В статье рассматриваются вопросы обучения устной речи (диалогическая и монологическая) на основе текстов по специальности. Предлагаются упражнения для формирования навыков устной речи
устная речь, диалогическая и монологическая речь, система упражнений, способ передвижения, направление движения
В основе содержания обучения иностранному языку лежат коммуникативные задачи, для реализации которых необходимо использовать такие приемы и формы работы, которые эффективно обеспечат развитие речевой деятельности студентов, выработают у них навык самостоятельной творческой работы.
Цель данной статьи – показать, как на материале текстов по специальности у студентов формируется умение самостоятельно совершенствоваться в различных видах речевой деятельности по английскому языку.
Чтобы речевой процесс состоялся, необходимо наличие четырех компонентов речевой деятельности: мотив и цель коммуникации, ситуация и средство общения. Для повышения эффективности процесса обучения устной речи важное значение имеет адекватная форма проверки речевых умений.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности является, по-видимому, самым необходимым для большинства людей. Возможность читать иностранную литературу имеют практически все. Поэтому прав Э.П. Шубин, когда он пишет, что методическая система обучения, не дающая адекватного владения чтением, не может быть признана рациональной [5].
Работа с текстами по специальности начинается интенсивно с 3 семестра. Преподаватель предлагает студентам обсудить темы, чтобы по ним можно было вести беседу-дискуссию. Роль преподавателя в данном вопросе носит рекомендательный характер. Предложенные преподавателем темы, могут быть отклонены студентами. Студенты могут предложить свои варианты тем, которые с их точки зрения являются более интересными и значимыми в их будущей работе. Важно, что материал, используемый на занятиях, соответствовал критериям проблемности, сопоставительности и доказательности.
При формировании навыков самостоятельной работы в процессе овладения различными видами речевой деятельности необходимо научить студентов не только самостоятельно приобретать знания, но и сознательно и творчески применять их в новых условиях речевой деятельности. Для этого на начальном этапе работы над темой студентам даются такие задания: прочитать текст, разбить его на смысловые части, озаглавить каждую часть, выбрать ключевые предложения для каждой части, составить план статьи, перевести текст, выделить трудные части текста для перевода.
Необходимо развивать у студентов монологическую и диалогическую речь на базе текстов по специальности. В диалогической форме речь представляет цепочку высказываний, где каждое звено-высказывание одного собеседника, состоящее из одной или нескольких фраз, логически связанных друг с другом, а границей каждого звена является высказывание другого собеседника [3].
В диалогической речевой цепочке особую важность имеет связь между последней репликой предыдущего звена и первой репликой следующего за ним звена, которые составляют диалогические единства структурно-коммуни-кативных типов [4].
Рассматривая такие диалогические единства, возникающие в процессе реального общения, необходимо отметить разнообразие в сочетании инициативных и ответных реплик. Инициативные реплики могут передавать информацию различного характера.
Ответные реплики в составе диалогических единств выражают готовность, согласие, одобрение или, наоборот несогласие, возражение.
Ответные реплики могут представлять просьбу или требование повторить, разъяснить, дополнить, уточнить сообщение.
Подобно инициативным репликам, ответные реплики тоже могут использоваться для передачи личного мнения, оценки к тому, что было высказано перед этим собеседником.
Таким образом, диалогические единства могут содержать различные наборы реплик, отражающих логический ход и развитие коммуникации между общающимися. Их нельзя сводить только к вопросам и ответам.
Примерами распространенных диалогических единств могут быть: сообщение – дополнительное сообщение, сообщение – переспрос, вопрос – ответ, вопрос – контрвопрос. Эффективными приемами развития устной речи на подготовительном этапе являются вопросно-ответные и коммуникативные упражнения [1].
Репликам диалогической речи свойственны эллипсы, дислокации (перестановка слов, частей фразы). Это обусловлено тем, что она в очень большой степени ситуативная и, следовательно, не столь нуждается в строгой организации.
В диалогической речи используется много так называемых клише, разговорных формул типа I quite agree here. I see. I disagree with you on that point. Generally speaking. As far as I know. Наряду с междометиями и модальными словами они делают диалогическую речь эмоциональной, выразительной.
Формирование у обучающихся механизма восприятия и порождения высказываний с помощью грамматических структур вооружает их набором фраз, необходимых для организации устного общения.
После проработки текста, когда уже усвоены слова, студентам дается задание подготовить сообщение по тексту. Дальнейшая работа с текстом и формирование навыков говорения (диалогическая речь), может быть предложена самими студентами: конференция, круглый стол, дискуссия, метод проекта, презентация. Методы и виды работы выбираются студентами.
Очень эффективной формой групповой самостоятельной работы по творческому использованию навыков устной речи является метод проектов и презентация. Студенты с большим энтузиазмом выполняют работу, так как такие занятия создают естественные условия общения, формируют чувство ответственности, способствуют выработке профессиональных умений.
Овладение высказываниями, свойственными диалогу на специальную тематику, предполагает развитие следующих умений: формулировать развернутые вопросы и ответы, последовательно и логично излагать свою мысль, выражать свое отношение к высказываемому, управлять собственным речевым действием в процессе высказывания (заполнять паузы, пользоваться готовыми языковыми формулами, облегчающими обдумывание дальнейшего высказывания).
Что касается монологической речи, необходимо отметить, готовя сообщения, студенты учатся планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях ситуации и самостоятельно определять содержание своего высказывания. Таким образом, у них формируется умение самокритики, самооценки своего действия в результате реакции слушающих. Во время сообщения создается один из ведущих факторов повышения эффективности обучения – психологический климат, который стимулирует общение между студентами [2]. В процессе работы с текстом требования к сообщениям усложняются. Выступающий студент должен дать примерную установку слушающим: Please, listen to me carefully. I hope you’ll learn something new from my talk and could add something to what I have to say.
Конечным умением неподготовленной монологической речи, которым должны обладать студенты, является следующее: делать сообщения проблемного характера на основании ряда источников, относящихся к данной теме (передавать информацию, выражать по ее поводу собственное суждение, аргументировать ответы на задаваемые вопросы, комментировать прочитанное и услышанное, сопоставлять различные факты, аннотировать и рецензировать какой-либо материал).
Система упражнений должна быть нацелена на решение определенных практических задач, на выработку речевых навыков, на стимулирование обучающихся к порождению речевого сообщения проблемного характера, направляя их усилия на развитие активной мыслительной деятельности, на использование знаний по таким дисциплинам, как физика, химия, информатика.
Работая над монологической речью, мы создаем условия и для учебной беседы. Задания к речевым упражнениям по обучению устной речи должны стимулировать обмен мнениями, сообщениями, учитывать особенности неподготовленной речи и способствовать ее развитию, носить проблемный характер. Примеры из жизненного опыта, вызывающие размышления, способствуют поддержанию высокого мотивационного уровня.
1. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: «Русский язык», 1977. - 216 с.
2. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку [Текст] / Г. В. Рогова. - Л.: «Просвещение», 1975.
3. Старков, А.П. Обучение устной речи [Текст] / А. П. Старков. - Воронеж, 1964.
4. Шведова, Н.Ю. К изучению русской диалогической речи: реплики-повторы [Текст] / Н. Ю. Шведова. - М., 2005. - 324-348 с.
5. Шубин, Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам [Текст] / Э. П. Шубин. - М., 1972.