Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются различные подходы к проблеме самореализации личности и предлагается её синергетическая модель

Ключевые слова:
самореализация личности, синергетика, синергетическая модель самореализации личности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современный мир создаёт такую ситуацию для потенциально стремящейся к самореализации личности, которая требует более тщательного анализа природы потребности личности в самореализации, а также сущности, условий и форм самореализации.

Важно уточнить, что именно понимается под самореализацией личности. В марксисткой литературе эта тема получила интерпретацию как «самоосуществление» личности, возможной только в условиях свободного развития и проявления «человеческой природы». «Собственное осуществление» для личности выступает как «внутренняя необходимость, как нужда» [1, с. 142].

 При этом утверждается необходимость всестороннего и свободного развития человека. Только являясь всесторонне развитым, человек способен полностью проявить свои «сущностные силы», свой творческий потенциал, и тем самым реализовать себя. В марксистской философии необходимым условием самоосуществления человека является возможность свободного проявления его «истинной индивидуальности».

Недостаточно «свободно развить», надо ещё иметь возможность свободно проявить то, что было развито. Только в этом случае можно говорить о полноценной самореализации личности. В. И. Ленин утверждал, что человеческой природе присуще стремление «реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» [2, с. 194]. То есть, самореализация личности – это не просто развитие себя как самоцель, это означает необходимость оставить что-то, созданное именно тобой, в конечном счёте, это преобразование мира в соответствии со своей сущностью.

Но, в основном, тема самореализации личности в марксизме не стала предметом глубокого изучения, оставшись, по своему содержанию, достаточно туманной. Как правило, трактовка этой темы носит характер абстрактного идеала, далёкого как от социальной реальности, в которой жили создатели марксизма и их последователи, так и от жизни подавляющего большинства людей, живущих в современную эпоху.

Идея самореализации личности как максимально полного раскрытия её творческого потенциала присутствует и в западной философии и психологии. Наибольшее внимание этой теме уделяли представители гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс.

Пожалуй, именно А. Маслоу, создатель иерархической пирамиды потребностей, подходит к проблеме самореализации личности без чрезмерной идеализации её творческой сущности. Он утверждает, что «путь к осуществлению потенциальных возможностей человека – к его самореализации – открывается лишь после удовлетворения его насущных (физиологических, социальных и т.п.) потребностей. Только их удовлетворение постепенно превращает индивида в «творческую личность… Он достигает таким образом, стадии самореализации». Маслоу утверждает, что это «идеальный путь, который может пройти лишь бесконечно малая часть индивидуумов. Можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне защищённости и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию». [3, с. 91]

Ещё один представитель гуманистической психологии, американский психолог К. Роджерс своё понимание «истинного характера» человеческой жизни, ведущего к самореализации, связывает с понятиями самоактуализации и «истинной природы человека». К. Роджерс в своих работах утверждает, что человеческая природа «всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека» [4, с. 7].

Но что это – «человеческая природа» и что это – «сущностные силы» человека? Как эти понятия связаны с понятием «всесторонне развитая личность»? И насколько этими понятиями объясняется феномен потребности личности в самореализации? И если «истинная природа человека», как это представлено в немногих, но ключевых в этой теме концепциях, существует, то насколько она представлена в конкретных личностях, и, соответственно, в формах их самореализации?

Всестороннее развитие личности – цель ради цели? Чтобы недолгую, в принципе, жизнь человека, наслаждаться «свободным творческим трудом»? Но ведь, например, то же решение экологических проблем связано и с тяжёлым, иногда совершенно нетворческим, трудом, и с необходимостью ограничить «свободную игру творческих сил» человека. Самое вдохновляющее заключается в том, что некоторые конкретные индивиды способны на многие трудности, лишения и жертвы, и способны чувствовать при этом, что их жизнь состоялась.

