с 01.01.2009 по настоящее время
Ангарск, Иркутская область, Россия
Поставлена проблема успеха обучения школьников. Рассматриваются возможности развития творческих и исследовательских способностей обучающихся на примере разработанной программы факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики». Описана цель курса, задачи. Описан состав курса, его наполнение. Приведены данные наблюдения в результате реализации программы факультативного курса
физика, факультативный курс, разработанная программа
На сегодняшний день перед общеобразовательной школой поставлены образовательная и воспитательная цели. Усваивание учениками знаний, умений и навыков – только один из компонентов единой концепции развития личности. Важно понимать, что человеку необходимы не только глубокие научные знания, но и умения неординарно использовать их на практике, в повседневной жизни.
Принцип успеха заключается в том, чтобы учитель создал для учащегося такие тренировочные условия, которые открывали бы перед ним настоящую перспективу эффективной результативности его учебных стараний, и для их формирования необходим успех в учёбе, пусть даже самый незначительный.
Значимость физической компоненты естественнонаучного образования состоит в особенностях физического эксперимента, его наглядности, доступности, охвата многих сфер жизни. Непосредственно на уроках физики учащийся часто в первый раз проводит измерения различных величин, описывает явления, учится объяснять и прогнозировать происходящие изменения. Учебная деятельность ребёнка, основанная на опытах и экспериментах – ключ к успеху в обучении, ресурс стабильного интереса к предмету.
Для развития творческих и исследовательских способностей обучающихся была разработана программа факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики». Деятельность курса подразумевает практический выход: участие во Всероссийской олимпиаде различных этапов, участие в научно-исследовательских конференциях, представление проектных и исследовательских работ, выбор профиля физики и качественная подготовка к профильному обучению.
Программа факультативного курса составлена для осуществления концепции предпрофильного и профильного обучения. Помимо этого, она, имеет особую важность в условиях введения ФГОС основного общего образования, поскольку ориентирована на развитие у обучающихся проектно-исследо-вательских умений на основе деятельностного подхода в обучении. Программа помогает развить и усовершенствовать исследовательские навыки в решении теоретических и экспериментальных задач.
Факультативный курс «Экспериментальные основы элементарной физики» нацелен на все те функции, которые необходимы для качественного изучения физики, а именно: наблюдение физических явлений, моделирование, проектирование, проведение различных экспериментов с последующим подведением итогов.
Актуальность курса заключается в развитии особого подхода к решению, в том числе, практических задач, что определено современными подходами к организации обучения школьников. В работе с ними особую важность имеет самоорганизация, в том числе самостоятельная деятельность обучающихся и самоконтроль, а также развитие познавательных и творческих способностей.
Новизна программы состоит в том, что в ней предусмотрены условия ФГОС и она адаптирована к новым современным обстоятельствам. Программа рассматривается, как образовательный непрерывный курс с 7 по 11 классы, содействующий формированию умений проектной, экспериментальной работы обучающихся. Практическая работа учащихся включает выполнение наблюдений, лабораторных работ, проведение исследований.
Целью программы является обнаружение, развитие и поддержка талантливых детей. В процессе занятий происходит стимуляция мышления обучающихся; выявление способностей к уникальному, нестандартному решению креативных задач, проблем; формирование творческих способностей, привлечение к экспериментальной работе; развитие аналитического и критического мышления; содействие в профессиональной ориентации; развитие последовательности и системности в работе; самоутверждение вследствие достижения поставленной цели.
В задачи курса входит приобретение обучающимися знаний, в том числе углубленных по некоторым разделам физики; формирование обучающимися умений и навыков в работах, основанных на опытах; политехническое образование путем фактического применения приобретённых знаний; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате освоения этого курса обучающийся сможет научиться подбирать вопрос с целью последующего изучения, ставить цель, выделять задачи, формулировать гипотезу, проблему, находить достоверную информацию, составлять план эксперимента, подбирать соответствующее оборудование, осуществлять эксперименты, а также подвергать обработке результаты. Приобретённые на занятиях знания и экспериментальные навыки помогут обучающимся освоить способы решения олимпиадных задач практического тура.
Основная часть работы для обучающихся проходит в практической форме, что позволяет им использовать, и вместе с тем, развивать собственные умения в экспериментальных исследованиях.
Программа курса рассчитана на 170 часов с 7 по 11 классах (ежегодно по 34 часа).
Лабораторные работы в факультативном курсе подобраны таким образом, что позволяют отработать навыки вычислений и оценки погрешностей как прямых, так и косвенных измерений, выработать культуру построений графиков [1, 2]. Курс позволяет изучить явления с разных сторон, применяя как аналоговое измерительное оборудование, так и цифровые лаборатории, что способствует более глубокому усвоению физических явлений.
