Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются примеры использования моделей образования и профессионального обучения

Ключевые слова:
образование, профессиональное обучение, ИКТ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Информация, коммуникация и технологии (ИКТ) – это тип технологии, используемый в форме инструментов, оборудования и поддержки приложений, которые помогают в сборе, хранении, поиске, использовании, передаче, манипулировании и распространении информации настолько точно и эффективно, насколько это возможно. Это делается с целью обогащения знаний и развития коммуникации, принятия решений, а также способности пользователя решать проблемы. ИКТ оказали огромное влияние на образование и профессиональное обучение во многих промышленно развитых странах, что привело, в свою очередь, к развитию информационного общества. Повторение такого успеха возможно в любой стране при использовании соответствующих ИКТ для создания инфраструктуры, приспособленной к потребностям конкретных стран и регионов. Не имея образования и специальной подготовки в сфере доступа к научно-технической информации и данным, а также в их рациональном и эффективном использовании, невозможно добиться какого-либо существенного и устойчивого развития, даже если такие данные и информация будут доступны бесплатно.

ИКТ будут включать не только аппаратные устройства, подключенные к компьютерам, и программные приложения, но также интерактивный цифровой контент, Интернет и другие устройства спутниковой связи, радио- и телевизионные услуги, хранилища веб-контента, интерактивные форумы, системы управления обучением и информационные системы управления. Они также будут включать процессы оцифровки, развертывания контента и управления им, разработку и внедрение платформ и процессов для наращивания потенциала, а также создание форумов для взаимодействия и обмена.

ИКТ играют ту же роль в нашем информационно-коммуникационном процессе и его результатах, что и другие технологии, делающие нашу жизнь комфортной и целенаправленной. ИКТ в образовании обладают огромным потенциалом служить и помогать людям, во многих отношениях связанным с процессом и продуктом образования:

1. ИКТ могут привести существующую систему образования в соответствие с обществом, основанным на знаниях и богатым информацией, предоставляя в ее распоряжение услуги сложных инструментов, техник и методов.

2. Использование ИКТ может привести к изменению парадигмы традиционных взглядов и методов процесса преподавания – learning [3].

Приведем некоторые интересные примеры использования моделей образования и профессионального обучения.

Виртуальный кампус «Авиценна» начал осуществляться ЮНЕСКО совместно с Европейской комиссией (ЕК) в рамках программы ЕК EUMEDIS в 2002 году. Цель трехгодичного проекта «Авиценна» заключается в ускорении темпов внедрения и использования открытого дистанционного обучения с помощью ИКТ 15 университетами Средиземноморского бассейна, что осуществляется посредством содействия производству содержания курсов в условиях многоязычия и обмену ими.

Электронное обучение для слепых в развивающихся странах является проектом ЮНЕСКО, цель которого заключается в ускорении внедрения и использования технологий электронного обучения, приспособленных для слепых: текстов, брайлевской печати, голосовых и графических технологий. С 1996 года проекты, использующие технологии Брайля, применяются ЮНЕСКО в Египте, Марокко, Индии, Катаре и Саудовской Аравии. Другие — на подходе.

В рамках проекта создается всемирная сеть технологических центров, включающая специализированные учреждения для слепых в развивающихся странах, особых провайдеров образования и международные организации, предоставляющие вместе и по отдельности, обучающие и педагогические инновации и занимающиеся адаптацией содержания курсов, используя новые технологии – Особые аппаратные и программные средства для слепых будут, в первую очередь, существовать на английском, французском, арабском, испанском языках, а также на языках хинди и урду.

Наблюдение за черными аистами – проект, в рамках которого школьники в Европе и Африке, пользуясь данными в реальном времени и находясь в своих классах, следят за маршрутами миграции черных аистов между соответствующими континентами. Международная программа, начатая в 1998 году, объединила ученых, натуралистов, учителей и учащихся школ благодаря совместным усилиям по изучению повадок и характера поведения этих, находящихся под защитой, птиц. Аистов помечают с помощью радиометок, и их сигналы фиксируются основанной на спутниковой связи системой, позволяющей определить местонахождение птиц и собирать эти данные. Такая система предназначена для наблюдения за окружающей средой и ее охраны. Дети могут пользоваться записанными данными, доступ к которым осуществляется через Интернет, рассчитывать скорости полета и сравнивать поведение отдельных птиц. Эта информация включается в более широкое исследование факторов окружающей среды, влияющих на маршруты миграции черных аистов.

Открытые программы курсов Массачусетского технологического института (Эм-Ай-Ти) – инициатива, направленная на то, чтобы сделать доступными для бесплатного использования факультетами и студентами во всем мире примерно 2000 курсов, которые преподаются в Эм-Ай-Ти, а также связанных с ними учебных материалов.

Сеть технической библиотеки по виртуальной среде и устойчивым системам формируется Всемирной федерацией инженерно-технических организаций и ЮНЕСКО для предоставления научно-технической информации средним школам, техническим колледжам и университетам развивающихся стран.

