РУЧНОЕ МАСТЕРСТВО КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена проблема снижения когнитивных функций обучающихся. Указано на то, что эта проблема носит системный характер. Показано влияние информационных потоков на формирование клипового мышления и погружение молодёжи в виртуальную среду. Обозначена проблема существующей системы оценки знаний обучающихся. Указана необходимость развития самостоятельности и практических навыков обучающихся

Ключевые слова:
когнитивный, практические навыки, самостоятельность, обучающийся, образовательный процесс
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Ещё несколько десятилетий назад в России были очень развиты различные спортивные секции, сообщества, кружки по интересам, где молодому поколению, помимо познавательных и воспитательных функций, прививались различные умения и навыки. Например, были кружки юных радиолюбителей, где ребятам не только рассказывали об истории радио и устройстве радиоприёмников, но и давались навыки работы со сложными радиопередающими станциями, обучали поискам неисправностей сложных электронных схем, оказывали помощь в разработке цветомузыки или в освоении основ настройки антенн. Руководство средних общеобразовательных учреждений активно поддерживало возможность для трудоустройства детей на работы в сельхозпредприятия региона, организовывали на базе самих учебных заведений так называемые «отработки». Там ученики должны были выполнять ряд практических работ, начиная от уборки территорий и заканчивая изготовлением ящиков или коробок для нужд школы или какого-нибудь заказчика. Помимо этого, на территориях учебных заведений организовывались так называемые школьные площадки, которые являлись аналогом пионерских лагерей, с той лишь разницей, что для ночёвки дети расходились по своим домам. В летние периоды при активной помощи государства организовывали детские оздоровительные лагеря.

Основной функцией, которую выполняли вышеперечисленные организации, являлась воспитательная. Такое воспитание через коллектив было очень полезно для формирования мировоззрения у подрастающего поколения в плане адаптации к дальнейшей жизни в обществе. Важным достоинством такой адаптации заключалось в минимальном участии взрослых в жизни детей. Это способствовало развитию навыков самостоятельности и, самое главное, – развитию практического опыта при выполнении различных задач, умению своими руками мастерить, развивая свои способности к анализу. Успех в таком воспитании достигался, в первую очередь, через равенство всех участников процесса. Немаловажным фактором успеха была вовлечённость подрастающего поколения во все мероприятия, проводимых детскими организациями. Это развивало стремление подражать друг другу в тех местах, где достигались явные положительные результаты, позволяло формировать чувства дружбы, справедливости, поддержки и доверия. В коллективных мероприятиях, при распределении ролей, у детей начинали развиваться профессиональные качества, появлялись лидеры. Такое коллективное взаимодействие, совместные интересы, вовлечённость и идеологическое воспитание были основой для формирования мировоззрения.

Рассматривая современное положение дел в образовании, можно наблюдать тенденцию к снижению общего уровня когнитивных функций обучающихся. Следствием таких процессов являются неразвитая способность к анализу и структурированию информации и отсутствие навыков решения поставленных задач или проблем. Неясное восприятие своего текущего статуса формирует у молодёжи ощущение бессмысленности прикладывания усилий для достижения «размытых» целей в будущем. Фактически, молодые люди всё чаще с трудом представляют себе своё место в социуме и кем они хотят стать, что затрудняет выбор будущей профессии. Способствует этому в значительной степени высокий темп развития информационных технологий и технический прогресс, что также затрагивает и воспитательные возможности родителей [1-3].

Люди более старшего поколения не успевают за быстро изменяющимися в молодёжной среде теми ценностными ориентирами, которые привязаны к техническому прогрессу. Соответственно, родителям бывает очень трудно уследить за быстроменяющимся мировоззрением своих детей школьного возраста. Родители для них становятся «несовременными» и «устаревшими».

Объемы поступающей новой информации на психически несформированную личность молодых людей настолько огромны, что у обучающихся формируется представление о непреодолимости возникающих трудностей в освоении новых знаний и навыков.

Одним из новшеств высокого темпа развития информационных технологий стало появление нового способа мышления – клиповое мышление, при котором информация визуализируется в виде коротких видеороликов, похожих на клипы [4-11].

У такого способа мышления есть ряд преимуществ. Например, способность представлять информацию в виде последовательности событий позволяет обучающимся проще понимать сложные процессы или идеи. Это особенно полезно для тех, кто склонен к визуальному мышлению, или тех, кто лучше воспринимает информацию, когда она представлена в конкретном контексте. Также клиповое мышление позволяет рассматривать решение задач или проблем в виде различных сценариев, что расширяет возможность для поиска решений. Кроме того, клиповое мышление может помочь улучшить память и ускорить процесс обучения. Когда происходит связывание информации с определенными визуальными образами, то она становится более запоминающейся и легче воспринимается. Это получает большой отклик у обучающихся, занимающихся самообразованием.

У клипового мышления также существуют и отрицательные стороны. Существенным недостатком является неспособность усваивать информацию в требуемых объемах или неосознанно уходить от реальности [12-16].