Понимание сущности человеческой природы как исключительно творческого существа, а его самореализации, как всестороннего развития, или реализации творческого потенциала, есть некая идеализация, или, в лучшем случае, есть одна из возможных форм самореализации (именно об этом пишет А. Маслоу в своей теории иерархии потребностей). Возможно, всё это присутствует в природе человека, но его многообразную природу нельзя свести только к творческому развитию.

Реальные человеческие судьбы на протяжении известной истории человечества демонстрируют такое разнообразие проявлений жизненных смыслов и деятельности конкретных личностей, которое делает крайне затруднительным возможность подвести их под любую из существующих теорий человеческой природы. Поэтому логично говорить не о реализации конкретным индивидом некой, пока так и не прояснённой, «природы человека», а о реализации им своей конкретной личности.  

В связи с этим, мною предложена синергетическая концепция самореализации личности [5, с. 35-37]. Конспективно, суть её может быть изложена в следующих положениях.

С момента появления в этом мире конкретный индивид сталкивается с множеством разнообразных факторов, которые, в конце концов, формируют его как конкретную личность. Любой из этих факторов, или их комбинация, может выступить в роли аттрактора. Этот термин в синергетике понимается как ядро формирования будущей структуры (в данном случае – личности).

Сущность конкретной личности репрезентируется в её мировоззрении (картине мира), которая содержит в себе представление о себе, мире и своём месте в мире. Под понятием «мир» следует понимать не Вселенную в целом, а ту конкретную природную, а главное, социальную, среду в которой данная личность формируется. Среда формирования ребёнка рабочего и владельца большого состояния, крестьянина и дворянина, коренного жителя арктической зоны и тропиков сильно отличаются. Соответственно, в формировании картины мира у представителей этих и множества других сообществ, будут формироваться разные ключевые элементы.

Но именно эти ключевые элементы: представления о ценностях (личных или групповых, или общекультурных), традициях, образе жизни, смысле жизни и многие другие, будут формировать аттракторы (в данном случае, смысловые ядра деятельности конкретного индивида), которые в случае их реализации, их объективирования, воплощения в реальный мир, дадут ощущение самореализации данной конкретной личности. «Ай да Пушкин…!» – кричит, согласно легенде, с восторгом А. С. Пушкин, перечитывая свою трагедию «Борис Годунов». Такой восторг известен каждому, кто сделал что-то, что кажется особенно важным, с точки зрения его картины мира.

Но при таком понимании анализируемой проблемы, когда речь идёт не о самореализации абстрактной «человеческой природы», до сих пор недостаточно прояснённой, а о самореализации конкретной личности, которая может иметь как позитивную, так и негативную сущность, сформированную соответствующими социокультурными, а иногда и генетическими, факторами, неизбежно и усложнение самого понятия самореализации.

Подобно тому, как Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» на многих страницах вводит понятия «негативной» свободы, свободы «от», ведущей к произволу и слепому подчинению, и свободы «позитивной», свободы «для», свободы для реализации позитивных целей [6, с. 140] следует различать «позитивную» и «негативную» самореализацию сформированной сущности данной конкретной личности.

Список литературы

1. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Издательство политической литературы, 1974. 512 с. - Текст: непосредственный.

2. Ленин, В. И. Философские тетради. Полное собрание сочинений: 5-е изд. Т. 29 / В. И. Ленин. - М.: Издательство политической литературы, 1969. 782 с. - Текст: непосредственный.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. 425 с. - Текст: непосредственный.

4. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс; предисл. Исенина Е. И.; пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1994. 235 с. - Текст: непосредственный.

5. Чечет, Б. Ф. Синергетические подходы к проблеме самореализации ин-дивида / Б. Ф. Чечет. - Текст: непосред-ственный // Материалы научной конферен-ции «Современное общество» - Омск: ОмГУ, 1999. - С. 244.

6. Фромм, Э. Бегство от свободы. / Э. Фромм; пер. с англ. - М.: АСТ, 2018. 288 с. - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?