Программа «Глобальная сеть обучения развитию» и Всемирный Банк начали осуществление инициативы, которая представляет собой сотрудничество центров дистанционного обучения, расположенных во всех частях мира, а также других государственных, частных и неправительственных организаций, занимающихся обучением в целях развития и диалогом в сфере развития для устойчивого сокращения бедности. Предлагая уникальное сочетание технологий и методов дистанционного обучения, Глобальная сеть обучения развитию обеспечивает своевременное и рентабельное распространение знаний, проведение консультаций, координацию и профессиональную подготовку. Всемирный банк и Панамериканская организация здравоохранения начали проект «Партнерство в области здравоохранения для распространения знаний и обучения с помощью семинаров и вещательных передач», предназначенный для широких рабочих масс. Еще один проект, «Партнерство в области здравоохранения для распространения знаний и обучения для американских стран», предлагает программы для всех, занятых в области здравоохранения, включая практикующих врачей, лиц, принимающих политические решения на местном и национальном уровнях, избранных должностных лиц и больничный персонал. Содержание программ направлено на оказание помощи лицам, определяющим политику в области здравоохранения, практикующим врачам и лицам, принимающим решения, при проведении дискуссий по вопросам политики и национальных стратегий, при разработке планов их реализации и в использовании программ по всему спектру проблем, связанных со здравоохранением.

Проект «Цифровые страны» направлен на решение основных социальных задач (улучшение образования, совершенствование здравоохранения, поддержка развития общин) с помощью инновационной модели и использования новых технологий. Конечной целью консорциума является помощь людям, независимо от их социального положения, в открытии новых возможностей для себя и своих обществ. Консорциум уделяет особое внимание населению, больше всего в этом внимании нуждающемуся, – детям и пожилым людям, обслуживаемым в недостаточной степени сообществам и развивающимся странам.

В течение нескольких последних лет исследователи, издатели и политики во всем мире обсуждают концепцию «открытого доступа» к научной литературе, позволяющей каждому пользователю Интернета читать, загружать, распечатывать, копировать, искать и заново распространять опубликованные статьи или использовать их содержание другими легальными способами, такими как включение в базы данных или в учебники. Поскольку читатель не должен платить за доступ к информации или получать разрешение на ее использование, публикации открытого доступа могут оказать огромное влияние на тех, кто не имеет доступа к научной литературе, например, на ученых в развивающихся странах. Существует два направления в области научной коммуникации, которые необходимо иметь в виду, когда речь идет о таких ученых: доступ к международным журналам и возможность продвигать свои собственные местные журналы в международном масштабе Интернет и технологии передачи и сохранения данных в значительной мере ускорили сбор, сохранение и распространение научных данных и информации за последние десять лет. Однако при этом появились некоторые важные разработки, особенно в промышленно развитых странах, касающиеся ИКТ, законодательства о правах интеллектуальной собственности и способов коммерциализации научной информации.

Эти изменения вызвали появление экономических, правовых и технологических ограничений на полный и открытый доступ к научной информации и данным. Они обусловили противоречия между традиционной заинтересованностью в бурном развитии информации, относящейся к общественному достоянию, которая содержит данные исследований, финансируемых из общественных фондов, и является открытой и общедоступной, и коммерческим интересом в получении, владении, лицензировании и продаже научных данных и информации.

Растущее количество институциональных инициатив направлено на предоставление развивающимся странам недорогого доступа к онлайновой научной информации.

Программа расширения доступа к исследовательской информации, осуществляемая международной сетью, выступающей за доступность научных публикаций (созданной ЮНЕСКО и МСНС в 1991 году), предоставляет недорогой доступ к более чем 8 000 полнотекстовых онлайновых журналов и баз данных. Онлайновые службы этой программы не только совершенствуют доступ к результатам местных исследований, но и способствуют тому, чтобы на местах ученые, издатели, редакторы и библиотекари пользовались Интернетом и получали навыки публикации [1].

Национальная политика в области образования подчеркивала необходимость использования образовательных технологий для повышения качества образования.

Заявление о политике привело к появлению двух крупных программ, финансируемых централизованно, а именно, Образовательные технологии (ET) и Компьютерная грамотность, и изучение в школах (КЛАСС).

Таким образом, прокладывается путь к более всеобъемлющей централизованно финансируемой схеме Информационные и коммуникационные технологии в школах. Значительная роль, которую ИКТ могут играть в школьном образовании, также была подчеркнута в Национальной рамочной программе 2005 года (NCF) 2005.

Политика в области ИКТ в школьном образовании направлена на подготовку молодежи к творческому участию в создании, поддержании и росте общества знаний, ведущего к всестороннему социально-экономическому развитию нации и глобальной конкурентоспособности [2].

Список литературы

1. Образование в информационном обществе. С-Петербург, 2004.

2. Chatterjee, M. Importance of ICT in Education and Teaching-Learning process. - Текст : электронный. - URL : https: // monichatterjee.medium.com / im-portance-of-ict-in-education-and-teaching-learning-process-f794225c1c2e (дата посещения: 14.04.2023).

3. UNESCO (2002). Information and Communication Technologies in Teacher Education, A Planning Guide. Paris: UNESCO.

Войти или Создать
* Забыли пароль?