Стало повсеместным всё большее погружение молодых людей в виртуальную среду. Выдуманный несуществующий мир для многих стал эталоном таких качеств как: успех, взаимопонимание, эмоциональные переживания, гармония и, самое главное, – тем миром, которым можно управлять и быстро видоизменять. Опасность последнего связана с тем, что возникает наивная иллюзия, что в реальном мире можно точно таким же образом контролировать окружающие события. В виртуальном мире не нужно тратить значительное время или ресурсы на обучение, не нужно годами развивать навыки, нет необходимости на выстраивание межличностных взаимоотношений. Более того, возникает цепная реакция, – чем больше человек погружается в виртуальный мир, тем быстрее отдаляется реальность и тем сложнее переключиться к этой реальности.

Такой уход от реального мира представляет собой защитную реакцию на тот гигантский объём информации, в который погружено современное общество. Не окрепший мозг молодых людей не справляется с фильтрацией этого информационного потока и по этой причине им намного сложнее адаптироваться к современной информационной среде. Жизненные проблемы для молодых людей, поглощённых виртуальным миром, начинают восприниматься как нечто непреодолимое и для решения этих проблем такие люди уходят в тот мир образов, который они выстроили для себя через мемы мессенджеров, аудио- и видеозарисовки социальных сетей, компьютерные игры и т.п. Сформированные таким образом в голове «идеальные» системы взаимоотношений между людьми, виртуальные города, планеты или даже целые Вселенные отождествляются с существующим окружающим миром и начинают замещать реальные жизненные цели, достижения, ориентиры, системы ценностей и планы на будущее. Клиповое мышление способствует такому восприятию окружающей действительности. Активно внедряемые в систему образования цифровые инновационные технологии поддерживают формирование такого типа мышления.

Существующая система образования, основанная на «показателях эффективности», формирует инструмент, который занимается не задачами просвещения, а является некоторым средством измерения успехов, в погоне за которыми сам образовательный процесс стал отодвигаться на второй план. Большое количество бюрократических процедур, с которыми сталкиваются преподаватели, приводит к тому, что образование становится более формальным и менее эффективным.

Довольно часто стала наблюдаться следующая картина: в школе ученикам задают домашнюю работу, которую выполняют их родители. Последние часто организуют на основе различных приложений для смартфонов, называемых мессенджерами, чаты и там обсуждают кто и каким образом выполнил домашнюю работу, заданную обучающимся. Это происходит с целю достижения высоких показателей эффективности образовательного учреждения. Такая непродуктивная система оценки знаний приводит к несправедливости в отношении обучающихся, так как успех в учебе не зависит от настоящих знаний и умений. Школьник выпадает из процесса обучения, он становится средством достижения показателей эффективности самого учебного заведения, а сам, фактически, является сторонним наблюдателем, а не участником образовательного процесса и, как следствие, не развивает ни свои когнитивные навыки, ни самостоятельность. Такая тенденция снижения общего уровня когнитивных функций обучающихся наблюдается в последние годы всё чаще. Снижение этих функций стало ярко выраженным в таких способностях как глубина понимания происходящих процессов, ассоциативный охват окружающей действительности и формирование представления конечного результата. Однако, стоит отметить, что такое снижение характеризуется некоторой усредненной характеристикой и не охватывает абсолютно всех обучающихся. Это, скорее, указывает на заметную деградацию тяги к процессу обучения и, как следствие, невозможности раскрыть свой потенциал, но для справедливости стоит подчеркнуть, что не наблюдается выраженного снижения интеллектуальных способностей обучающихся [17-19].

Процесс образования предоставляет людям знания и навыки, необходимые для принятия осознанных решений, что, в свою очередь, помогает людям лучше понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения. Образование помогает расширять свой кругозор, а также даёт людям возможность учиться на примере других людей и использовать опыт других для своего личного и профессионального развития. Основным, в процессе образования, является развитие навыков самостоятельности. Самостоятельность позволяет человеку действовать и принимать решения независимо от внешнего влияния, достигать своих целей и брать ответственность за свои поступки, способствует развитию ценностных ориентиров, позволяет быть более гибкими и лучше приспосабливаться к изменениям, которые могут происходить в жизни. Самостоятельность развивает талант творить, изобретать. Она придает уверенность в себе и даёт навыки в решении поставленных задачи или проблем, что крайне важно для адаптации в социуме в современных и быстроизменяющихся жизненных процессах. Умение создавать что-то своими руками помогает развить творческие способности и воображение, что может быть полезным не только для конкретной деятельности, но и для личностного роста. Мастерство в умении творить своими руками способствует развитию усидчивости и терпения, что важно для достижения результатов в любой сфере жизни.

Научно подтверждено, что за первые 14 лет жизни человек усваивает свыше половины той информации, которую ему предстоит познать за всю жизнь. В связи с этим, крайне важно, чтобы обучающиеся, именно в молодом возрасте, получали навыки ручного мастерства, осваивали азы некоторых профессий и были непосредственно, а не косвенно, вовлечены в образовательный процесс. Это связано с тем, что у подавляющего большинства людей наблюдается снижение когнитивных функций в возрасте уже на третьем десятке лет. При этом нужно понимать, что к этим функциям относится не только способность запоминать информацию, но и анализировать её, делать выводы и прогнозы.

