Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается один из основных методов, который используется на уроках английского языка – игра. Игра – это хороший материал для введения, закрепления и дальнейшей типизации действий учеников с обучающим материалом

Ключевые слова:
игра, лексические упражнения, грамматические упражнения, младший школьник, мотивация, иностранный язык
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Для этого можно использовать один из наиболее достигающих целей методов на начальном этапе обучения – игру. Игра – это один из методов, который используется на уроках английского языка, во время которого дети очень активны, эмоциональны, хорошо запоминают, у них формируются навыки устной речи. Игра – это хороший материал для введения, закрепления и дальнейшей типизации действий учеников с обучающим материалом.

Игра – это не только развлечение, но и один из способов передачи знаний. Игра – как способ обогащения учеников новыми знаниями, умениями и навыками. Игра используется с целью обучения.

Пассов И.Е. рассматривает игру как деятельность, мотивированность, отсутствие к принуждению, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей. Игра – средство, которое помогает учителю превратить процесс обучения в увлекательное занятие [4, с. 38].

Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:

  •  снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  •  обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
  •  тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

В процессе обучения игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • обучающая функция. Игра помогает развивать память, внимание и воспринимать информацию;
  • воспитательная функция. Во время игры происходит воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на уроке;
  • коммуникативная функция. В ходе игры создается атмосфера иноязычного общения. Так же происходит установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, которые строятся на взаимодействии на иностранном языке;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения. Такое напряжение может быть вызвано нагрузкой на нервную систему при интенсивном изучении иностранного языка;
  • развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы сделать предмет интересным и любимым. А материал, который предлагается обучающемуся, должен быть доступен по трудности [3, с. 64].

В школе, с активным развитием когнитивных способностей, дети начинают постепенно осмысливать то, что они успели почерпнуть в процессе игры, к устным формам общения добавляются чтение и письмо, информация поступает не только через слуховые каналы и наглядные зрительные образы, но и через абстрактный письменный код, систематизируется в схемах, таблицах. Мозг ребенка перестраивается на новую ступень познания и начинают формироваться и развиваться первые, самые простейшие способности к анализу и синтезу всей получаемой информации.

Обучающиеся младшего школьного возраста легко вовлекаются в игровую деятельность, так как для этого возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы [1]. Они самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Игровая обстановка меняет позицию преподавателя. Преподаватель занимает роль организатора, помощника и соучастника общего действия.

Игровая деятельность включает в себя упражнения, которые формируют умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения. Он помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку [1].

Помимо просто игр и игрового общения с обучающимися на английском языке, необходимо добавлять специальные учебные игры. Эти игры должны быть направленны на коррекцию полученного ранее опыта, управляемое запоминание и развитие языковых навыков и в первую очередь, грамматических. Такие игры могут быть и подвижными, и настольными. Их цель – заложить прочный фундамент владения основами языка, выстраивание прочного языкового скелета.

Учебные лексико-грамматические игры для младших школьников строятся по принципу обыгрывания самых основных грамматических конструкций, используемых в речи.

При этом грамматические конструкции обыгрываются через многократное проговаривание в ходе игрового процесса. Отличие грамматических игр от обычных упражнений и задач состоит в том, что в центре внимания ребенка – игровой процесс. Цель использования языка не ради языка, а ради участия и победы. Рассмотрим некоторые игры:

  • игра «Grammar detective», смысл которой заключается в том, чтобы научиться анализировать грамматику: находить правила и уметь их объяснять. К примеру, тема урока «Articles». Записываются на доске или раздаются карточки с текстом или отдельные предложения. Обучающиеся находят существительное и объясняют, почему перед ним должен стоять артикль «a», «an» или «the».

Подобное задание подходит и для отработки степеней сравнения прилагательных: «small-smaller-the smallest», «famous – more famous – the most famous», включая исключения: «good – better – the best»;

  • игра «Room buttle». Два игрока рисуют план комнаты. Мебель и ее количество оговариваются заранее. Участники должны отгадать ее расположение задавая соответствующие вопросы.

