СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследованы особенности расчета и анализа отраслевых показателей эффективности гостиничного бизнеса, разработана экономико-математическая модель оценки эффективности бизнеса по показателям «выручка с одного м2 номерного фонда» и «чистый доход от номера»

Ключевые слова:
гостиничный бизнес, номерной фонд, выручка, чистый доход, расчет, анализ, экономико-математическая модель
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодня недостаточно исследована оценка показателей эффективности использования гостиничных площадей различной функциональной принадлежности: полезной площади и общей площади различной деловой активности. Реальный доход генерируют только те площади, на которых разворачивается основная бизнес-активность. Это могут быть проекты различного уровня, включающие в себя комплексы апартаментов, пентхаусов и мезонетов. На сегодняшний день в сфере российского гостиничного бизнеса отмечается большое количество небольших отелей и гостиниц со средним уровнем сервиса и низкими финансовыми результатами. Огромное значение имеет программа распределения площадей отеля. В российских отелях эта проблема налицо: из-за неэффективного распределения площадей отельеры теряют по два-три номера на каждом этаже.

При этом, отмечается тенденция развития многофункциональных гостиничных комплексов, что диктует необходимость оценки эффективности помимо номерного фонда и развитой инфраструктуры внутри комплекса, направленной на удовлетворение всех желаний и потребностей гостей. Проекты по типу NEW Development предусматривают винные бутики и магазины, коворкинги и залы для конференций, рестораны, массажные кабинеты и SPA-комплексы. Т.е. будет, скорее всего, снижаться удельный вес площадей номерного фонда в общей площади деловой активности. Применяемая же система аттестации средств размещения сфокусирована на экспертизе номерного фонда и, практически, не оценивает качество и содержание других важных компонентов гостиничного хозяйства.

В качестве критерия оценки эффективности использования гостиничных площадей наиболее часто используется показатель «Чистый доход от номера» и значительно реже – показатель «Средняя выручка с одного м2 жилой площади (номерного фонда)». При этом не прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние этих показателей.

В связи с этим уточнение теоретических основ и разработка практических рекомендаций по оценке и анализу взаимосвязи и взаимовлияния показателя «Чистый доход от номера» и показателя «Выручка с одного м2 номерного фонда» в процессе оценки эффективности гостиничного бизнеса остается важной задачей. Все это определило актуальность исследования, его цели и задачи.

Цель исследования – совершенствование специальных отраслевых показателей оценки эффективности деятельности в гостиничном бизнесе.

Задачи исследования:

– систематизировать особенности гостиничного бизнеса, влияющие на эффективность использования площадей в гостиничном бизнесе;

 – усовершенствовать экономико-математическую модель оценки эффективности использования гостиничных площадей;

– апробировать предлагаемую экономико-математическую модель на примере деятельности условного субъекта гостиничного бизнеса.

В нашем исследовании мы делаем акцент на компонент «материальная база» в гостиничной деятельности, в частности на использовании площадей. Большинство авторов признают необходимость разнообразия гостиничных предложений. Что также обосновывает необходимость исследования «отдачи» от используемых площадей.

Гостиничные услуги – это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем [1].

Систематизируем особенности гостиничного бизнеса, влияющие на эффективность использования площадей в гостиничном бизнесе.

Основной особенностью гостиничного фонда является площадь номерного фонда, предусматриваемая современными СНиПами, таблица 1.

 

Таблица 1

Площадь номерного фонда, предусматриваемая современными СНиПами

Уровень сервиса (количество звезд)

Площадь номера, м2

Однокомнатный одноместный номер

1

1-2 звезды

8

2

3 звезды

10

3

4 звезды

12 (16)

4

5 звезд

14 (18)

Однокомнатный двухместный номер

1

2 звезды

12

2

3 звезды

14

3

4 звезды

14 (20)

4

5 звезд

16 (25)

 

 

Одной из важнейших задач является точное определение базовых характеристик гостиничного продукта. Исключительное значение имеет объем номерного фонда и оснащение номеров, которое зависит от назначения гостиницы (для деловых людей, конгресс- и бизнес-туризма, туристов, приезжающих с познавательной целью, транзитных клиентов и т.д.) и ее категории.

Следующей особенностью гостиничного бизнеса является соотношение полезной площади к общей – для гостиниц оно варьируется для различных видов деловой активности: от 75/25 до 40/60 в зависимости от классности объекта.

Представим классификацию зданий, которая позволит нам выделить основные – «генерирующие» доход, и прочие, функционирование которых обеспечивается за счет основных, т.е. по сути, определить соотношение полезной площади к общей.

Помещения гостиницы подразделяются на жилые, служебные, обслуживающие и подсобные.

В состав жилых помещений входят: номера, холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры – они генерируют основной доход в гостиничном бизнесе.

