Исследованы особенности расчета и анализа отраслевых показателей эффективности гостиничного бизнеса, разработана экономико-математическая модель оценки эффективности бизнеса по показателям «выручка с одного м2 номерного фонда» и «чистый доход от номера»
гостиничный бизнес, номерной фонд, выручка, чистый доход, расчет, анализ, экономико-математическая модель
На сегодня недостаточно исследована оценка показателей эффективности использования гостиничных площадей различной функциональной принадлежности: полезной площади и общей площади различной деловой активности. Реальный доход генерируют только те площади, на которых разворачивается основная бизнес-активность. Это могут быть проекты различного уровня, включающие в себя комплексы апартаментов, пентхаусов и мезонетов. На сегодняшний день в сфере российского гостиничного бизнеса отмечается большое количество небольших отелей и гостиниц со средним уровнем сервиса и низкими финансовыми результатами. Огромное значение имеет программа распределения площадей отеля. В российских отелях эта проблема налицо: из-за неэффективного распределения площадей отельеры теряют по два-три номера на каждом этаже.
При этом, отмечается тенденция развития многофункциональных гостиничных комплексов, что диктует необходимость оценки эффективности помимо номерного фонда и развитой инфраструктуры внутри комплекса, направленной на удовлетворение всех желаний и потребностей гостей. Проекты по типу NEW Development предусматривают винные бутики и магазины, коворкинги и залы для конференций, рестораны, массажные кабинеты и SPA-комплексы. Т.е. будет, скорее всего, снижаться удельный вес площадей номерного фонда в общей площади деловой активности. Применяемая же система аттестации средств размещения сфокусирована на экспертизе номерного фонда и, практически, не оценивает качество и содержание других важных компонентов гостиничного хозяйства.
В качестве критерия оценки эффективности использования гостиничных площадей наиболее часто используется показатель «Чистый доход от номера» и значительно реже – показатель «Средняя выручка с одного м2 жилой площади (номерного фонда)». При этом не прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние этих показателей.
В связи с этим уточнение теоретических основ и разработка практических рекомендаций по оценке и анализу взаимосвязи и взаимовлияния показателя «Чистый доход от номера» и показателя «Выручка с одного м2 номерного фонда» в процессе оценки эффективности гостиничного бизнеса остается важной задачей. Все это определило актуальность исследования, его цели и задачи.
Цель исследования – совершенствование специальных отраслевых показателей оценки эффективности деятельности в гостиничном бизнесе.
Задачи исследования:
– систематизировать особенности гостиничного бизнеса, влияющие на эффективность использования площадей в гостиничном бизнесе;
– усовершенствовать экономико-математическую модель оценки эффективности использования гостиничных площадей;
– апробировать предлагаемую экономико-математическую модель на примере деятельности условного субъекта гостиничного бизнеса.
В нашем исследовании мы делаем акцент на компонент «материальная база» в гостиничной деятельности, в частности на использовании площадей. Большинство авторов признают необходимость разнообразия гостиничных предложений. Что также обосновывает необходимость исследования «отдачи» от используемых площадей.
Гостиничные услуги – это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем [1].
Систематизируем особенности гостиничного бизнеса, влияющие на эффективность использования площадей в гостиничном бизнесе.
Основной особенностью гостиничного фонда является площадь номерного фонда, предусматриваемая современными СНиПами, таблица 1.
Таблица 1
Площадь номерного фонда, предусматриваемая современными СНиПами
№ |
Уровень сервиса (количество звезд) |
Площадь номера, м2 |
Однокомнатный одноместный номер |
||
1 |
1-2 звезды |
8 |
2 |
3 звезды |
10 |
3 |
4 звезды |
12 (16) |
4 |
5 звезд |
14 (18) |
Однокомнатный двухместный номер |
||
1 |
2 звезды |
12 |
2 |
3 звезды |
14 |
3 |
4 звезды |
14 (20) |
4 |
5 звезд |
16 (25) |
Одной из важнейших задач является точное определение базовых характеристик гостиничного продукта. Исключительное значение имеет объем номерного фонда и оснащение номеров, которое зависит от назначения гостиницы (для деловых людей, конгресс- и бизнес-туризма, туристов, приезжающих с познавательной целью, транзитных клиентов и т.д.) и ее категории.
Следующей особенностью гостиничного бизнеса является соотношение полезной площади к общей – для гостиниц оно варьируется для различных видов деловой активности: от 75/25 до 40/60 в зависимости от классности объекта.
Представим классификацию зданий, которая позволит нам выделить основные – «генерирующие» доход, и прочие, функционирование которых обеспечивается за счет основных, т.е. по сути, определить соотношение полезной площади к общей.
Помещения гостиницы подразделяются на жилые, служебные, обслуживающие и подсобные.
В состав жилых помещений входят: номера, холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры – они генерируют основной доход в гостиничном бизнесе.
В состав административных помещений входят те помещения, где размещены различные административные службы – это затратная часть гостиничного бизнеса.
