АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыто понятие социального предпринимательства, обобщены критерии, позволяющие отнести субъект хозяйствования к социальному предпринимателю, проведен анализ развития социального предпринимательства в Иркутской области

Ключевые слова:
социальное предпринимательство, субъекты среднего и малого предпринимательства, модели социального предпринимательства, Иркутская область
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных рыночных условиях все больше субъектов предпринимательства в России стремятся создавать не только прибыльный бизнес, но и способствовать решению социальных проблем.

Понятие социального предпринимательства появилось в законодательстве РФ сравнительно недавно – в 2019 г., когда в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] было закреплено понятие «социальное предпринимательство». В соответствии с пп. 7 и 8 статьи 3 закона социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, которая направлена на достижение общественно полезных целей и которая способствует решению социальных проблем граждан и общества и осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 закона. К социальному предприятию закон относит субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в сфере социального предпринимательства и соответствующего следующим критериям:

- компания трудоустраивает людей с инвалидностью; одиноких и многодетных родителей, которые воспитывают несовершеннолетних детей; пенсионеров, выпускников детских домов, бывших осуждённых, беженцев или малоимущих граждан. Доля таких сотрудников в компании должна составлять не менее 50%, а расходы на оплату их труда – более 25%;

- компания реализует товары или услуги, которые производят эти категории граждан. Доля доходов от продажи таких товаров в общей выручке компании должна быть не менее 50%;

- компания производит товары или услуги, которые ориентированы на те же категории граждан. Доля доходов от этого вида деятельности в общей выручке компании должна быть не менее 50%;

- компания решает социальные проблемы общества и работает на достижение общественно полезных целей. К такой деятельности относится, например, обучение детей-сирот или создание экологичной продукции. Доля доходов от этого вида деятельности в общей выручке компании должна быть не менее 50%.

Развитие социального предпринимательства позволяет решить целый ряд проблем:

- становление конкурентоспособных отношений на рынке, способствующих удовлетворению социальных нужд;

- расширение ассортимента продукции, работ, услуг и улучшение их качества;

- создание дополнительных рабочих мест и сокращение за счет этого уровня безработицы;

- активизация НТП;

- возможность привлечения к работе та-ких категорий населения, как пенсионеры, инвалиды, студенты и т.п.

Таким образом, именно решение трудностей, имеющих общественное значение, является причиной возникновения социального предпринимательства.

 В социальном предпринимательстве, исходя из целей, стоящих перед предпринимателем, решающим социальные проблемы, выделяют следующие модели [2]:

Модель «Доступ к рынку» – социальный предприниматель является посредником, обеспечивая доступ мелким производителям к рынку, предоставляя не только площадку для обмена информацией, но и приобретая товары от производителя либо для перепродажи, либо в качестве сырья с целью последующего производства продукции.

Модель «Трудоустройство», когда предприниматель помогает трудоустроиться своим клиентам, оказывает им услуги по переобучению и профессиональной подготовке. Клиентами могут быть инвалиды по слуху или зрению, выпускники детских домов, бывшие заключенные, лица, проходящие реабилитацию от алкогольной или наркозависимости, которые как правило имеют проблемы с трудоустройством. Таким образом, люди получают не только рабочее место, но и возможность социализироваться, улучшить свое экономическое положение, интегрироваться в общество.

Модель «Субсидирование услуг», суть которого в том, что предприниматель безвозмездно оказывает социальную поддержку определенной категории людей. Прибыль он получает, реализуя товары и услуги обычным клиентам. С полученного дохода предприниматель и финансирует социальные программы.

Модель «Доступ к товару или услуге» – предприниматель предлагает бесплатно или по доступной цене продукцию или услуги определенной категории людей, для которых они были недоступны. Иногда такой продукции или услуги в принципе не существовало, т.е. предприниматель заполняют пустующую нишу. Модель становится возможной за счет нерыночных источников получения ресурсов, например, использования труда волонтеров. Частично источником дохода являются сами покупатели.

Модель «Товары/услуги по доступной цене или бесплатно за счёт третьей стороны», когда предприниматель продаёт продукцию или услуги социально-уязвимой категории по доступной цене или отдаёт бесплатно, делая это за счёт третьей стороны. Третьей стороной может быть государство, бизнес, частные лица, либо другие состоятельные клиенты, которые оплачивают полную стоимость услуги.