В состав административных помещений входят те помещения, где размещены различные административные службы – это затратная часть гостиничного бизнеса.

В состав подсобных помещений входят: склады; прачечные; бельевые и гладильные комнаты; ремонтные и пошивочные мастерские; бойлерная; коммутаторная и др. – это затратная часть гостиничного бизнеса.

В состав обслуживающих помещений входят следующие: агентство связи; киноконцертный зал (клуб); парикмахерская; конференц-зал; рестораны, кафе, бары, столовые; помещения для спортивных, медицинских, оздоровительных услуг; помещения для бытовых услуг; туристский кабинет. Эти помещения также должны генерировать доход.

Опираясь на приведенную классификацию, предлагаем для оценки эффективности использования площадей использовать подход, представленный в таблице 2.

 

Таблица 2

Выручка с одного м2 площадей в гостиничном бизнесе

Тип (вид) помещения,

приносящего доход

Площадь помещения, м2

Выручка за год. руб.

Уд. вес в

общей

выручке, %

Выручка с 1 м2 за год, руб.

1

Жилые помещения: номера, холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры

1 200

44 040 000

65,8

36 700

1.1

номерной фонд

900

44 040 000

65,8

48 933

1.2

холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры

300

0

0,0

0

2

Обслуживающие помещения

910

22 900 000

34,2

25 165

2.1

рестораны и бары

250

11 000 000

16,4

44 000

2.2

конференц-залы

60

1 800 000

2,7

30 000

2.3

спа-центр

100

2 000 000

3,0

20 000

2.4

бассейн

300

4 500 000

6,7

15 000

2.5

тренажерный зал

200

3 600 000

5,4

18 000

3

Итого

2 110

66 940 000

100,0

31 725

 

 

Такие расчеты позволят сравнивать показатели анализируемого бизнеса с ближайшими конкурентами, а в самом бизнесе – сопоставить доходность площадей от номерного фонда с доходностью обслуживаемых помещений, рассчитать удельный вес выручки от каждого вида услуг в общей выручке и принимать обоснованные управленческие решения.

В частности, число посадочных мест на предприятиях питания отелей зависит от назначения гостиницы, уровня ее комфорта и рассчитываются по следующим нормативам: для ресторанов 45-65 % от общего числа мест в гостинице; для кафе 13-28 %; для баров 13-24 %.

Планировка номеров также влияет на эффективность использования площадей. Она зависит от категории гостиницы и обычно включает в себя: номера типа «апартаменты»; номера типа «люкс»; одноместные номера; двух и трехместные номера; семейные номера и др.

Как и любая другая организация, гостиничное предприятие несет затраты на производство и реализацию продукции, в данном случае – услуг. Классификация затрат остается типичной: условно-постоянные и условно-переменные. Однако, в отличие от производства продукции, большая часть затрат гостиничного хозяйства относится к условно-постоянным.

Условно-постоянные затраты представляют собой категорию расходов, которые не зависят или незначительно зависят от объема предоставленных услуг, поэтому, как правило, эти затраты снижаются на единицу предоставленной услуги в случае роста общего объема оказанных услуг. Условно-переменные расходы, наоборот, находятся в прямой зависимости от объемов оказываемых услуг.

К условно-постоянным расходам относятся: амортизационные отчисления; расходы на оплату труда; расходы на страховые взносы; расходы на ремонт основных средств и т. д.

Условно-переменные расходы: расходы на воду; расходы на стирку белья; расходы на транспортные услуги (если есть); расходы на электроэнергию и т.д. [1].

Преобладание условно-постоянных расходов свидетельствует о достаточно высоком уровне операционного риска. Именно поэтому важно наращивать объем оказываемых услуг в натуральном выражении, что в частности может быть обеспечено за счет повышения отдачи от использования площадей и количественно может быть оценено как «Выручка с одного м2 площади».

С целью оценки эффективности использования номерного фонда приведем расчет выручки с одного м2 полезной площади для условной гостиницы (без обслуживающих помещений), ориентированной на средний класс с предоставлением качественных услуг по приемлемым ценам, таблица 3.

 

Таблица 3

Расчет показателя «выручка с одного м2 площади номерного фонда и общей площади

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

Оценка

1

Площадь арендованного помещения

м2

900

2

Аренда помещения в год

руб.

5 400 000

3

Площадь номерного фонда

м2

630

4

Количество доступных номеров

номер

28

5

Средняя площадь одного номера (стр.3 : стр.4)

м2

22,5

6

Удельный вес площади номерного фонда в общей площади (стр.3 : стр.1 × 100)

%

70

7

Заполняемость номеров

%

70

8

Количество доступных мест

мест

46

9

Среднее количество мест в одном номере (стр.8 : стр.4)

место

1,64

10

Средний чек

руб.

