ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы подготовки студентов второго курса технического вуза в беге на короткие дистанции. Было выявлено, что как в подготовительном, так и соревновательном периодах можно успешно применять скоростно-силовые способности при различных формах и методах обучения

Ключевые слова:
физическая подготовленность, специальная работоспособность, физические упражнения, формы и методы обучения, бег на короткие дистанции
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В ходе практической подготовки студентов Ангарского государственного технического университета, занимающихся в группе спортивного совершенствования по легкой атлетике в беге на короткие дистанции, было выявлено, что как в подготовительном, так и в соревновательном периодах можно успешно использовать скоростно-силовые способности. Использование различных методик для развития скоростно-силовых качеств способствует повышению эффективности тренировочных занятий студентов.

В своей работе мы использовали многофакторное явление, включающее цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и организационно-педагогический процесс для подготовки студентов с наивысшими результатами в беге на короткие дистанции.

В процессе организационной подготовки решали общие и частные задачи улучшения физических качеств и повышения функциональных возможностей у студентов, занимающихся бегом.

В ходе эксперимента была поставлена следующая цель.

Повышение эффективности спортивных результатов студентов, занимающихся в группе спортивного совершенствования – как важнейшая составная часть системы подготовки, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании разработанных контрольных нормативов и физических упражнений с целью достижения физического совершенства и улучшения результатов [1].

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– изучение исходного уровня скоростных качеств студентов в группе спортивного совершенствования в процессе круглогодичной тренировки;

– оценка и апробация эффективности результатов студентов, занимающихся бегом на короткие дистанции, путем применения разработанных контрольных нормативов и повышения тренировочных и соревновательных нагрузок, соблюдая оптимальное соотношение их объема и интенсивности.

В организации педагогического эксперимента под наблюдением находилось 13 студентов, обучающихся на втором курсе АнГТУ, которые посещали учебные занятия и дополнительно 3 раза в неделю занимались по 1,5 часа в группе спортивного совершенствования, специализирующейся в беге на короткие дистанции. Стаж занятий по данной специализации у студентов, входящих в экспериментальную группу, составляет 1 год.

С целью проверки и оценки уровня скоростной подготовленности была использована общая тренировка. Для оценки уровня развития физических качеств на быстроту и функциональных возможностей систем организма студентов применялись различные физические упражнения на мышечную деятельность.

Также в программу занятий 1 раз в неделю входила специальная тренировка, которая являлась результатом совершенствования занимающихся мышечной деятельностью и комплексом упражнений, проявления максимальных возможностей и достижения легкоатлетических результатов в соревновательной деятельности.

Для повышения эффективности спортивных результатов студентам была дана основа целевой направленности, часть средств и методов по совершенствованию развития физических качеств на быстроту, а также мышечную нагрузку. Для этого была увеличена дозировка физических упражнений и нагрузок на оптимальность занятий, а также отдыха во время данного упражнения [2].

Также мы контролировали и оценивали физическую нагрузку студентов, получаемую во время занятий, соотношение общей и специальной подготовленности занимающихся, индивидуальную особенность, уровень спортивного мастерства. В дальнейших занятиях по мере роста мастерства студента, нагрузка увеличивалась в сторону специальной и общей физической подготовки, куда входил бег на 400 – 600 метров, а также упражнения на общую выносливость. Колебания в соотношении и направлениях общей и специальной подготовки незначительно варьировались, и от того, насколько преподаватель сумел спланировать дозированную физическую нагрузку, и зависели уровень и темпы роста результатов каждого из студентов.

Для оценки скоростной подготовленности студентов были использованы 3 контрольных теста: прыжки в длину с места; тройной прыжок с места; прыжки через гимнастическую палку высотой 60 см за 15 секунд.

Контрольные нормативы студентами сдавались в начале и в конце учебного года. Для контроля выполнения поставленных целей и задач был составлен годовой план занятий, таблица 1.