В состав подсобных помещений входят: склады; прачечные; бельевые и гладильные комнаты; ремонтные и пошивочные мастерские; бойлерная; коммутаторная и др. – это затратная часть гостиничного бизнеса.
В состав обслуживающих помещений входят следующие: агентство связи; киноконцертный зал (клуб); парикмахерская; конференц-зал; рестораны, кафе, бары, столовые; помещения для спортивных, медицинских, оздоровительных услуг; помещения для бытовых услуг; туристский кабинет. Эти помещения также должны генерировать доход.
Опираясь на приведенную классификацию, предлагаем для оценки эффективности использования площадей использовать подход, представленный в таблице 2.
Таблица 2
Выручка с одного м2 площадей в гостиничном бизнесе
№ |
Тип (вид) помещения, приносящего доход |
Площадь помещения, м2 |
Выручка за год. руб. |
Уд. вес в общей выручке, % |
Выручка с 1 м2 за год, руб. |
1 |
Жилые помещения: номера, холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры |
1 200 |
44 040 000 |
65,8 |
36 700 |
1.1 |
номерной фонд |
900 |
44 040 000 |
65,8 |
48 933 |
1.2 |
холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры |
300 |
0 |
0,0 |
0 |
2 |
Обслуживающие помещения |
910 |
22 900 000 |
34,2 |
25 165 |
2.1 |
рестораны и бары |
250 |
11 000 000 |
16,4 |
44 000 |
2.2 |
конференц-залы |
60 |
1 800 000 |
2,7 |
30 000 |
2.3 |
спа-центр |
100 |
2 000 000 |
3,0 |
20 000 |
2.4 |
бассейн |
300 |
4 500 000 |
6,7 |
15 000 |
2.5 |
тренажерный зал |
200 |
3 600 000 |
5,4 |
18 000 |
3 |
Итого |
2 110 |
66 940 000 |
100,0 |
31 725 |
Такие расчеты позволят сравнивать показатели анализируемого бизнеса с ближайшими конкурентами, а в самом бизнесе – сопоставить доходность площадей от номерного фонда с доходностью обслуживаемых помещений, рассчитать удельный вес выручки от каждого вида услуг в общей выручке и принимать обоснованные управленческие решения.
В частности, число посадочных мест на предприятиях питания отелей зависит от назначения гостиницы, уровня ее комфорта и рассчитываются по следующим нормативам: для ресторанов 45-65 % от общего числа мест в гостинице; для кафе 13-28 %; для баров 13-24 %.
Планировка номеров также влияет на эффективность использования площадей. Она зависит от категории гостиницы и обычно включает в себя: номера типа «апартаменты»; номера типа «люкс»; одноместные номера; двух и трехместные номера; семейные номера и др.
Как и любая другая организация, гостиничное предприятие несет затраты на производство и реализацию продукции, в данном случае – услуг. Классификация затрат остается типичной: условно-постоянные и условно-переменные. Однако, в отличие от производства продукции, большая часть затрат гостиничного хозяйства относится к условно-постоянным.
Условно-постоянные затраты представляют собой категорию расходов, которые не зависят или незначительно зависят от объема предоставленных услуг, поэтому, как правило, эти затраты снижаются на единицу предоставленной услуги в случае роста общего объема оказанных услуг. Условно-переменные расходы, наоборот, находятся в прямой зависимости от объемов оказываемых услуг.
К условно-постоянным расходам относятся: амортизационные отчисления; расходы на оплату труда; расходы на страховые взносы; расходы на ремонт основных средств и т. д.
Условно-переменные расходы: расходы на воду; расходы на стирку белья; расходы на транспортные услуги (если есть); расходы на электроэнергию и т.д. [1].
Преобладание условно-постоянных расходов свидетельствует о достаточно высоком уровне операционного риска. Именно поэтому важно наращивать объем оказываемых услуг в натуральном выражении, что в частности может быть обеспечено за счет повышения отдачи от использования площадей и количественно может быть оценено как «Выручка с одного м2 площади».
С целью оценки эффективности использования номерного фонда приведем расчет выручки с одного м2 полезной площади для условной гостиницы (без обслуживающих помещений), ориентированной на средний класс с предоставлением качественных услуг по приемлемым ценам, таблица 3.
Таблица 3
Расчет показателя «выручка с одного м2 площади номерного фонда и общей площади
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Оценка |
1 |
Площадь арендованного помещения |
м2 |
900 |
2 |
Аренда помещения в год |
руб. |
5 400 000 |
3 |
Площадь номерного фонда |
м2 |
630 |
4 |
Количество доступных номеров |
номер |
28 |
5 |
Средняя площадь одного номера (стр.3 : стр.4) |
м2 |
22,5 |
6 |
Удельный вес площади номерного фонда в общей площади (стр.3 : стр.1 × 100) |
% |
70 |
7 |
Заполняемость номеров |
% |
70 |
8 |
Количество доступных мест |
мест |
46 |
9 |
Среднее количество мест в одном номере (стр.8 : стр.4) |
место |
1,64 |
10 |
Средний чек |
руб. |
2 300 |
11 |
Среднее количество дней в году |
день |
365 |
12 |
Выручка от продажи номеров за год (стр.4 × стр.7 : 100 × стр.10 × стр.11) |
руб. |
16 454 200 |
13 |
Выручка от продажи номеров за год с одного м2 номерного фонда (стр.12 : стр.3) |
руб. |
26 117,8 |
14 |
Выручка за год с одного м2 арендованного помещения (стр.12 : стр.1) |
руб. |
18 282,4 |
Как видим, эффективность использования общих площадей по сравнению с номерным ниже на 30%, поскольку именно 30% площадей занимают административные и подсобные помещения (100% – 70%), которые не «генерируют» доход.
