РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ФИЗИКИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Поставлена проблема успеха обучения школьников. Рассматриваются возможности развития творческих и исследовательских способностей обучающихся на примере разработанной программы факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики». Описана цель курса, задачи. Описан состав курса, его наполнение. Приведены данные наблюдения в результате реализации программы факультативного курса

Ключевые слова:
физика, факультативный курс, разработанная программа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день перед общеобразовательной школой поставлены образовательная и воспитательная цели. Усваивание учениками знаний, умений и навыков – только один из компонентов единой концепции развития личности. Важно понимать, что человеку необходимы не только глубокие научные знания, но и умения неординарно использовать их на практике, в повседневной жизни.

Принцип успеха заключается в том, чтобы учитель создал для учащегося такие тренировочные условия, которые открывали бы перед ним настоящую перспективу эффективной результативности его учебных стараний, и для их формирования необходим успех в учёбе, пусть даже самый незначительный.

Значимость физической компоненты естественнонаучного образования состоит в особенностях физического эксперимента, его наглядности, доступности, охвата многих сфер жизни. Непосредственно на уроках физики учащийся часто в первый раз проводит измерения различных величин, описывает явления, учится объяснять и прогнозировать происходящие изменения. Учебная деятельность ребёнка, основанная на опытах и экспериментах – ключ к успеху в обучении, ресурс стабильного интереса к предмету.

Для развития творческих и исследовательских способностей обучающихся была разработана программа факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики». Деятельность курса подразумевает практический выход: участие во Всероссийской олимпиаде различных этапов, участие в научно-исследовательских конференциях, представление проектных и исследовательских работ, выбор профиля физики и качественная подготовка к профильному обучению.

Программа факультативного курса составлена для осуществления концепции предпрофильного и профильного обучения. Помимо этого, она, имеет особую важность в условиях введения ФГОС основного общего образования, поскольку ориентирована на развитие у обучающихся проектно-исследо-вательских умений на основе деятельностного подхода в обучении. Программа помогает развить и усовершенствовать исследовательские навыки в решении теоретических и экспериментальных задач.

Факультативный курс «Экспериментальные основы элементарной физики» нацелен на все те функции, которые необходимы для качественного изучения физики, а именно: наблюдение физических явлений, моделирование, проектирование, проведение различных экспериментов с последующим подведением итогов.

Актуальность курса заключается в развитии особого подхода к решению, в том числе, практических задач, что определено современными подходами к организации обучения школьников. В работе с ними особую важность имеет самоорганизация, в том числе самостоятельная деятельность обучающихся и самоконтроль, а также развитие познавательных и творческих способностей.

Новизна программы состоит в том, что в ней предусмотрены условия ФГОС и она адаптирована к новым современным обстоятельствам. Программа рассматривается, как образовательный непрерывный курс с 7 по 11 классы, содействующий формированию умений проектной, экспериментальной работы обучающихся. Практическая работа учащихся включает выполнение наблюдений, лабораторных работ, проведение исследований.

Целью программы является обнаружение, развитие и поддержка талантливых детей. В процессе занятий происходит стимуляция мышления обучающихся; выявление способностей к уникальному, нестандартному решению креативных задач, проблем; формирование творческих способностей, привлечение к экспериментальной работе; развитие аналитического и критического мышления; содействие в профессиональной ориентации; развитие последовательности и системности в работе; самоутверждение вследствие достижения поставленной цели.

В задачи курса входит приобретение обучающимися знаний, в том числе углубленных по некоторым разделам физики; формирование обучающимися умений и навыков в работах, основанных на опытах; политехническое образование путем фактического применения приобретённых знаний; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

В результате освоения этого курса обучающийся сможет научиться подбирать вопрос с целью последующего изучения, ставить цель, выделять задачи, формулировать гипотезу, проблему, находить достоверную информацию, составлять план эксперимента, подбирать соответствующее оборудование, осуществлять эксперименты, а также подвергать обработке результаты. Приобретённые на занятиях знания и экспериментальные навыки помогут обучающимся освоить способы решения олимпиадных задач практического тура.

Основная часть работы для обучающихся проходит в практической форме, что позволяет им использовать, и вместе с тем, развивать собственные умения в экспериментальных исследованиях.

Программа курса рассчитана на 170 часов с 7 по 11 классах (ежегодно по 34 часа).

