АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается развитие автомобильных грузовых перевозок в сфере транспортно-логистических услуг Российской Федерации в условиях постоянного изменения мировой экономики. Проведён анализ факторов, влияющих на объем грузооборота, и необходимость развития трансграничного взаимодействия с соседними странами, а также рас-ширения собственной грузовой базы. Отмечается низкий уровень конкурентоспособности отечественных транспортно-логистических компаний по сравнению с зарубежными компаниями, осуществляющими деятельность на территории России, а также приведена динамика обновления автомобильного грузового транспорта. В статье отражается процесс внедрения современных цифровых технологий и электронного обмена данными в сфере автомобильных грузовых перевозок на российском рынке

Ключевые слова:
транспортная логистика, автомобильные грузовые перевозки, транспортно-логистическая инфраструктура, автомобильные дороги, электронный обмен данными
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В Российской Федерации (РФ) транспорт является одной из основополагающих отраслей экономики и неотъемлемой частью производственной инфраструктуры. Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность между огромными территориями страны и всеми отраслями экономики. Перевозки грузов от мест производства и потребления обеспечиваются транспортной инфраструктурой, развитие которой в настоящее время испытывает много проблем. В реальных условиях экономического развития России и в условиях введенных санкций со стороны не дружественных стран, необходимо создавать устойчивый потенциал грузовых перевозок в стране.

Грузовой автомобильный транспорт становится самым популярным способом перевозки грузов, как в нашей стране, так и в мире. Автомобильным грузовым транспортом в РФ перевозится более 70% от общего объема всех грузов, перевозимых всеми видами транспорта.

В кризисный период произошел спад по грузообороту по всем отраслям производства. Существенный спад был отмечен у автомобильного и железнодорожного видов транспорта: на 17% и 12% соответственно в 2020 году к уровню 2014 года.

По данным Министерства транспорта РФ в 2020 г. объем грузоперевозок сократился ещё на 4% и составил 2,82 млрд. т. в сравнении с 2014 г [1]. В 2020 г. на долю автомобильного транспорта приходился около 51% веса перевозимых грузов (1,44 млрд. т), на долю железнодорожного – 44% (1,24 млрд. т). Приблизительно 5% массы грузов было перевезено прочими видами транспорта (внутренним водным, морским и воздушным).

В 2020 г. в транспортной отрасли грузоперевозок насчитывалось 55 тыс. организаций. Большинство предприятий отрасли являются частными, и их доля составляет 91,2% от совокупного показателя. За 2016-2020 гг. парк грузовых автомобилей в собственности организаций сократился на 7,3%: с 635,8 до 589,5 тыс. В 2020 г. перевозчики частично обновили парк, и это привело к небольшому росту численности грузовых автомобилей до 624,7 тыс. 

По данным отчета аналитического агентства АВТОСТАТ [2], объем продаж новых грузовых автомобилей в России в январе 2021 года снизился на 16% (по сравнению с январем 2020 года) и составил 5126 единиц против 6 095 единиц.

Динамика продаж грузовых автомобилей за 2013-2021 гг. представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Динамика продаж грузового транспорта в РФ, тыс. ед.

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Грузовой транспорт, тыс. ед.

128,9

110,7

87,9

51,1

53,3

80,2

82,3

80,6

74,8

Темп роста, %

 

85,8

79,4

58,1

104,3

150,4

102,6

97,9

92,8

 

 

 

 Согласно данным таблицы 1, в 2021 г. объем рынка новых грузовых автомобилей составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% ниже, чем в 2020 году. Таким образом, наблюдается тенденция к снижению обновления грузового автомобильного парка в РФ, что ведет к увеличению срока владения, а значит, и к более частому техническому обслуживанию и ремонту. По данным АВТОСТАТ [2], средний возраст авто-мобильного грузового транспорта в РФ по состоянию на январь 2021 года составляет 21,2 года, причем 64,7% всего автомобильного грузового транспорта  –  в возрасте более 15 лет. Необходимо отметить, что это один из самых высоких показателей среднего возраста транспорта относительно других отраслей [3].

Высокий износ автомобильного грузового транспорта существенным образом ограничивает возможности для роста грузооборота, снижая производственную эффективность, и оказывая значительное влияние на безопасность дорожного движения и экологическую обстановку.

В силу географических и климатических особенностей РФ уровень покрытия территории сетью автомобильных дорог (с учетом плотности населения) находится на очень низком уровне, который требуется увеличить в 3 - 4 раза. В РФ также отсутствуют высокоскоростные магистрали, удовлетворяющие спрос на качественные транспортные услуги.

Протяженность путей сообщения за 2016-2020 гг. (тыс. км.) представлена в таблице 2. Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что протяженность путей сообщения за 5 лет выросла на 3,7%: с 1,50 до 1,55 млн. км [4]. 

 

 

Таблица 2

Протяженность путей сообщения за 2016-2020 гг.

Виды

2016

2017

2018

2019

2020

Автомобильные дороги общего пользования

1 498,5

1 507,8

1 531,

1 542,2

1 553,7

в том числе автомобильные дороги с твердым покрытием

1 053,7

1 064,0

1 077,3

1 089,1

1 096,4

 

 

В связи с тем, что территория Российской Федерации обширна, а уровень обеспеченности автомобильными дорогами недостаточно высокий, особенно в восточной части страны, автомобильные грузовые перевозки не могут в полной степени осуществляться на дальние расстояния. Принимая во внимания основные показатели работы транспортно-технологического комплекса страны разработана государственная политика в сфере грузовых перевозок, где определена Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [5].

