьбы с коррупцией (г. Ангарск, ФГБОУ ВО «АнГТУ», с 28 ноября по 11 декабря 2022 г.)

2-е место (Спирин И.В.).

XIV Международный конкурс научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование», организованный АНО «Научно-просветительский центр «Традиция», историко-культурное молодежное научное общество «Самобытная вятка» (г. Киров, 01.09-05.10.2022 г.)

1 место за работу «Развитие «зеленой» экономики в пенитенциарной системе» (Бадмажанова О.И.)

V Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, организованный Центральным банком Российской Федерации совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (1-18 декабря 2022 г.)

Сдача теста (базовый и продвинутый уровень)

 

 

Окончание таблицы 1

Наименование мероприятия

Результат

Всероссийский этап VIII Всероссийской студенческой Актионады по направлению «Финансы» (г. Москва, с 10 по 15 февраля 2023 г.)

Победа во всероссийском этапе, выход в финал в 10 лучших.

4-е место в финале (Бадмажанова О.И.).

Ежегодная межвузовская студенческая олимпиада по экономике (региональный этап) (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 21 февраля 2023 г.)

2-е общекомандное место.

1 место в личном зачете (Бадмажанова О.И., Смирнова И.А., Васильева Е.Е.).

Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по финансовым институтам, организованная ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск, 28 марта 2023 г.)

3-е место в личном зачете (Перепелица Е.М.).

Конкурс научно-технических работ молодых учёных и обучающихся АнГТУ (24 апреля 2023 г.)

2 место (Смирнова И.А.). Тема проекта «Совершенствование анализа ресторанной деятельности в малом бизнесе (на материалах ООО «Паприка»)».

 

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что студенты показывают достаточно высокие результаты на мероприятиях разного уровня, особенно об этом свидетельствуют результаты международных и всероссийских олимпиад и конкурсов.

Список литературы

1. Российская Федерация. Стандарты. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 30.04.23).

2. Российская Федерация. Стандарты. Об образовании в Российской Федерации: федерал. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/daa09a0ac1c687376e8df810d5a1c02eaf710300 (дата обращения: 30.04.23).

Войти или Создать
* Забыли пароль?