Лабораторные работы в факультативном курсе подобраны таким образом, что позволяют отработать навыки вычислений и оценки погрешностей как прямых, так и косвенных измерений, выработать культуру построений графиков [1, 2]. Курс позволяет изучить явления с разных сторон, применяя как аналоговое измерительное оборудование, так и цифровые лаборатории, что способствует более глубокому усвоению физических явлений.

Программа факультативного курса успешно реализуется с 2019 г. в МБОУ «Гимназия № 1» и МБОУ «СОШ № 10» г. Ангарска Иркутской обл. За этот период увеличилось количество участников и результативность участия в олимпиадах разного уровня.

В таблице 1 приведено суммарное количество обучающихся МБОУ «СОШ № 10» и МБОУ «Гимназия № 1», принявших участия в различных олимпиадах.

Таблица 1

Суммарное количество обучающихся, принявших участия в различных олимпиадах

Название олимпиад

Проводимые года

Количество участников

Всероссийская олимпиада школьников

2019-2020

78

2020-2021

85

2021-2022

100

Олимпиада «Физтех»

2019-2020

2

Всесибирская открытая олимпиада школьников

2021-2022

1

«Межпредметная олимпиада по дисциплинам «Физика», «Химия», «Экология», «Информатика»

2021-2022

4

II Всероссийская командная олимпиада по функциональной грамотности

2021-2022

6

Всесибирская открытая олимпиада школьников

2022-2023

3

Инженерная олимпиада школьников НИЯУ МИФИ

2022-2023

1

Аэрокосмическая олимпиада ГУАП

2022-2023

7

Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом»

2022-2023

1

Обучающиеся, занимающиеся на факультативном курсе, успешно принимают участие в научно-исследовательских конференциях, примеры конференций приведены в таблице 2.

Таблица 2

Примеры участия обучающихся в научно-исследовательских конференциях регионального уровня

2019-2020 учебный год

Николай Н., 9 класс с темой «Прикладные космические системы»

Диплом победителя профильной смены дополнительной программы «Время первых», Персей

2020-2021 учебный год

Алексей Л., 10 класс с темой «Светодиодные технологии. Миф и реальность»

Диплом за 1 место в «13-ой научной конференции по физике для учащихся 8…11 классов средних учебных заведений Иркутской области «Мир физики.FIZIKA@Baikal.ru»

Кирилл К. с темой «Голограммы»

Диплом победителя конкурса научно-исследовательских, инженерных проектов «Открытие, успех и перспектива!», V Региональный Фестиваль «Планета Интеллект»

2022-2023 учебный год

Даниил Б., 9 класс с темой «Беспроводная передача электроэнергии»

Диплом за 3 место в 14-ой научной конференции по физике для учащихся 8…11 классов средних учебных заведений Иркутской области «Мир физики.FIZIKA@Baikal.ru»

Даниил Б., 9 класс с темой «Беспроводная передача электроэнергии»

Сертификат IV областного полимодального научно-методического форума естественнонаучных дисциплин

Дарья К., 9 класс «Гидравлический манипулятор»

Сертификат IV областного полимодального научно-методического форума естественнонаучных дисциплин

Даниил Б., 9 класс с темой «Беспроводная передача электроэнергии»

Диплом лауреата III региональной учебно-практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика!»

Дарья К., 9 класс «Гидравлический манипулятор»

Диплом лауреата III региональной учебно-практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика!»

 

На рисунке 1 приведены диаграммы, показывающие долю обучающихся, выбравших предмет «Физика» для сдачи в качестве государственного экзамена по отношению к другим предметам.

    

Рисунок 1 – Доля обучающихся, выбравших предмет «Физика» для сдачи ОГЭ (слева) и ЕГЭ (справа) на примере МБОУ «Гимназия № 1»

 

В 2022-2023 уч. г. виден существенный прирост обучающихся, выбравших предмет «Физика» для сдачи государственного экзамена. Это связано, в том числе, с прохождением ими более полного факультативного курса.

В результате внедрения программы факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики» у обучающихся можно отметить следующее:

  • рост интереса к предмету «Физика», и к техническим направлениям,
  • увеличения количества знаний по предмету и их качество,
  • увеличение количества участвующих в научно-исследовательских конференциях и олимпиадах; увеличение количества призовых мест,
  • увеличение количества выбирающих предмет «Физика» для сдачи государственных экзаменов.
Список литературы

1. Варламов, С. Д., Зильберман, А. Р., Зинковский, В. И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. М.: Издательство МЦНМО, 2009.

2. Разумовский, В. Г., Майер, В. В. Физика в школе. Научный метод по-знания и обучение. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Войти или Создать
* Забыли пароль?