с 01.01.2009 по настоящее время
Ангарск, Иркутская область, Россия
Рассмотрена проблема снижения когнитивных функций обучающихся. Указано на то, что эта проблема носит системный характер. Показано влияние информационных потоков на формирование клипового мышления и погружение молодёжи в виртуальную среду. Обозначена проблема существующей системы оценки знаний обучающихся. Указана необходимость развития самостоятельности и практических навыков обучающихся
когнитивный, практические навыки, самостоятельность, обучающийся, образовательный процесс
Ещё несколько десятилетий назад в России были очень развиты различные спортивные секции, сообщества, кружки по интересам, где молодому поколению, помимо познавательных и воспитательных функций, прививались различные умения и навыки. Например, были кружки юных радиолюбителей, где ребятам не только рассказывали об истории радио и устройстве радиоприёмников, но и давались навыки работы со сложными радиопередающими станциями, обучали поискам неисправностей сложных электронных схем, оказывали помощь в разработке цветомузыки или в освоении основ настройки антенн. Руководство средних общеобразовательных учреждений активно поддерживало возможность для трудоустройства детей на работы в сельхозпредприятия региона, организовывали на базе самих учебных заведений так называемые «отработки». Там ученики должны были выполнять ряд практических работ, начиная от уборки территорий и заканчивая изготовлением ящиков или коробок для нужд школы или какого-нибудь заказчика. Помимо этого, на территориях учебных заведений организовывались так называемые школьные площадки, которые являлись аналогом пионерских лагерей, с той лишь разницей, что для ночёвки дети расходились по своим домам. В летние периоды при активной помощи государства организовывали детские оздоровительные лагеря.
Основной функцией, которую выполняли вышеперечисленные организации, являлась воспитательная. Такое воспитание через коллектив было очень полезно для формирования мировоззрения у подрастающего поколения в плане адаптации к дальнейшей жизни в обществе. Важным достоинством такой адаптации заключалось в минимальном участии взрослых в жизни детей. Это способствовало развитию навыков самостоятельности и, самое главное, – развитию практического опыта при выполнении различных задач, умению своими руками мастерить, развивая свои способности к анализу. Успех в таком воспитании достигался, в первую очередь, через равенство всех участников процесса. Немаловажным фактором успеха была вовлечённость подрастающего поколения во все мероприятия, проводимых детскими организациями. Это развивало стремление подражать друг другу в тех местах, где достигались явные положительные результаты, позволяло формировать чувства дружбы, справедливости, поддержки и доверия. В коллективных мероприятиях, при распределении ролей, у детей начинали развиваться профессиональные качества, появлялись лидеры. Такое коллективное взаимодействие, совместные интересы, вовлечённость и идеологическое воспитание были основой для формирования мировоззрения.
Рассматривая современное положение дел в образовании, можно наблюдать тенденцию к снижению общего уровня когнитивных функций обучающихся. Следствием таких процессов являются неразвитая способность к анализу и структурированию информации и отсутствие навыков решения поставленных задач или проблем. Неясное восприятие своего текущего статуса формирует у молодёжи ощущение бессмысленности прикладывания усилий для достижения «размытых» целей в будущем. Фактически, молодые люди всё чаще с трудом представляют себе своё место в социуме и кем они хотят стать, что затрудняет выбор будущей профессии. Способствует этому в значительной степени высокий темп развития информационных технологий и технический прогресс, что также затрагивает и воспитательные возможности родителей [1-3].
Люди более старшего поколения не успевают за быстро изменяющимися в молодёжной среде теми ценностными ориентирами, которые привязаны к техническому прогрессу. Соответственно, родителям бывает очень трудно уследить за быстроменяющимся мировоззрением своих детей школьного возраста. Родители для них становятся «несовременными» и «устаревшими».
Объемы поступающей новой информации на психически несформированную личность молодых людей настолько огромны, что у обучающихся формируется представление о непреодолимости возникающих трудностей в освоении новых знаний и навыков.
Одним из новшеств высокого темпа развития информационных технологий стало появление нового способа мышления – клиповое мышление, при котором информация визуализируется в виде коротких видеороликов, похожих на клипы [4-11].
У такого способа мышления есть ряд преимуществ. Например, способность представлять информацию в виде последовательности событий позволяет обучающимся проще понимать сложные процессы или идеи. Это особенно полезно для тех, кто склонен к визуальному мышлению, или тех, кто лучше воспринимает информацию, когда она представлена в конкретном контексте. Также клиповое мышление позволяет рассматривать решение задач или проблем в виде различных сценариев, что расширяет возможность для поиска решений. Кроме того, клиповое мышление может помочь улучшить память и ускорить процесс обучения. Когда происходит связывание информации с определенными визуальными образами, то она становится более запоминающейся и легче воспринимается. Это получает большой отклик у обучающихся, занимающихся самообразованием.
У клипового мышления также существуют и отрицательные стороны. Существенным недостатком является неспособность усваивать информацию в требуемых объемах или неосознанно уходить от реальности [12-16].
