Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено понятие гражданской российской идентичности, подчеркнуто значение формирования российской идентичности у студенческой молодежи. Перечислены задачи развития гражданской идентичности, стоящие перед образовательной системой, и инструменты их реализации. Приведены результаты оценки уровня сформированности российской идентичности у студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет» в разрезе элементов модели структуры гражданской идентичности

Ключевые слова:
идентичность, гражданская идентичность, российская идентичность, модель структу-ры гражданской идентичности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Идентичность с латинского переводится как «одинаковость», «тождественность». Это свойство психики человека выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам или иным общностям.

Исследование идентичности предполагает выделение ее разновидностей. Осознаваемое индивидом сходство со многими социальными объектами, тождественность его личности по тем или иным социальным качествам многим другим людям и социальным группам составляет множество социальных идентичностей, которыми он обладает для нормального функционирования в обществе. По содержанию можно выделить следующие ее разновидности: статусная, ролевая, профессиональная, корпоративная, политическая, культурная, этническая, историческая, национальная, гражданская, патриотическая, территориальная, религиозная и др. [1].

В период актуализации формирования именно гражданской идентичности на современном этапе, которая обусловлена необходимостью укрепления государственного единства и целостности страны при сохранении этнокультурного многообразия в ситуации угрозы утраты молодым поколением чувства гордости за прошлое и ответственности за будущее России, становится важным остановиться на рассмотрении процесса ее формирования.

Гражданская идентичность – это концепция, которая определяет, какие чувства и привязанности испытывает гражданин к своей стране, культуре и политической системе. Это чувство принадлежности к нации и уважение к её истории, обычаям и законам. По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включенность человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином [2].

Гражданскую идентичность еще называют национальной, т.к. она предполагает самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) сообществом. Как видим, по содержательному наполнению массовых представлений индивидов в России гражданская идентичность является государственной, российской [3].

Подтверждением того, что российская и гражданская идентичность сегодня отождествляются, является закрепление в Указе Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» данного положения. Так, в ст. 4.2 указано, что общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) – это осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества [4].

Следовательно, вопрос формирования и развития российской идентичности и ее гражданской составляющей в настоящее время является актуальным.

Рассматривая ступени продвижения индивида к желаемой идентичности по степени ее обретения: наипростейшая идентичность, формирующаяся идентичность, достигнутая идентичность, – необходимо заострить внимание на процессе формирования, т.к. в случае студенческой молодежи считаем, что активный процесс социализации происходит именно в период обучения молодежи в средних и высших учебных заведениях.

Формирующаяся идентичность – это процесс социализации по освоению индивидом социальных норм и культурных ценностей, обладание которыми необходимо носителю желаемой идентичности [1].

Согласимся с мнением о том, что формирование идентичности предполагает влияние внешних факторов, наличие внешнего управления, в том числе специального организованного – педагогического [5]. Данный факт указывает на необходимость участия образовательных систем в формировании российской идентичности. Кроме того, в настоящее время четко обозначена миссия системы образования – «формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности» [6]. Сегодня представление об образовании складывается именно как о ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

В частности, высшая школа в рамках учебного и воспитательного процессов может определить следующие задачи формирования российской идентичности у обучающихся:

- духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание: формирование приоритетных ценностей гражданственности, лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности (путем проведения кураторских часов, патриотических встреч, вовлечения в научную работу по теме гражданственности и участия в вузовских и городских мероприятиях);

- политико-правовое воспитание: осведомленность и ориентация в Конституции Российской Федерации (вовлечение участия молодежи в конкурсах и мероприятиях на знание конституционных основ; рассмотрение конституционных прав на дисциплинах «Правоведение», «Политология»; демонстрация видеоматериалов по теме истории Конституции и ее структуре); 

- патриотическое воспитание: организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре, внимания к духовной культуре своего народа, уважения к его самобытности (через преподавание в ВУЗах образовательного модуля «Основы российской государственности», дисциплины «Культурология», «История религий России» и пр.).