Например, «Are there a table and chairs in the middle of the room?», «Is a wardrobe in the right lower corner?» Второй игрок должен ответить: «Yes, there is / No, there are not». Побеждает тот, кто быстрее своего оппонента заполнит комнату соответствующими предметами мебели. Задание рассчитано на отработку структур «there is/there are»;

  • игра «Grammar constructions» – рассчитана на отработку грамматических конструкций «there is / there are» или «have / has» в вопросительных предложениях, а также на повторение лексического материала.

Участники разбиваются на пары. Каждый пишет себе в тетрадь или на листочек по 5 слов из актуальной темы. Далее ученики по очереди задают друг другу наводящие вопросы, стараясь угадать слова, записанные оппонентом.

Игры могут использоваться при введении и закреплении лексики, моделей иностранного языка, для формирования умений и навыков устной речи. Именно игровая деятельность создает условия для естественного общения детей.

Изучение слов на любом иностранном языке – процесс сложный и зачастую скучный. На помощь преподавателю приходят лексические игры как важный инструмент отработки пройденных слов.

Согласно Е. В. Бычковской и А. Л. Гончаренко «лексические игры способствуют наиболее быстрому и продуктивному запоминанию большого числа новой лексики» [2, с. 52].

Цель таких занятий – помочь обучающимся усвоить иностранную лексику без «зазубривания», а также научиться применять её правильно без нудного повторения.

Лексические игры нужны для:

  • усвоения материала и расширения словарного запаса;
  • повторения и закрепления лексики на английском языке;
  • активизации учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности (для стимулирования и мотивации детей, особенно дошкольного и младшего школьного возрастов);
  • снятия языкового, психологического барьера и страха говорить на английском языке;
  • тренировки нахождения обучающихся в так называемой естественной среде носителя языка;
  • снятия усталости и напряжения у учеников в классе.

К лексическим играм можно отнести такие игры как:

  • игра «I can’t see». Целью этой игры является развитие памяти и внимания. Подходит для начального этапа говорения на иностранном языке. Преподаватель выставляет предметы, например, фигурки зверей, перед учениками на стол. Далее детки закрывают глаза, а одна из игрушек «убегает». Ученики должны ответить, какая из зверюшек спрятана: I can’t see a …;
  • игра «Do you have a…». Цель – повторение слов по пройденной теме. Ребёнок берёт у учителя некий предмет, в зависимости от изучаемого материла, и прячет его за спиной. Например, какой-нибудь канцелярский предмет, также это может быть картинка. Дети спрашивают: Do you have a … (и называют предмет, mouse, red pencil (этот же способ помогает в изучении и цветов), scarf, chair, etc). Таким же образом можно отрабатывать и вопрос Is it a …;
  • игра «Lexical Chair». Это подвижное занятие направлено на закрепление словарного запаса. Также помогает развитию памяти, внимания и слухового восприятия английских слов. По кругу ставятся стулья; по количеству на один меньше, чем будет участников. Учитель называет слова по теме, например, Fruits. Как только дети слышат слово из другой темы (также ранее изученной), они садятся на стулья. Тот, кто не успел сесть, выбывает из игры и забирает с собой один стул.

Таким образом, во время игры обучающиеся не только вовлекаются в активную деятельность, но и включаются в совместную деятельность. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений. Также можно активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое.

Список литературы

1. Бочарова, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / Л. Н. Бочарова // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - С. 50-55.

2. Бычковская, Е.В., Гончаренко, А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 1. - С. 51-33.

3. Курбатова, М.Ю. Игровые приемы обучения грамма тике английского языка на начальном этапе // ИЯШ - 2006. - №3. - С.64-66.

4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - М., 1991. 223 с.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Войти или Создать
* Забыли пароль?