Модель «Развитие территории вокруг продукта» охватывает вовлечение местных жителей в производство продукта, меняющего саму территорию вокруг его производства. Также она решает проблему трудоустройства. Необходима какая-то продукция (услуга), вокруг которой можно развить бизнес-деятельность, развить регион производства и попутно решить целый ряд социальных проблем.

Модель «Платформа» подразумевает создание онлайн или офлайн площадки, которая является посредником между мелким производителем и клиентом, чтобы продавать и продвигать продукцию.

Модель «Использование и переработка отходов», в рамках которой предприниматель использует «бросовые ресурсы»: собирает старые вещи у населения и даёт им «вторую жизнь» через переработку отходов и продажу товаров из вторсырья.

В России социальное предпринимательство является новым направлением государственной поддержки бизнеса. Если на ранних этапах своего развития в нашей стране статус «социальный предприниматель» имел лишь неформальное обозначение, то в 2023 году – стал вполне официальным статусом, поскольку был создан реестр социальных предпринимателей, причем количество организаций, получивших данный статус, с каждым годом увеличивается. Так, за 8 месяцев 2023 г. число предпринимателей в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр МСП), имеющих пометку о социальном характере своего бизнеса, увеличилось на 27%. По состоянию на 10 сентября оно составило 10173. Из них 70% – индивидуальные предприниматели, остальные 30% – юридические лица [3].

Иркутская область не является исключением.

Социальное предпринимательство в Иркутской области регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- Приказом от 29 ноября 2019 года № 773 «Об утверждении порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия»;

- Постановлением Правительства Иркутской области от 9 ноября 2021 года № 830-пп «О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей».

Сегодня в Иркутской области для социальных предпринимателей есть несколько видов поддержки – имущественная, консультационная, менторская, финансовая.

Имущественная поддержка заключается в передаче в аренду муниципального имущества на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства.

Консультационная помощь оказывается Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области, а также центром «Мой бизнес».

Менторская поддержка состоит в оказа-нии содействия в развитии бизнеса и сопровождении социальных предпринимателей органами исполнительной власти Иркутской области; общественными организациями; предпринимателями Иркутской области.

В рамках финансовой помощи преду-смотрено получение грантов в виде субсидий до 500 тыс. рублей от Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области и предоставление микрозаймов от Фонда микрокредитования Иркутской области. Осуществляется помощь при условии софинансирования, собственных вложений в проект.

При поддержке Правительства Иркутской области в регионе постоянно проводятся различные мероприятия, способствующие развитию социального предпринимательства. 

Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области в 2023 году запущен проект «Социальное предназначение», направленный на развитие и популяризацию социального предпринимательства, объявлен Конкурс инициативных проектов жителей Иркутской области, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области. В течение ряда лет с целью обмена опытом и популяризации проводятся форумы социального предпринимательства.

Для создания и реализации своих проектов социальные предприниматели могут получить финансовую помощь от различных фондов:

- «Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» – фонд, системно развивающий социальное предпринимательство в России и вошедший в Глобальную сеть инвесторов, который оказывает поддержку на всех этапах создания и развития бизнеса;

- «Фонд поддержки социальных проек-тов» – оказывает поддержку социальных проектов от идеи до масштабирования;

- «Фонд Тимченко» – деятельность фонда направлена на социокультурное развитие российских регионов, решение проблем социального сиротства, развитие непрофессионального детского спорта и поддержку старшего поколения;

- Фонд «Навстречу переменам» – занимается развитием инструментов и инфраструктуры социальных финансов в России;

- «Президентский фонд культурных инициатив» – проводит конкурс на предоставление грантов Президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

Если по результатам рейтинга субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2021 г. Иркутская область относилась к регионам, делающим первые шаги к успеху, и занимала 53 место [4], то уже в 2022 году регион переместился на 24 место в группу «Регионы со средним уровнем» [5].

Сегодня в реестре социальных предпринимателей Иркутской области состоит 91 организация.

Министерство оказывает социальным предпринимателям финансовую поддержку в виде гранта на развитие бизнеса: в 2021 году поддержку получили 13 предпринимателей, в 2022 году – 21 предприниматель [6].

В таблице 1 представим классификацию некоторых социальных предпринимателей с точки зрения реализуемых ими моделей социального предпринимательства. В таблице представлены только те компании и частные лица, о которых имеется информация в открытых источниках и которые в разные годы принимали участие в конкурсе социальных проектов на получение грантов.

 

Таблица 1

Классификация социальных предпринимателей Иркутской области по моделям социального предпринимательства

Название организации

Реализуемая

модель

Магазин товаров ручной работы «Квартирка Иа» (продажа работ ремесленников).