 

Таблица 1

Годовой рабочий план занятий по легкой атлетике

Показатели

Периоды

зимний,

втягивающий

зимний,

1-базовый

весенний,

втягивающий

весенний, 2-базовый

Количество занятий

21

24

18

27

Количество часов

42

48

36

54

ОФП, часов

28

24

26

20

 

    

 

Во время занятий у студентов измерялся пульс, оценивалось общее состояние занимающегося: потливость, покраснения. Слабые студенты по показателям раньше заканчивали занятие, средние – попозже, а сильные студенты занимались до достижения максимального тренировочного эффекта.

Общая эффективность тренировочных занятий может быть достигнута только в случае чередования нагрузок, направленных либо на совершенствование отдельных сторон физической, технической и тактической подготовленности, либо на поддержание на необходимом уровне этих показателей, либо, что тоже очень важно, на активный отдых. При построении тренировочного этапа очень важно знать, при каких величинах объема и интенсивности будет достигнут наибольший эффект в совершенствовании компонентов физической и технической подготовленности. В системе подготовки студентов интенсивность нагрузки на занятиях является важнейшим звеном, функционирующим постоянно: содержание тренировочного процесса и эффективность выполнения физического упражнения. Для оценки внешней стороны нагрузки использовали показатели ее интенсивности, к ним относятся направленность тренировочного занятия, интенсивность работы и объем. Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях с различной направленностью представлено в таблице 2.

Из таблицы 2 мы видим, что эффективность тренировочных нагрузок зависит не только от количества занятий, но и от чередования их по характеру, объему и интенсивности.

Раскрытие общей характеристики нагрузки позволяет определить удельный вес интенсивной работы, в общем ее объеме, соотношение работ, направленных на развитие отдельных качеств и способностей, соотношение средств общей и специальной подготовки.

Обобщим результаты, показанные студентами до и после эксперимента, и представим их в таблице 3.

 

Таблица 2

Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях с различной направленностью

п/п

Направленность тренировочного занятия

Интенсивность

работы

Объем работы

 

1

Изучение и совершенствование техники в беге на короткие дистанции

Малая, средняя

Малый, средний

 

2

Повышение техники в прыжках с места, в тройном прыжке, прыжке вверх через гимнастическую палку

Большая,

максимальная

Малый, средний,

большой

 
 

3

Улучшение общей выносливости в беге на 400 и 600 метров

Большая

Средний

 

 

Таблица 3

Результаты, показанные студентами группы численностью 13 человек, до и после эксперимента

Показатели, факторы

Тестовые показатели

Прыжок в длину с места (м)

Тройной прыжок с места (м)

Прыжки через гимнастическую палку на высоте 60 см за 15 секунд (разы)

До начала эксперимента

2,29±0,01

7,11±0,02

8,40±0,21

Уровень значимости различий в пределах группы

P <0,001

P < 0,001

P < 0,001

После окончания эксперимента

2,57±0,01

7,39±0,01

9,84±0,21

Уровень значимости различий в пределах группы

P <0,01

P < 0,001

P < 0,001

 

 

По данным таблицы 3 видно, что после года рациональных занятий со студентами группы спортивного совершенствования, занимающихся бегом на короткие дистанции, результаты к концу учебного года улучшились в трех тестовых показателях. Уровень значимости различий значительно выше P<0,001 по сравнению с исходным результатом со значимостью P<0,01.

Список литературы

1. Волков, В.М. Человек и бег: Медико-биологические основы оздорови-тельного бега [Текст] / В.М. Волков, Е.Г. Мильнер. - М: Физкультура и спорт, 2007. - 145 с.

2. Ярошевич, И.Н. Легкая атлетика в учебно-тренировочном процессе студен-тов технических вузов [Текст] : учеб. по-собие / И.Н. Ярошевич, Б.Ф. Кондратьев, С.П. Медведев. - Ангарск : АГТА, 2011. - 84 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?