В статье обосновывается роль студенческих профильных олимпиад и научных конкурсов как элементов независимой оценки качества образования студентов вузов. На примере конкретной группы дана оценка качества образования студентов-экономистов АнГТУ
конкретной группы дана оценка качества образования студентов-экономистов АнГТУ. Ключевые слова:
Одной из основных задач российского образования на ближайший период является повышение качества образования в вузе. На решение этой проблемы как раз и направлена реформа высшего образования.
Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по соответствующей программе определяется в рамках системы внутренней и внешней оценки, в которой вуз принимает участие на добровольной основе [1].
Статья 95 Закона об образовании [2] определяет сущность и задачи независимой оценки качества образования: независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Стейкхолдерами в оценке качества образования являются:
- государственные структуры, задача которых состоит в обеспечении конституционных прав граждан, социальной стабильности, обеспечении конкурентоспособности российской экономики, национальной безопасности и др.;
- представители работодателей, заинтересованные в работниках высокой квалификации в условиях широкого использования в производстве инноваций, передовых знаний и технологий;
- общество в целом, заинтересованное в повышении уровня образованности населения, развитии культурных ценностей, снижении социальной напряженности.
Внешняя оценка качества образования может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры [1].
Целями внешней оценки качества образования являются:
- оценка соответствия качества образования требованиям образовательных стандартов и действующего законодательства;
- обеспечение открытости и доступности информации об образовательной деятельности образовательного учреждения;
- обеспечение заинтересованных групп пользователей достоверной информацией, охватывающей различные аспекты образовательной деятельности, для обоснованного принятия управленческих решений и разработки программ и мер повышения качества образовательного процесса;
- повышение конкурентоспособности реализуемых образовательных программ.
Считаем, что результаты участия студентов в профильных олимпиадах и научных конкурсах могут рассматриваться как один из элементов независимой оценки качества образования.
Профильная олимпиада является демонстрацией готовности студентов самостоятельно мыслить и решать нестандартные производственные задачи.
В процессе участия в профильных олимпиадах студенты показывают уровень сформированности профессиональных умений и навыков, способность к самостоятельной профессиональной деятельности. Участие в профильных олимпиадах в составе команды позволяет выявить и развивать коммуникативные качества студентов.
По итогам участия в олимпиаде можно оценить уровень подготовки студентов конкретного вуза по сравнению со студентами таких же направлений подготовки других образовательных организаций.
Привлечение студентов к участию в научных конкурсах позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки. Участие в конкурсах является возможностью демонстрировать свой профессиональный уровень, развиваться и получать новые знания и опыт в своей области.
Таким образом, профильные олимпиады и научные конкурсы могут считаться эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся. Олимпиады и конкурсы повышают интерес студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развивают исследовательские умения, логическое мышление, творческую активность, в результате совершенствуется качество подготовки будущих специалистов. Следовательно, логичным будет учет достижений студентов в профильных олимпиадах и научных конкурсах при проведении аккредитации образовательной организации как составляющих независимой оценки качества образования.
На кафедре экономики, маркетинга и психологии управления Ангарского государственного технического университета качеству подготовки студентов-экономистов уделяется большое внимание. В процессе обучения студенты-выпускники очной формы группы ЭК-19 постоянно привлекались к участию в профильных олимпиадах и научных конкурсах разного уровня.
В таблице 1 представлен свод результатов участия студентов в мероприятиях за период обучения.
Таблица 1
Результаты участия студентов группы ЭК-19 в профильных олимпиадах и научных конкурсах разного уровня за период 2019-2023 гг.
Наименование мероприятия |
Результат |
Конкурс научно-технических работ молодых учёных и обучающихся АнГТУ (г. Ангарск, ФГБОУ ВО «АнГТУ», 21 апреля 2021 г.) |
3 место (Бадмажанова О.) Тема – «Управление деловым риском фирмы: прикладной аспект» |
Всероссийская олимпиада личного первенства по конфликтологии (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 26 мая 2021 г.) |
1-е место в личном первенстве в конкурсе «Конфликтологический лабиринт» (Бадмажанова О.И., Васильева Е.Е., Смирнова И.А.). 2-е место в личном первенстве в конкурсе «Сторителлинг конфликта (домашнее задание)» (Васильева Е.Е.). |
Международный конкурс личного первенства студентов по социальной конфликтологии (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 31 мая 2021 г.) |
1-е место в личном первенстве в конкурсе «Социальный лабиринт» (Васильева Е.Е., Смирнова И.А.). 2-е место в личном первенстве в конкурсе «Схема структурного анализа социального конфликта»» (Бадмажанова О.И.). 2-е место в личном первенстве в конкурсе «Социальный лабиринт» (Зейналов А.Э.). 3-е место в личном первенстве в конкурсе «Социальный лабиринт» (Бадмажанова О.И.). |
Продолжение таблицы 1
Наименование мероприятия |
Результат |
|
3-е место в личном первенстве в конкурсе «Сторителлинг социального конфликта (домашнее задание)» (Бадмажанова О.И.). |