Главными целями развития транспортной отрасли являются:

– повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

– повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализация транзитного потенциала страны;

– повышение безопасности и устойчивости транспортной системы.

Транспортной стратегией РФ определены основные стратегические направления развития грузовых перевозок:

  • обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
  • создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности;
  • конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции;
  • повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров;
  • подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции;
  • снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта.

Принятая стратегия является основой для разработки генеральной схемы развития Единой транспортной сети РФ (далее - Единая опорная сеть), стратегических региональных планов развития транспортных систем, стратегий развития промышленных организаций, работающих в сфере транспорта.

Выполнение основных мероприятий Стратегии развития транспортной системы рассчитано на 3 этапа.

С 2021 по 2024 год реализуется1-й этап, с 2025 по 2030 год реализуется 2-й этап, с 2031 по 2035 год - 3-й этап.

При выполнении основных мероприятий необходимо учитывать, что увеличение грузовых перевозок находится в сильной зависимости от устойчивых и стабильных отношений России со странами-партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству.

В ближайшую перспективу с целью реализации транспортной стратегии с 2021 по 2035 г. необходимо существенно увеличить транспортный потенциал между РФ и КНР. Необходимо принимать во внимание факт того, что увеличение грузооборота с использованием автомобильного транспорта будет расти в прогрессивном порядке. В июне 2018 г. правительствами обеих стран было подписано соглашение «О свободном международном автомобильном грузовом сообщении» [6], вступившее в силу 1 января 2019 года. Данное соглашение позволяет китайским транспортно-логистические компаниям осуществлять свою деятельность наравне с российскими компаниями на всей территории страны (а не в 30 км приграничной зоны, как это было ранее).

Аналогичные условия в отношении российских компаний введены и на территории КНР. Стоит надеяться, что это соглашение приведет к плотному и регулярному заполнению региональных транспортно-логистических комплексов. В целом все эти принятые соглашения могут создавать условия для дополнительного грузооборота для автомобильных грузовых перевозок.

Необходимо учитывать, что в условиях возможных рисков уменьшения или полного переориентирования грузовых потоков в обход территории РФ стратегически важной задачей становится обеспечение собственной необходимой грузовой базы. Для эффективного развития экономики и с целью снижения зависимости от внешних грузовых потоков, а также сохранения стабильного внутреннего грузооборота автомобильного грузового транспорта необходимо активней развивать отечественное конкурентоспособное промышленное производство.

Большинство из зарубежных транспортно-логистических компаний, функционирующих на российском транспортно-логистическом рынке, в основном активно используют современные технологии, однако в связи со слабым развитием информатизации и прозрачности в транспортной отрасли им приходится подстраиваться под конъюнктуру российского рынка.

С 2020 года под руководством Министерства транспорта РФ проводится внедрение систем электронных перевозочных документов и электронного документооборота.

Бумажные носители будут заменяться электронными транспортными накладными (ЭТРН) и электронными путевыми листами (ЭПЛ), которые будут использоваться в перевозочном процессе. С 2024 года планируется полностью перейти на электронный документооборот. Внедрение цифрового обмена данными приведёт к упрощению взаимодействия транспортно-логистических компаний с органами государственной власти, ускорению процессов обмена данными, повышению качества транспортно-логистических услуг и сокращению транспортных издержек, а также к обеспечению прозрачности транспортно-логистического рынка. Внедрение цифрового обмена данными ЭТРН и ЭПЛ приведёт к созданию условий для развития эффективных мультимодальных и интермодальных перевозок в РФ.  

В заключении можно сделать вывод, что цели государственной политики в сфере грузовых перевозок нужно переориентировать на страны азиатского направления. Необходимо пересмотреть транспортно-технологическую инфраструктуру, всю систему международных транспортных коридоров, и решить проблему, связанную с обновлением парков транспортных средств. Необходимо создавать условия для активного развития современных информационных систем и технологий в транспортной отрасли. Развитие инновационных промышленных производств в РФ должно позволить реализовать экспортный потенциал и увеличить грузовой поток, как на международном, так и на внутреннем рынке. Снижение ставок по утилизационному сбору и лизингу должно привести к регулярному и необходимому обновлению автомобильного грузового транспорта.

Выполнение всех мероприятий поможет повысить конкурентоспособность транспортно-логистических компаний, действующих на территории РФ.

Список литературы

1. Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. - 2023. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.10.2023).

2. Автомобильные дороги Российской Федерации. - Текст: электронный // Основная информационно-статистическая информация: - 2023. - URL: http://www.mintrans.ru (дата обращения: 23.10.2023).

3. Грузовые перевозки. - Текст: электронный // ТК «ГрузоведЪ»: - 2023. - URL: https://gruzoved.com/blog/post/klassifikaciya-gruzovyh-avtomobilnyh-perevozok (дата обращения: 25.10.2023).

4. Транспорт. Грузооборот. Основные итоги на 01.01.2020 г. - Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики (Росстат): - 2023. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455 (дата обращения: 23.10.2023).

5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - Текст: электронный // Mintrans.gov.ru: - 2023. - URL:https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 24.10.2023).

6. Результаты исследования отрасли грузоперевозок в России в 2019 - 2020 гг. . - Текст: электронный // Ernst&Young Global Limited: - 2023. - URL: https://www.ey.com/ru_ru/automotive-transportation/ey-transportation-services-2019 (дата обращения: 26.10.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?