Для оценки эффективности деятельности в гостиничном бизнесе, помимо общих показателей для сферы услуг, используются специальные отраслевые показатели. Наиболее значимый из них – RevPAR (обороты). Это чистый доход от номера без учета административных и подсобных помещений. RevPAR помогает понять, какие тарифы приносят прибыль, а какие нужно «докрутить».
Есть два способа расчета:
1. RevPAR = выручка от продажи номеров / количество доступных номеров.
2. RevPAR = ADR (средняя цена за номер) × процент загрузки отеля [1].
В таблице 3 подробно представлен подход к расчету выручки, которая может использоваться при первом способе расчета RevPAR.
Рассмотрим оба варианта расчета RevPAR и дополним их показателями «Выручка с одного м2 номерного фонда, тем самым расширим диапазон анализа использования площадей в гостиничном бизнесе, таблица 4.
Таблица 4
Расчет чистого дохода от номера и выручки с одного м2 номерного фонда
№ |
Показатели |
Ед. изм. |
Оценка |
|
в день |
в год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первый способ расчета |
||||
1 |
Количество доступных номеров (стр.4 табл.3) |
номер |
28 |
28 |
2 |
Заполняемость номеров (стр.7 табл.3) |
% |
70 |
70 |
3 |
Среднее количество мест в одном номере (стр.9 табл.3) |
место |
1,643 |
1,643 |
4 |
Средняя цена за номер (ADR) (стр.10 табл.3) |
руб. |
2 300 |
2 300 |
5 |
Выручка от продажи номеров (стр.12 табл.3) |
руб. |
45 080 |
16 454 200 |
6 |
Чистый доход от номера (RevPAR) (стр.5 : стр.1) |
руб./номер |
1 610 |
587 650 |
7 |
Средняя выручка гостиницы за сутки в пересчете на одного гостя (стр.6 : стр.3) |
руб./чел. |
981,7 |
357 700 |
8 |
Средняя площадь одного номера (стр.5 табл.3) |
м2 |
22,5 |
22,5 |
9 |
Выручка с одного м2 номерного фонда (стр.5 : стр.3 табл.3) |
руб. |
71,6 |
26 117,8 |
Второй способ расчета |
||||
1 |
Заполняемость номеров (стр.7 табл.3) |
% |
70 |
70 |
2 |
Средняя цена за номер (ADR) (стр.10 табл.3) |
руб. |
2 300 |
2 300 |
3 |
Чистый доход от номера (RevPAR) (стр.2 × стр.7 табл.3) |
руб./номер |
1 610 |
587 650 |
4 |
Средняя площадь одного номера (стр.5 табл.3) |
м2 |
22,5 |
22,5 |
5 |
Выручка с одного м2 номерного фонда (стр.3 : стр.4) |
руб. |
71,6 |
26 117,8 |
В результате мы получаем возможность объединить разрозненные отраслевые показатели «Чистый доход от номера (RevPAR)» и «Выручка с одного м2 номерного фонда», включив в расчет показатель «Средняя площадь одного номера», формула 1.
Выручка с одного м2 номерного фонда = RevPAR : средняя площадь одного номера |
(1) |
При этом может быть использован любой из двух способов расчета RevPAR.
Оценить эффективность деятельности гостиничного предприятия довольно сложно, потому что существует большое количество показателей и критериев такой оценки, они учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Проблема использования показателей эффективности состоит в том, что ни один из них не является универсальным, позволяющим однозначно сделать вывод об успехе или неудаче в гостиничной сфере.
Именно поэтому нами предлагается экономико-математическая модель, включающая систему отраслевых показателей, связанных между собой и оценивающих эффективность использования площадей номерного фонда гостиничного предприятия, таких как «Чистый доход от номера», «Средняя площадь одного номера» и «Выручка от продаж с одного м2 номерного фонда».
Кроме того, предложен подход к оценке отдачи от всех видов площадей, позволяющий рассчитать выручку с одного м2 не только номерного фонда, но и обслуживающих помещений.
Модель апробирована на условном предприятии гостиничного бизнеса. Расчеты выполнены в формате Excel и содержат алгоритмы расчета, что облегчает внедрение ее в практику работы финансовых служб.
1. Шатрова А.П. Управление ресурсами организаций гостиничных услуг: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шатрова Анна Павловна; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет». - Красноярск, 2016. - 168 с. - Место защиты: Сибирский федеральный университет. - Текст: непосредственный.