Всероссийский сетевой конкурс с участием студентов с инвалидностью «Профессиональное завтра», организованный сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (с 01 сентября по 27 октября 2021 г.) |
Выход в финал (Васильева Е.Е.). |
Региональная олимпиада по психотехнологии разрешения конфликтов для учащихся и студентов общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений и учреждений высшего образования (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 16 ноября 2021 г.) |
1-е место в командном первенстве. 1-е место в индивидуальном конкурсе «Основы конфликтологии» (Смирнова И.А.). |
ХIV региональная научно-техническая конференция молодых специалистов Ангарской нефтехимической компании (г. Ангарск, 10 декабря 2021 г.) |
Победа в номинации «Практическая значимость» в секции «Экономика. Экология, Промышленная безопасность и охрана труда. Информационные технологии и автоматизация производства. Метрология» (Бадмажанова О.И.). |
Конкурс работ, посвященный международному дню борьбы с коррупцией и дню конституции Российской Федерации (1-12 декабря 2021 г.) |
1-е место в номинации «Лучший пост по теме «Что для меня значит конституция?» (Васильева Е.Е.) |
Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по финансовым институтам (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 15 декабря 2021 г.) |
Диплом 3-ей степени в номинации «Решение задач» (Васильева Е.Е.) |
Ежегодная студенческая межвузовская олимпиада по экономике (региональный этап) (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 01 марта 2022 г.) |
2-е общекомандное место. 1-е и 2-е место в личном зачете (Васильева Е.Е., Бадмажанова О.И.). |
Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по государственным и муниципальным финансам (г. Иркутск, Управление федерального казначейства по Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 15 апреля 2022 г.) |
Победа в номинации «За отличные знания полномочий ОМСУ» (Лиханов М.И.) |
Продолжение таблицы 1
Наименование мероприятия |
Результат |
Международный конкурс для школьников и студентов «Поколение SMART», организованный ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Евразийской ассоциацией университетов, ассоциацией муниципальных образований Иркутской области (г. Иркутск, с 01 марта 2022 г. по 23 апреля 2022 г.) |
Диплом II степени (Бадмажанова О.И.) |
Конкурс научно-технических работ молодых учёных и обучающихся АнГТУ (г. Ангарск, ФГБОУ ВО «АнГТУ», 25 апреля 2022 г.) |
2 место (Смирнова И.А.). Тема – «Совместная деятельность: особенности и перспективы развития в малом бизнесе» |
Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по управлению персоналом, проводившаяся в рамках 11-го Байкальского кадрового форума в ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск, 27 апреля 2022 г.) |
3-е общекомандное место. 1-е место за прохождение тестирования в командном зачете. 3-е общекомандное место в решении задания «Кроссворд». Победитель тестирования в номинации «Будущий управленец» (Смирнова И.А.). Победитель тестирования в номинации «Уверенные знания» (Бадмажанова О.И.). |
IX Всероссийский конкурс исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых международной ассоциации строительных вузов (АСВ), организованный ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (апрель-июль 2022 г.) |
2 место (Смирнова И.А.). Тема проекта – «Совместная деятельность – особенности и перспективы развития в малом бизнесе». |
Конкурс работ среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений г. Ангарска, посвященный международному дню борьбы с коррупцией (г. Ангарск, ФГБОУ ВО «АнГТУ», с 28 ноября по 11 декабря 2022 г.) |
2-е место (Спирин И.В.). |
XIV Международный конкурс научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование», организованный АНО «Научно-просветительский центр «Традиция», историко-культурное молодежное научное общество «Самобытная вятка» (г. Киров, 01.09-05.10.2022 г.) |
1 место за работу «Развитие «зеленой» экономики в пенитенциарной системе» (Бадмажанова О.И.) |
V Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, организованный Центральным банком Российской Федерации совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (1-18 декабря 2022 г.) |
Сдача теста (базовый и продвинутый уровень) |
Окончание таблицы 1
Наименование мероприятия |
Результат |
Всероссийский этап VIII Всероссийской студенческой Актионады по направлению «Финансы» (г. Москва, с 10 по 15 февраля 2023 г.) |
Победа во всероссийском этапе, выход в финал в 10 лучших. 4-е место в финале (Бадмажанова О.И.). |
Ежегодная межвузовская студенческая олимпиада по экономике (региональный этап) (г. Иркутск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 21 февраля 2023 г.) |
2-е общекомандное место. 1 место в личном зачете (Бадмажанова О.И., Смирнова И.А., Васильева Е.Е.). |
Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по финансовым институтам, организованная ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск, 28 марта 2023 г.) |
3-е место в личном зачете (Перепелица Е.М.). |
Конкурс научно-технических работ молодых учёных и обучающихся АнГТУ (24 апреля 2023 г.) |
2 место (Смирнова И.А.). Тема проекта – «Совершенствование анализа ресторанной деятельности в малом бизнесе (на материалах ООО «Паприка»)». |
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что студенты показывают достаточно высокие результаты на мероприятиях разного уровня, особенно об этом свидетельствуют результаты международных и всероссийских олимпиад и конкурсов.
1. Российская Федерация. Стандарты. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 30.04.23).
2. Российская Федерация. Стандарты. Об образовании в Российской Федерации: федерал. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/daa09a0ac1c687376e8df810d5a1c02eaf710300 (дата обращения: 30.04.23).