Программа факультативного курса успешно реализуется с 2019 г. в МБОУ «Гимназия № 1» и МБОУ «СОШ № 10» г. Ангарска Иркутской обл. За этот период увеличилось количество участников и результативность участия в олимпиадах разного уровня.
В таблице 1 приведено суммарное количество обучающихся МБОУ «СОШ № 10» и МБОУ «Гимназия № 1», принявших участия в различных олимпиадах.
Таблица 1
Суммарное количество обучающихся, принявших участия в различных олимпиадах
Название олимпиад |
Проводимые года |
Количество участников |
Всероссийская олимпиада школьников |
2019-2020 |
78 |
2020-2021 |
85 |
|
2021-2022 |
100 |
|
Олимпиада «Физтех» |
2019-2020 |
2 |
Всесибирская открытая олимпиада школьников |
2021-2022 |
1 |
«Межпредметная олимпиада по дисциплинам «Физика», «Химия», «Экология», «Информатика» |
2021-2022 |
4 |
II Всероссийская командная олимпиада по функциональной грамотности |
2021-2022 |
6 |
Всесибирская открытая олимпиада школьников |
2022-2023 |
3 |
Инженерная олимпиада школьников НИЯУ МИФИ |
2022-2023 |
1 |
Аэрокосмическая олимпиада ГУАП |
2022-2023 |
7 |
Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом» |
2022-2023 |
1 |
Обучающиеся, занимающиеся на факультативном курсе, успешно принимают участие в научно-исследовательских конференциях, примеры конференций приведены в таблице 2.
Таблица 2
Примеры участия обучающихся в научно-исследовательских конференциях регионального уровня
2019-2020 учебный год |
|
Николай Н., 9 класс с темой «Прикладные космические системы» |
Диплом победителя профильной смены дополнительной программы «Время первых», Персей |
2020-2021 учебный год |
|
Алексей Л., 10 класс с темой «Светодиодные технологии. Миф и реальность» |
Диплом за 1 место в «13-ой научной конференции по физике для учащихся 8…11 классов средних учебных заведений Иркутской области «Мир физики.FIZIKA@Baikal.ru» |
Кирилл К. с темой «Голограммы» |
Диплом победителя конкурса научно-исследовательских, инженерных проектов «Открытие, успех и перспектива!», V Региональный Фестиваль «Планета Интеллект» |
2022-2023 учебный год |
|
Даниил Б., 9 класс с темой «Беспроводная передача электроэнергии» |
Диплом за 3 место в 14-ой научной конференции по физике для учащихся 8…11 классов средних учебных заведений Иркутской области «Мир физики.FIZIKA@Baikal.ru» |
Даниил Б., 9 класс с темой «Беспроводная передача электроэнергии» |
Сертификат IV областного полимодального научно-методического форума естественнонаучных дисциплин |
Дарья К., 9 класс «Гидравлический манипулятор» |
Сертификат IV областного полимодального научно-методического форума естественнонаучных дисциплин |
Даниил Б., 9 класс с темой «Беспроводная передача электроэнергии» |
Диплом лауреата III региональной учебно-практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика!» |
Дарья К., 9 класс «Гидравлический манипулятор» |
Диплом лауреата III региональной учебно-практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика!» |
На рисунке 1 приведены диаграммы, показывающие долю обучающихся, выбравших предмет «Физика» для сдачи в качестве государственного экзамена по отношению к другим предметам.
Рисунок 1 – Доля обучающихся, выбравших предмет «Физика» для сдачи ОГЭ (слева) и ЕГЭ (справа) на примере МБОУ «Гимназия № 1»
В 2022-2023 уч. г. виден существенный прирост обучающихся, выбравших предмет «Физика» для сдачи государственного экзамена. Это связано, в том числе, с прохождением ими более полного факультативного курса.
В результате внедрения программы факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики» у обучающихся можно отметить следующее:
- рост интереса к предмету «Физика», и к техническим направлениям,
- увеличения количества знаний по предмету и их качество,
- увеличение количества участвующих в научно-исследовательских конференциях и олимпиадах; увеличение количества призовых мест,
- увеличение количества выбирающих предмет «Физика» для сдачи государственных экзаменов.
1. Варламов, С. Д., Зильберман, А. Р., Зинковский, В. И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. М.: Издательство МЦНМО, 2009.
2. Разумовский, В. Г., Майер, В. В. Физика в школе. Научный метод по-знания и обучение. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.