Стало повсеместным всё большее погружение молодых людей в виртуальную среду. Выдуманный несуществующий мир для многих стал эталоном таких качеств как: успех, взаимопонимание, эмоциональные переживания, гармония и, самое главное, – тем миром, которым можно управлять и быстро видоизменять. Опасность последнего связана с тем, что возникает наивная иллюзия, что в реальном мире можно точно таким же образом контролировать окружающие события. В виртуальном мире не нужно тратить значительное время или ресурсы на обучение, не нужно годами развивать навыки, нет необходимости на выстраивание межличностных взаимоотношений. Более того, возникает цепная реакция, – чем больше человек погружается в виртуальный мир, тем быстрее отдаляется реальность и тем сложнее переключиться к этой реальности.
Такой уход от реального мира представляет собой защитную реакцию на тот гигантский объём информации, в который погружено современное общество. Не окрепший мозг молодых людей не справляется с фильтрацией этого информационного потока и по этой причине им намного сложнее адаптироваться к современной информационной среде. Жизненные проблемы для молодых людей, поглощённых виртуальным миром, начинают восприниматься как нечто непреодолимое и для решения этих проблем такие люди уходят в тот мир образов, который они выстроили для себя через мемы мессенджеров, аудио- и видеозарисовки социальных сетей, компьютерные игры и т.п. Сформированные таким образом в голове «идеальные» системы взаимоотношений между людьми, виртуальные города, планеты или даже целые Вселенные отождествляются с существующим окружающим миром и начинают замещать реальные жизненные цели, достижения, ориентиры, системы ценностей и планы на будущее. Клиповое мышление способствует такому восприятию окружающей действительности. Активно внедряемые в систему образования цифровые инновационные технологии поддерживают формирование такого типа мышления.
Существующая система образования, основанная на «показателях эффективности», формирует инструмент, который занимается не задачами просвещения, а является некоторым средством измерения успехов, в погоне за которыми сам образовательный процесс стал отодвигаться на второй план. Большое количество бюрократических процедур, с которыми сталкиваются преподаватели, приводит к тому, что образование становится более формальным и менее эффективным.
Довольно часто стала наблюдаться следующая картина: в школе ученикам задают домашнюю работу, которую выполняют их родители. Последние часто организуют на основе различных приложений для смартфонов, называемых мессенджерами, чаты и там обсуждают кто и каким образом выполнил домашнюю работу, заданную обучающимся. Это происходит с целю достижения высоких показателей эффективности образовательного учреждения. Такая непродуктивная система оценки знаний приводит к несправедливости в отношении обучающихся, так как успех в учебе не зависит от настоящих знаний и умений. Школьник выпадает из процесса обучения, он становится средством достижения показателей эффективности самого учебного заведения, а сам, фактически, является сторонним наблюдателем, а не участником образовательного процесса и, как следствие, не развивает ни свои когнитивные навыки, ни самостоятельность. Такая тенденция снижения общего уровня когнитивных функций обучающихся наблюдается в последние годы всё чаще. Снижение этих функций стало ярко выраженным в таких способностях как глубина понимания происходящих процессов, ассоциативный охват окружающей действительности и формирование представления конечного результата. Однако, стоит отметить, что такое снижение характеризуется некоторой усредненной характеристикой и не охватывает абсолютно всех обучающихся. Это, скорее, указывает на заметную деградацию тяги к процессу обучения и, как следствие, невозможности раскрыть свой потенциал, но для справедливости стоит подчеркнуть, что не наблюдается выраженного снижения интеллектуальных способностей обучающихся [17-19].
Процесс образования предоставляет людям знания и навыки, необходимые для принятия осознанных решений, что, в свою очередь, помогает людям лучше понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения. Образование помогает расширять свой кругозор, а также даёт людям возможность учиться на примере других людей и использовать опыт других для своего личного и профессионального развития. Основным, в процессе образования, является развитие навыков самостоятельности. Самостоятельность позволяет человеку действовать и принимать решения независимо от внешнего влияния, достигать своих целей и брать ответственность за свои поступки, способствует развитию ценностных ориентиров, позволяет быть более гибкими и лучше приспосабливаться к изменениям, которые могут происходить в жизни. Самостоятельность развивает талант творить, изобретать. Она придает уверенность в себе и даёт навыки в решении поставленных задачи или проблем, что крайне важно для адаптации в социуме в современных и быстроизменяющихся жизненных процессах. Умение создавать что-то своими руками помогает развить творческие способности и воображение, что может быть полезным не только для конкретной деятельности, но и для личностного роста. Мастерство в умении творить своими руками способствует развитию усидчивости и терпения, что важно для достижения результатов в любой сфере жизни.
Научно подтверждено, что за первые 14 лет жизни человек усваивает свыше половины той информации, которую ему предстоит познать за всю жизнь. В связи с этим, крайне важно, чтобы обучающиеся, именно в молодом возрасте, получали навыки ручного мастерства, осваивали азы некоторых профессий и были непосредственно, а не косвенно, вовлечены в образовательный процесс. Это связано с тем, что у подавляющего большинства людей наблюдается снижение когнитивных функций в возрасте уже на третьем десятке лет. При этом нужно понимать, что к этим функциям относится не только способность запоминать информацию, но и анализировать её, делать выводы и прогнозы.