Для выявления уровня сформированности российской идентичности у студенческой молодежи и определения степени понимания и отношения к данному понятию, в ходе преподавания дисциплины «Основы российской государственности» в ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет» было предложено обучающимся 1 курса порассуждать в письменной форме на тему российской идентичности. В ходе анализа представленных размышлений за основу оценки суждений были взяты элементы модели структуры гражданской идентичности личности, предложенные Логиновой А.А., Байбородовой Л.В. и др., которые представлялось возможность оценить [6].

Были сделаны следующие выводы:

- когнитивный компонент, который образует базовые знания (о понятиях «гражданин», «гражданская идентичность», «гражданская общность»), является недостаточно сформированным. Вызвало затруднение примерно у пятой части студентов дать определение понятию «идентичность» и сопоставить его с «государственной» составляющей. Понимая, что именно когнитивный компонент является базой для развития мотивов действий и поступков, содержание которых составляют отношения, адекватные явлению гражданской идентичности, был сделан вывод о необходимости более тщательной теоретической проработки со студентами данных категорий;

- ценностный компонент (отношение к Родине, Отечеству, к человеку как гражданину; уважения к истории Отечества, к своей и иной культуре, к другим народам) развит и является положительным у большинства опрошенных студентов. Содержание ценностного отношения гражданской идентичности как личностного образования формируют такие ценности, как «толерантность», «великодушие», «ответственность», «долг», «справедливость», «преданность», следовательно, необходимо применять инструменты моделирования данного компонента путем привлечения студентов к мероприятиям патриотической направленности;

- эмоционально-оценочный компонент гражданской идентичности личности, который отражает рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения, был выражен слабо. Большинство студентов не могут или не изъявили желание выразить личное отношение к явлению «российская идентичность», сформулировав только теоретические общие безотносительные моменты. Причинами могут быть пробелы знаний в области современной внешней и внутренней политики России, исторического и культурного наследия.

Деятельностный, практический компонент оценить не представлялось возможным, потому как он предполагает оценку гражданской активности индивида. Исключение составляют те обучающиеся, которые активно участвуют в общественной жизни университета и изъявляют желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности.

Таким образом, делаем вывод о незавершенном процессе формирования российской гражданской идентичности у современной студенческой молодежи. Единая модель сформированности гражданской идентичности у российской молодежи находится на стадии наполнения. Задача высшей школы – вызвать потребность у обучающихся понять собственную гражданскую идентичность, привлечь к деятельностному участию в общественных процессах университета в области патриотического воспитания, заинтересовать в изучении социокультурных и политических реальностей с целью решения проблемы формирования, поддержания и развития российской идентичности студентов.

Список литературы

1. Ковалева, А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации / А.И. Ковалева. - Текст: электронный // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ raznovid nosti-sotsialnoy-identichnosti-podhody-k-klassifi katsii (дата обращения: 04.11.2023).

2. Заварзина, М. А. Понятие гражданской идентичности / М.А. Заварзина. - Текст: электронный. - URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki /library/2016/06/27/ponyatie-grazhdanskoy-identi chnosti-grazhdanskaya (дата обращения: 02.11.2023).

3. Теоретические основы изучения гражданской идентичности. - Текст: электронный. - URL: http://www.apap.kg/ uploads/Kyrgyz%20zharany/5 (дата обращения: 04.11.2023).

4. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 05.11.2023).

5. Хайбулаев, М. Х. Механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи / М.Х. Хайбулаев [и др.]. - Текст: электронный // Кронос. - 2022. - №11 (73). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-rossiyskoy-identichnosti-studen cheskoy-molodezhi (дата обращения: 04.11.2023).

6. Ефименко, В. М. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» / В.М. Ефименко. - Текст: электронный. - URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv _zhurnala/2013/11/pedagogika/efimenko.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

7. Чужданова, Е. Гражданская идентичность / Е. Чужданова. - Текст: электронный. - URL: https://znanierussia.ru/articles/ (дата обращения: 04.11.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?