ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья является аналитическим исследованием связи между основным методом гештальт-терапии и психологическим течением, именуемым гештальтпсихологией. Рассматривается понятие гештальта в трактовке разных авторов. Анализируются теоретические концепции основоположников гештальтпсихологии и гештальт-терапии

Ключевые слова:
гештальт, гештальтпсихология, гештальт-терапия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время эксперты наблюдают увеличение количества запросов, связанных с психологическими проблемами. Динамично развивающееся общество, высокий темп жизни зачастую ведут к появлению стрессов, социальной напряженности, нерешенных конфликтов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на психологическое благополучие людей, вызывая у них эмоциональный дискомфорт, нарушения в межличностных отношениях. Еще одной серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие люди, является отсутствие аутентичного самовыражения и ограничения в саморазвитии личности. В данном контексте гештальт-терапия является одним из наиболее актуальных подходов в психологической практике.

В процессе изучения гештальт-терапии возникает вопрос о том, насколько схожи концепции гештальтпсихологии и принципы, которыми руководствуются гештальт-терапевты в своей работе?

Понятие «гештальт» было введено в конце 19 века австрийским философом и психологом Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы». В своём труде он определил проблему целостности восприятия и написал: «целое – это некая реальность, отличная от суммы его частей». Несмотря на то, что данный тезис остался основным в гештальтпсихологии, австрийский ученый не стал заниматься дальнейшим развитием теории.

Гештальт, в переводе с немецкого, – это и конфигурация частей, и образ, и структура, и целостность.  Другими словами, это нечто, которое есть в человеке, событии или системе, которое «выходит за пределы суммы составляющих их компонентов и связей». При этом человек уже рождается с данной структурой, она не является приобретённой [1].

С. Гингер, являющийся теоретиком гештальт-терапии, предпочитал обозначать гештальт как значимое множество, обладающее многовариантностью. То есть, его значение существует не само по себе, а с индивидуальным контекстом для каждого.

Трактовкой понятия «гештальт» занимался философ и культуролог О. Шпенглер. Благодаря его идеям понятие гештальта может быть применено к различным актуальным культурным, философским и политическим вопросам, в рамках которых проблемы с целостностью и единством, с глобализацией и взаимным проникновением в различные дисциплинарные сферы получают большое значение.

Гештальтпсихология зародилась в 1920-х годах в Германии. Основоположниками данного направления являются М. Вертгеймер, В. Кёлер и К. Коффка [2]. Основная идея, к которой они пришли, заключалась в необходимости изучать поведение и сложности ума человека не отдельно, а в контексте структуры или гештальта, в которую организуется часть его опыта в сознании. Ключевые открытия в области гештальтпсихологии тесно связаны с:

  • соотношением фигуры и фона;
  • важностью интерпретации целостности или расщепленности фигуры в рамках контекста актуальной ситуации;
  • структурированным целым, которое не является всеобъемлющим, но не является и элементарной частицей;
  • активной организующей силой целостностей и естественной тенденцией к простоте формы;
  • тенденцией незавершённых ситуаций завершаться [3].

Гештальтпсихология развивалась по своему собственному пути, отрываясь от шаблонов, принятых в психологии. Она исследовала поведение, речь и сознание индивидуума в контексте его окружения, а затем предлагала анализировать отдельные принципы и объяснять их взаимодействие, что позволяло сформировать многогранный образ.

Основателем гештальт-терапии являлся Ф. Перлз. Работу в этой области он начал в 1942 году с публикации своего первого труда «Эго, голод, агрессия». К 1951 году он уже разработал теоретические основы гештальт-терапии как метода, опираясь на гештальтпсихологию, психоанализ, феноменологию и экзистенциальные исследования.

В гештальт-терапии главным является анализ настоящего момента, а не событий, произошедших много лет назад, в детстве, как это делается в классическом психоанализе. Однако это не означает, что мы должны игнорировать значимость биологического наследия, опыта раннего детства или влияния культурного окружения. Важно изучить органическую взаимосвязь между целостным существованием мира и одновременно развить свой собственный стиль жизни с его уникальностью и оригинальностью. Процесс исследования проходит три неразрывно связанных уровня: физический, эмоциональный и когнитивный.

Основная цель гештальт-терапии заключается в обретении более глубокого самопонимания: осознании своих эмоций, потребностей, желаний, телесных процессов, мыслительной активности и внешнего мира, включая взаимоотношения с другими людьми.

Гештальт-терапия нацелена на достижение устойчивых результатов, которые позволяют клиенту постепенно осознавать и сознательно выбирать свое поведение, преодолевая невротические и другие патологические проявления. В результате клиент становится способным на устойчивую реакцию к воздействиям со стороны окружающих, отклоняя их манипуляции.

Эта форма терапии основана на нескольких основных принципах:

  • источник силы – в настоящем;
  • опыт важнее всего;
  • сам терапевт – инструмент терапии;
  • терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением [4].

Идеи гештальт-терапии широко применяются в различных областях, включая клиническую психотерапию и тренинги для личностного роста и улучшения коммуникации. Основатель гештальт-терапии, Ф. Перлз, в свое время назвал ее «терапией нормальных» [5], подчеркивая ее универсальность и возможность применения для людей разного возраста, уровня развития, культуры, а также в различных ситуациях. Поэтому использование этого подхода не ограничивается только физическими, психосоматическими, нервными или психотическими расстройствами и отклонениями.