Недостаточно качественная подготовка выпускников к профессиональной деятельности из-за низкой мотивации не даёт перспектив для их профессионального роста. Недостаточное внимание к развитию критического мышления и творческого потенциала обучающихся также приводит к формированию поверхностных знаний и низкой мотивации к самостоятельной учебной деятельности.

Одним из предлагаемых решений указанных проблем, авторами видится внедрение в обучающие программы обязательных практических занятий любого вида, на которых даются навыки ручного мастерства, где формируются азы различных профессий.

Список литературы

1. Старыгина, С.Д., Нуриев, Н.К. Параметрический подход в педагогике: метрическая модель "развивающего" обучения с цифровой технологией подго-товки // Управление устойчивым развитием. 2022. № 1 (38). С. 96-104.

2. Казаков, М.К. Наука и общество в современном мире: актуальные во-просы, достижения, тенденции развития / М. К. Казаков, Е. Г. Карелин, А. В. Мяктинов [и др.]. - Гжель : Гжельский государственный университет, 2022. - 40 с.

3. Чиханова, Е.В., Новикова, А.Н. Проблемы развития понятийного мышления обучающихся и пути их преодоления // Актуальные проблемы воен-ной педагогики и психологии в системе военных образовательных организаций. Материалы межведомственной научно-практической конференции : изд. 2-е, испр. и доп.. Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева. Санкт-Петербург, 2020. С. 416-423.

4. Nesmeyanov, E. Clip Thinking: Specificity, Socio-Cultural Consequences, Ways of Overcoming / E. Nesmeyanov, G. Kharlamova // Science Almanac of Black Sea Region Countries. - 2022. - No. 4(32). - P. 10-14.

5. Свистунова, Я.В. Сущность клипового мышления как социокультурно-го феномена / Я. В. Свистунова // Конкурентоспособность территорий : Мате-риалы XXV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студен-тов. В 3-х частях, Екатеринбург, 27-30 апреля 2022 года / Ответственные за выпуск : Я.П. Силин, В.Е. Ковалев. Том Часть 3. - Екатеринбург: Уральский го-сударственный экономический университет, 2022. - С. 156-158.

6. Карандашов, В.Д., Волошиненко, Л.И. «Клиповое мышление» в обра-зовательном процессе у современных обучаемых // Сборник материалов науч-но-методической конференции «Актуальные проблемы военно-политической работы в вооруженных силах РФ». Петергоф, 2021. С. 86-91.

7. Семеновских, Т.В. Феномен "клипового мышления" в образователь-ной вузовской среде // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 134.

8. Безгодова, С.А., Микляева, А.В., Солдатенкова, О.Б. К вопросу о месте понятия "клиповое мышление" в системе категорий общей психологии // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы VI Всероссийской научно-практической (заочной) конферен-ции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герце-на. 2016. С. 15-21.

9. Лозицкий, В.Л. Феномен клипового мышления и информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2016. № 16-2. С. 375-380.

10. Баронина, А.А., Кудакова, Н.С. Феномен клипового мышления младших школьников // Научный прогресс: проблемы и перспективы развития. Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 119-121.

11. Куряева, А.А. Клиповое мышление современных школьников // Пси-холого-педагогический взгляд на профессионально- ориентированное образо-вание. сборник статей по итогам Международной научно-практической конфе-ренции. 2019. С. 111-113.

12. Пудалов, А.Д. Клиповое мышление - современный подход к позна-нию // Сборник научных трудов: Кибернетика и физико-математические науки. Химия и химическая технология. Строительство. Общественные науки и лин-гвистика. Экономика. Техника безопасности. Спортивная медицина. Общие во-просы учебно-методической работы. - Ангарск : АГТА, 2011. С. 229-233.

13. Пудалов, А.Д. Клиповое мышление как инструмент замещенной ре-альности // Вестник Ангарского государственного технического университета. - 2022. - № 16. - С. 247-250.

14. Завалихина, Я.А. Особенности развития мышления современных подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной пси-хологии. 2018. № 1. С. 196-201.

15. Магомедова, Д.А. Создание интернет-сетью клипового мышления у подростков и молодежи // Каспий в эпоху цифровой экономики. материалы Ме-ждународного научно-практического форума. 2019. С. 192-196.

16. Занфирова, Л.В., Лысенко, Е.Е. Особенности клипового мышления современных студентов // День работников сельского хозяйства и перерабаты-вающей промышленности. 2020. С. 36-40.

17. Якупов, Г.С. Профилактика развития клипового мышления у учащих-ся школ и студентов вузов // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, бу-дущее. Cборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. 2019. С. 278-281.

18. Елшанский, С.П. Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 97-106.

19. Лозицкий, В.Л. Клиповое мышление и проблема коммуникации в ус-ловиях информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования // Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития. Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Пинск, 2021. С. 322-329.

Войти или Создать
* Забыли пароль?