2 300

11

Среднее количество дней в году

день

365

12

Выручка от продажи номеров за год (стр.4 × стр.7 : 100 × стр.10 × стр.11)

руб.

16 454 200

13

Выручка от продажи номеров за год с одного м2 номерного фонда (стр.12 : стр.3)

руб.

26 117,8

14

Выручка за год с одного м2 арендованного помещения (стр.12 : стр.1)

руб.

18 282,4

 

 

Как видим, эффективность использования общих площадей по сравнению с номерным ниже на 30%, поскольку именно 30% площадей занимают административные и подсобные помещения (100% – 70%), которые не «генерируют» доход.

Для оценки эффективности деятельности в гостиничном бизнесе, помимо общих показателей для сферы услуг, используются специальные отраслевые показатели. Наиболее значимый из них – RevPAR (обороты). Это чистый доход от номера без учета административных и подсобных помещений. RevPAR помогает понять, какие тарифы приносят прибыль, а какие нужно «докрутить».

Есть два способа расчета:

1. RevPAR = выручка от продажи номеров / количество доступных номеров.

2. RevPAR = ADR (средняя цена за номер) × процент загрузки отеля [1].

В таблице 3 подробно представлен подход к расчету выручки, которая может использоваться при первом способе расчета RevPAR.

Рассмотрим оба варианта расчета RevPAR и дополним их показателями «Выручка с одного м2 номерного фонда, тем самым расширим диапазон анализа использования площадей в гостиничном бизнесе, таблица 4.

 

 

 

 

 

Таблица 4

Расчет чистого дохода от номера и выручки с одного м2 номерного фонда

Показатели

Ед. изм.

Оценка

в день

в год

1

2

3

4

5

Первый способ расчета

1

Количество доступных номеров (стр.4 табл.3)

номер

28

28

2

Заполняемость номеров (стр.7 табл.3)

%

70

70

3

Среднее количество мест в одном номере (стр.9 табл.3)

место

1,643

1,643

4

Средняя цена за номер (ADR) (стр.10 табл.3)

руб.

2 300

2 300

5

Выручка от продажи номеров (стр.12 табл.3)

руб.

45 080

16 454 200

6

Чистый доход от номера (RevPAR) (стр.5 : стр.1)

руб./номер

1 610

587 650

7

Средняя выручка гостиницы за сутки в пересчете на одного гостя (стр.6 : стр.3)

руб./чел.

981,7

357 700

8

Средняя площадь одного номера (стр.5 табл.3)

м2

22,5

22,5

9

Выручка с одного м2 номерного фонда (стр.5 : стр.3 табл.3)

руб.

71,6

26 117,8

Второй способ расчета

1

Заполняемость номеров (стр.7 табл.3)

%

70

70

2

Средняя цена за номер (ADR) (стр.10 табл.3)

руб.

2 300

2 300

3

Чистый доход от номера (RevPAR) (стр.2 × стр.7 табл.3)

руб./номер

1 610

587 650

4

Средняя площадь одного номера (стр.5 табл.3)

м2

22,5

22,5

5

Выручка с одного м2 номерного фонда (стр.3 : стр.4)

руб.

71,6

26 117,8

 

 

В результате мы получаем возможность объединить разрозненные отраслевые показатели «Чистый доход от номера (RevPAR)» и «Выручка с одного м2 номерного фонда», включив в расчет показатель «Средняя площадь одного номера», формула 1.

Выручка с одного м2 номерного фонда = RevPAR : средняя площадь одного номера

(1)

При этом может быть использован любой из двух способов расчета RevPAR.

Оценить эффективность деятельности гостиничного предприятия довольно сложно, потому что существует большое количество показателей и критериев такой оценки, они учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Проблема использования показателей эффективности состоит в том, что ни один из них не является универсальным, позволяющим однозначно сделать вывод об успехе или неудаче в гостиничной сфере.

Именно поэтому нами предлагается экономико-математическая модель, включающая систему отраслевых показателей, связанных между собой и оценивающих эффективность использования площадей номерного фонда гостиничного предприятия, таких как «Чистый доход от номера», «Средняя площадь одного номера» и «Выручка от продаж с одного м2 номерного фонда».

Кроме того, предложен подход к оценке отдачи от всех видов площадей, позволяющий рассчитать выручку с одного м2 не только номерного фонда, но и обслуживающих помещений.

Модель апробирована на условном предприятии гостиничного бизнеса. Расчеты выполнены в формате Excel и содержат алгоритмы расчета, что облегчает внедрение ее в практику работы финансовых служб.

Список литературы

1. Шатрова А.П. Управление ресурсами организаций гостиничных услуг: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шатрова Анна Павловна; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет». - Красноярск, 2016. - 168 с. - Место защиты: Сибирский федеральный университет. - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?