Недостаточно качественная подготовка выпускников к профессиональной деятельности из-за низкой мотивации не даёт перспектив для их профессионального роста. Недостаточное внимание к развитию критического мышления и творческого потенциала обучающихся также приводит к формированию поверхностных знаний и низкой мотивации к самостоятельной учебной деятельности.
Одним из предлагаемых решений указанных проблем, авторами видится внедрение в обучающие программы обязательных практических занятий любого вида, на которых даются навыки ручного мастерства, где формируются азы различных профессий.
1. Старыгина, С.Д., Нуриев, Н.К. Параметрический подход в педагогике: метрическая модель "развивающего" обучения с цифровой технологией подго-товки // Управление устойчивым развитием. 2022. № 1 (38). С. 96-104.
2. Казаков, М.К. Наука и общество в современном мире: актуальные во-просы, достижения, тенденции развития / М. К. Казаков, Е. Г. Карелин, А. В. Мяктинов [и др.]. - Гжель : Гжельский государственный университет, 2022. - 40 с.
3. Чиханова, Е.В., Новикова, А.Н. Проблемы развития понятийного мышления обучающихся и пути их преодоления // Актуальные проблемы воен-ной педагогики и психологии в системе военных образовательных организаций. Материалы межведомственной научно-практической конференции : изд. 2-е, испр. и доп.. Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева. Санкт-Петербург, 2020. С. 416-423.
4. Nesmeyanov, E. Clip Thinking: Specificity, Socio-Cultural Consequences, Ways of Overcoming / E. Nesmeyanov, G. Kharlamova // Science Almanac of Black Sea Region Countries. - 2022. - No. 4(32). - P. 10-14.
5. Свистунова, Я.В. Сущность клипового мышления как социокультурно-го феномена / Я. В. Свистунова // Конкурентоспособность территорий : Мате-риалы XXV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студен-тов. В 3-х частях, Екатеринбург, 27-30 апреля 2022 года / Ответственные за выпуск : Я.П. Силин, В.Е. Ковалев. Том Часть 3. - Екатеринбург: Уральский го-сударственный экономический университет, 2022. - С. 156-158.
6. Карандашов, В.Д., Волошиненко, Л.И. «Клиповое мышление» в обра-зовательном процессе у современных обучаемых // Сборник материалов науч-но-методической конференции «Актуальные проблемы военно-политической работы в вооруженных силах РФ». Петергоф, 2021. С. 86-91.
7. Семеновских, Т.В. Феномен "клипового мышления" в образователь-ной вузовской среде // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 134.
8. Безгодова, С.А., Микляева, А.В., Солдатенкова, О.Б. К вопросу о месте понятия "клиповое мышление" в системе категорий общей психологии // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы VI Всероссийской научно-практической (заочной) конферен-ции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герце-на. 2016. С. 15-21.
9. Лозицкий, В.Л. Феномен клипового мышления и информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2016. № 16-2. С. 375-380.
10. Баронина, А.А., Кудакова, Н.С. Феномен клипового мышления младших школьников // Научный прогресс: проблемы и перспективы развития. Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 119-121.
11. Куряева, А.А. Клиповое мышление современных школьников // Пси-холого-педагогический взгляд на профессионально- ориентированное образо-вание. сборник статей по итогам Международной научно-практической конфе-ренции. 2019. С. 111-113.
12. Пудалов, А.Д. Клиповое мышление - современный подход к позна-нию // Сборник научных трудов: Кибернетика и физико-математические науки. Химия и химическая технология. Строительство. Общественные науки и лин-гвистика. Экономика. Техника безопасности. Спортивная медицина. Общие во-просы учебно-методической работы. - Ангарск : АГТА, 2011. С. 229-233.
13. Пудалов, А.Д. Клиповое мышление как инструмент замещенной ре-альности // Вестник Ангарского государственного технического университета. - 2022. - № 16. - С. 247-250.
14. Завалихина, Я.А. Особенности развития мышления современных подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной пси-хологии. 2018. № 1. С. 196-201.
15. Магомедова, Д.А. Создание интернет-сетью клипового мышления у подростков и молодежи // Каспий в эпоху цифровой экономики. материалы Ме-ждународного научно-практического форума. 2019. С. 192-196.
16. Занфирова, Л.В., Лысенко, Е.Е. Особенности клипового мышления современных студентов // День работников сельского хозяйства и перерабаты-вающей промышленности. 2020. С. 36-40.
17. Якупов, Г.С. Профилактика развития клипового мышления у учащих-ся школ и студентов вузов // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, бу-дущее. Cборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. 2019. С. 278-281.
18. Елшанский, С.П. Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 97-106.
19. Лозицкий, В.Л. Клиповое мышление и проблема коммуникации в ус-ловиях информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования // Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития. Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Пинск, 2021. С. 322-329.