Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются глаголы созидания и их особенности в сочетаемости с абстрактными существительными в роли подлежащего. В статье анализируются глаголы и абстрактные существительные, обозначающие мыслительную деятельность, психические состояния, физические состояния и речевую деятельность

Ключевые слова:
глаголы созидания, абстрактные существительные, мыслительная деятельность, психические состояния, физические состояния, речевая деятельность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В классе динамических глаголов выделяется одна большая группа глаголов конкретной физической деятельности. Эта группа является одной из наиболее обширных и семантически разнообразных групп английского языка. Детальное исследование всех этих групп провести очень сложно и не входило в задачи данной статьи. В работе рассмотрены только глаголы, зафиксированные в сочетаниях с абстрактными существительными в роли подлежащего. С общефилософской точки зрения деятельность определяется как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность вклю-чает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Из группы глаголов конкретной физической деятельности в сочетании с абстрактными существительными были отмечены глаголы: work, create, operate, produce, make, do, burn, tear, strike break, burst, lash, pick, penetrate, stick, т. е глаголы со значением созидания, либо разрушения объекта. В данной         статье рассмотрим подгруппу глаголов: work, create, operate, produce, make, do, которые содержат в своем основном номинативном значении указание на результат деятельности субъекта. Глаголы со значением созидания объектов описывают ситуацию, в которой при помощи инструментов и других приспособлений создаются различные предметы [3]. 

Позиция подлежащего при этих глаголах в их основном номинативном значении обычно принадлежит одушевленному субъекту. Казалось бы, что такое определение делает маловероятным возможность их сочетаемости с абстрактными существительными, но несмотря на это такая сочетаемость существует без коренного изменения значения глаголов.

Проанализируем предложения, в которых позицию подлежащего при глаголах созидания занимают абстрактные существительные. Подгруппы абстрактных существительных, выделенные при сочетании с указанной подгруппой глаголов следующие: абстрактные существительные, обозначающие мыслительную деятельность, психические состояния, физические состояния, речевую деятельность.

Наиболее типично сочетание глагола WORK с абстрактными существительными, обозначающими мыслительную деятельность:

  1. His mind worked overtime.
  2. My fancy worked busily.
  3. My imagination has worked on this matter.

Абстрактные существительные в указанной позиции обозначают позицию подлежащего не-лицо. По мнению ряда лингвистов, предикатное слово, в нашем случае абстрактное существительное, которое не обладает признаком (семой) одушевленности, не может быть деятелем [2]. В частности, Г.А. Золотова считает, что, если в позиции подлежащего находится абстрактное существительное, оно не может стать деятелем. Противоположной точки зрения придерживается У. Чейф, И.П. Сусов [4, 5]. В частности, У. Чейф замечает, что некоторые неодушевленные существительные, занимая позицию подлежащего, обладают определенной внутренней силой и поэтому в значительной степени могут заменить одушевленное существительное [5]. Разделяя точку зрения У. Чейф, мы считаем, что в предложениях рассматриваемого типа абстрактные существительные обозначают активное начало, хотя истинный деятель все не остается скрытым. Абстрактные существительные, занимая позицию подлежащего, в предложениях (1, 2, 3) не являются названием лица, но они обладают возможностью «выполнять» активные действия. На активность работы мысли указывают зависимые от глагола элементы: overtime, busily.

Глагол to work не предполагает наличие прямого объекта, т.е. в подобных предложениях, действие, выраженное глаголом, не направлено на объект. Действия глагола связаны с изменениями в субъекте. То, что создается в результате работы мысли не выражено эксплицитно. Семы: целенаправленность, сознательность и результативность сохраняются при сочетании глагола work с указанной группой абстрактных существительных. Т.А. Кильдибекова считает, что, сочетаясь с неодушевленным субъектом, глаголы действия теряют сему целесообразности [3]. Однако, на наш взгляд, приведенное утверждение требует некоторого уточнения, поскольку мысль, фантазии связаны с человеком, а мыслительная деятельность одна из форм человеческой деятельности и чаще всего она сознательна, целенаправленная и результативна. Можно считать, что в подобных случаях сема одушевленности как бы переносится на понятия, передаваемые абстрактными существительными [1].

Следовательно, абстрактные существительные в структурах подобного типа выполняют роль активного начала, а глагол work сохраняет сему целесообразности.

Таким образом, значение глагола work не меняется при сочетании с рассмотренной группой абстрактных существительных, так как его семы целесообразность, результативность, активность сохраняются при подобном функционировании, и глагол не метафоризируется. Следует подчеркнуть, что и этом использовании абстрактного существительного в функции подлежащего истинный деятель не называется.

Менее многочисленная подгруппа абстрактных существительных, обозначающих эмоционально-психические состояния:

  1. All his emotions worked on Julia.
  2. My grudge against Martha worked like an infection. 

Сочетаемость глагола work с абстрактными существительными подобного типа манифестирует направленность глагольного действия на лицо, т.е. эмоциональные состояния характерны для индивида и, как правило, бывают направлены на одушевленный предмет. Действие, выраженное глаголом work, и в данных случаях не претерпевает никакого изменения и значение глагола аналогично значению в рассмотренных выше предложениях.

Еще одна подгруппа глаголов созидания, рассматриваемая в статье create, produce, do, содержит в своем номинативном значении в отличие от глагола work указание на создаваемый объект.

Группы абстрактных существительных, зафиксированные с этими глаголами, не столь многочисленные и разнообразные. С глаголом create отмечены группы абстрактных существительных, обозначающих физические свойства и состояния человека: beauty, death. Глагол produce сочетается с абстрактными существительными, обозначающими физические состояния, например, warmth. У глагола do зафиксирована сочетаемость с абстрактными существительными, обозначающими речевую деятельность и психические состояния.

При сочетании указанных глаголов с абстрактными существительными в роли подлежащего, называемое глаголом действие направлено на создаваемый объект.

  1. His beauty created a sensation in the Middle pool.
  2. The warmth had produced in me a sort of stupor.
  3. That intimate talk had done nothing but damage.

Если при употреблении указанных глаголов в роли подлежащего используется одушевленный предмет, т.е. наименование лица, то в результате деятельности субъекта создается какой-то материальный предмет. Если эти глаголы сочетаются с абстрактными существительными в роли подлежащего, то эти существительные как бы начинают выражать активное начало, в результате которого возникают нематериальные сущности sensation, damage.

Таким образом, если в роли подлежащего одушевленное лицо, то результатом его деятельности является какой-либо материальный предмет, если же активным началом нематериальная сущность, то в результате ее воздействия, выраженного глаголом, возникает нематериальная сущность.

Итак, можно отметить, что основные семы глаголов конкретной физической деятельности у рассмотренных глаголов при их сочетаемости с абстрактными существительными в роли подлежащего сохраняются, и глаголы не метафоризируется, так как в их значении при подобном функционировании сохраняются семы, характерные для глаголов действия: целесообразность, активность. Употребление абстрактных существительных в роли подлежащего при этих глаголах также способствует не упоминанию истинного деятеля.

Список литературы

1. Богданов, В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения / В. В. Богданов. - Л. : Издательство ЛГУ, 1977. - 204 с.

2. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. - М.: Наука, 1982. - 368 с.

3. Кильдибекова, Т. А. Структура поля глаголов действия / Т.А.Кильдибекова. - Уфа, 1983. - 75 с.

4. Сусов, И. П. Семантическая структура предложения / на материале простого предложения современного немецкого языка / И.П. Сусов. - Тула, 1973. - 142 с.

5. Чейф, Л. Значение и структура языка / Л. Чейф. - М.: Прогресс, 1975. - 432 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?