Модель

«Доступ к рынку»

1. Ангарская городская общественная организация трудовой реабилитации инвалидов (ИП Крюков С.М.)

2. ИП Гудкова Н.В. (социально-бытовая реабилитация бездомных и других групп людей, попавших в трудную жизненную ситуацию). 

3. Фонд развития социальной сферы «Содействие».

4. АНО «Знание плюс» проект «Хочу все знать» (адаптация и социализации детей мигрантов).

Модель

«Трудоустройство»

1. ИП Шувалов И.Н. – Детский развивающий центр «Жар-птица».

2. ИП глава КФХ Пальчик А.П. – «Рыжиковое масло».

3. ИП ГКФХ Топтун Я.М. (козоводство).

4. Конный клуб «Фаворит».

5. ООО «Берестянин» (берестяные массажные стельки разных видов).

6. Центр подготовки собак-помощников.

7. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Василёк» (создание условия для совместного воспитания детей-инвалидов и нормально развивающихся детей).

8. Иркутский общественный благотворительный «Фонд Тихомировых» (реабилитация детей-инвалидов с помощью верховой езды).

9. АНО «Центр социальной адаптации «Гнездо».

10. ИП Гончаров Н.С. – Школа танцев «Топ Хоп».

11. Креативная лаборатория «5’S HOUSE».

12. ООО «Салют Орто Технологии» (поддержка и реабилитация людей с ОВЗ).

Модель

«Доступ к товару или услуге»

1. ООО «Восточно-сибирский центр энергосбережения».

2. ООО «ПРОАРТ» компания по художественной росписи интерьеров и фасадов PROART.

3. ИП Строкова Ю.А. – проект «Культурный код школьника».

4. ИП Гидаспов Ф.С. волейбольная школа «Старволлей».

5. Благотворительный фонд развития и поддержки гражданских инициатив «Губерния».

Модель

«Товары/услуги по доступной цене или бесплатно за счёт третьей

стороны»

1. АНО Эколого-туристический «Байкальский проект».

2. Фонд «Иркутский ботанический сад».

Модель

«Развитие

территории вокруг продукта»

1. ИП Первенецкая С.Е. Благотворительный магазин «Вторник».

2. ИП Амосова О.Н. – Благотворительный магазин «Кладовка».

3. Экологический корабль «Трофим Яскин».

Модель

«Использование и переработка

отходов»

 

 

Как видно из таблицы, в Иркутской области деятельность социальных предпринимателей в основном направлена на доступ к товару или услуге, в которых нуждаются определенные категории населения, например, такие как лица с ОВЗ.

Резюмируя результаты исследования, можно сформулировать основные направления, способствующие развитию социального предпринимательства в Иркутской области:

- поддержка социального предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности;

- развитие эффективной государственной инфраструктуры, позволяющей создавать условия для регулирования процесса развития социального предпринимательства, мониторинга и учета социальных предпринимателей, оказания им всех видов помощи, а также разработки программ развития данной сферы;

- формирование у предпринимателей стимулов к развитию социального бизнеса; демонстрация лучших примеров реализуемых программ социального предпринимательства с целью его популяризации в различных общественных средах;

- создание единой платформы социальных услуг.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 28 июня 2022 года: [принят Государственной думой 06 июля 2007 года: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года]. - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 27.10.2023).

2. Социальная бизнес-модель. - Текст: электронный. - URL: https://www.kom-dir.ru/article/3916-sotsialnaya-biznes-model (дата обращения: 29.10.2023).

3. Число социальных предпринимателей в России впервые превысило 10 000 человек. Текст: электронный // Регионы России. - 2023. - 18.09.2023. - URL: https://www.gosrf.ru/partnersnews/chislo-soczialnyh-predprinimatelej-v-rossii-vpervye-prevysilo-10-000-chelovek/ (дата обращения: 27.10.2023).

4. Результаты расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2021 г. - Текст: электронный. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/cde420f5bbbbb5a9ebead73d866e8b0e/reyting_za_2021.pdf (дата обращения: 30.10.2023).

5. Результаты расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2022 г. - Текст: элек-тронный. - URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/rejting-subekov-rf-2022-g.pdf (дата обращения: 30.10.2023).

6. Навигатор мер поддержки социального предпринимательства. - Текст: электронный // Портал малого и среднего предпринимательства «Деловой Ангарск». - 11.01.2023 (дата обращения: 31.10.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?