Нельзя утверждать, что принципы гештальтпсихологии являются основой изобретения Ф. Перлза, но некоторые концепции гештальтпсихологии все же используются. Ф. Перлз поверхностно ознакомился с этой концепцией, не вдаваясь в детали. Он сам признавал, что ему не удалось прочитать ни одну ключевую монографию полностью. Поэтому он использовал свою собственную интерпретацию понятий в работе.

Какие именно аспекты гештальтпсихологии используются в гештальт-терапии? Некоторые исследования основоположников гештальтпсихологии и социальные эксперименты К. Левина подтверждают многое из того, что для Перлза зачастую являлось интуитивными предположениями. Например, один интересный эксперимент из 1920 года, проведенный К. Коффкой, посвящен применению принципа целостности в области исследования развития детской психики и взаимодействия с окружающей средой. Данное исследование показывает, что каждая часть системы играет важную роль и имеет свое значение только в рамках функциональной структуры системы в целом, поскольку именно она определяет тип организации и функционирования. Наряду с принципом целостности, также был выдвинут принцип динамичности: процессы, происходящие в психике, зависят от динамических отношений, которые изменяются исключительно в результате самого процесса. Оба этих принципа неотделимы друг от друга. Представители гештальтпсихологии обнаружили, что функциональная структура системы динамична и способна к саморегуляции, стремясь достичь состояния максимально возможного равновесия, которое определяется ясностью, завершенностью и осмысленностью [6].

К. Гольдштейн, выдающийся специалист в области лечения афазии у пациентов с черепно-мозговыми повреждениями, опирался на следующие выводы в своей практике. Он обнаружил, что эффективность лечения зависит не только от размеров повреждения мозговой ткани, но также от разнообразных влияющих факторов, таких как страх возвращения на фронт и качество межличностных отношений. Таким образом, Гольдштейн пришел к заключению о тесной взаимосвязи между физическим и психическим состоянием организма. Эти выводы стали ценной отправной точкой для Ф. Перлза в разработке гештальт-терапии [7].

В заключение можно сделать вывод о том, что гештальт-структуры возникают на границе взаимодействия нашей концепции мира с реальностью. Они служат «ключом» к целостному восприятию окружающего нас мира.

Гештальт-терапия является практическим подходом, основанным на принципах гештальтпсихологии. Она помогает людям обрести понимание своих эмоций, мыслей и поведения через осознание и принятие своих внутренних состояний. Гештальт-терапевты активно используют принципы гештальтпсихологии в своей работе. Они подчеркивают важность осознания и принятия целостного образа себя и своего опыта. Гештальт-терапия помогает людям обрести понимание себя как части целого, включая все аспекты их личности. Этот подход способствует развитию самосознания и помогает преодолеть преграды, которые могут мешать достижению личностного роста и благополучия. Одним из ключевых принципов гештальт-терапии является «здесь и сейчас». Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на текущем моменте и своих непосредственных ощущениях, чтобы они могли осознать свои эмоции и потребности. Это помогает людям проживать свою жизнь более осознанно и целенаправленно. Гештальт-терапия также акцентирует внимание на взаимодействии и отношениях между людьми. Терапевты помогают клиентам осознать свои взаимодействия с окружающими и научиться строить здоровые и эмоционально насыщенные отношения. Важно отметить, что гештальт-терапия является гибким и индивидуальным подходом, который адаптируется к уникальным потребностям каждого клиента. Она учитывает разнообразные аспекты человеческой психики и помогает людям обрести гармонию и самосознание. Таким образом, гештальт-терапия, основанная на принципах гештальтпсихологии, предлагает ценный инструментарий для работы с эмоциональными и психологическими проблемами. Она помогает людям развить осознанность, принять свою личность и построить гармоничные отношения с окружающими.

Список литературы

1. Лебедева, Н.М., Иванова, Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и прак-тика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. - СПб.: Речь, 2004. - 560 с. - ISBN 5-9268-0259-8. - Текст: непосредственный.

2. Амосова, В.А. Гештальтпсихология и её основные представители / В.А. Амосова. - Текст: электронный. - URL: https://psychosearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/783-gestalt-psychology?ysclid=lnwus9xzov19351311 (дата обращения: 09.10.2023).

3. Кёлер, В. Гештальт-психология / В. Кёлер. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 704 с. - ISBN 5-15-000898-2. - Текст: непосредственный.

4. Перлз, Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. - М.: Институт общегума-нитарных исследований, 2004 - 384 С. - ISBN 5-88230-091-6 - Текст: непосредственный.

5. Гингер, С. Гештальт: искусство контакта / С. Гингер. Пер. с англ. Т. А. Ребеко. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект; Культура. 2010. - 191 с. - ISBN 978-5-8291-1209-7. - Текст: непосредственный.

6. Грицай, С.П. История возникновения гештальт-терапии / С.П. Грицай. - Текст: электронный. - URL: https://www.b17.ru/article/326787/?ysclid=lnwupft6aa461691252 (дата обращения: 09.10.2023).

7. Польстер, И., Польстер, М. Интегрированная гештальт-терапия контуры теории и практики / И. Польстер, М. Поль-стер. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996. - 325 с. - ISBN 5-86375-018-9. - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?