Рассматривается один из эффективных инструментов компьютерного тренажера – автоматическая обучающая система (АОС), предназначенная для обучения операторов технологических установок на тренажере в автономном режиме без участия инструктора
компьютерный тренажер, действия оператора, автоматическая обучающая система
Компьютерный тренажер представляет собой сложный программно-технический комплекс, который должен быть обеспечен необходимой методической поддержкой [1].
Методическая сторона вопроса является очень важной с точки зрения эффективного обучения, т.к. именно она определяет набор навыков и умений, которые необходимы оператору для безопасного управления на производстве.
Накопленный опыт разработки компьютерных тренажеров позволяет с уверенностью говорить о востребованности использования в их составе автоматических сценариев, обеспечивающих самообучение операторов без вмешательства инструкторов (лиц, сопровождающих и контролирующих процесс обучения). Данные сценарии входят в состав автоматической обучающей системы (АОС), включающей в себя:
- виртуального электронного инструктора, формирующего в автоматическом режиме указания по выполнению тех или иных действий, предусмотренных нормативными документами по эксплуатации объекта и нацеленных на решение поставленной в упражнении производственной задачи;
- автоматическую систему оценки действий обучаемого, производящую подсчет правильно и/или ошибочно выполненных действий с учетом определенных в сценарии временных интервалов.
На рисунке 1 представлен внешний вид АОС одного из разработанных тренажеров для Иркутского завода полимеров. В представленном примере рассматривается производственная задача по правильному останову центробежного насоса на одном из объектов завода.
7
|
6
|
5
|
4
|
3 |
2 |
1 |
Рисунок 1 – Окно автомати-ческой обучающей системы |
На рисунке 1 обозначено:
1 - сообщения виртуального инструктора «Вводная задача»;
2 - сообщения виртуального инструктора «Указание к выполнению» (подсказки) - данные сообщения не отображаются в экзаменационном режиме работы тренажера;
3 - сообщения виртуального инструктора «Действие выполнено»;
4 - сообщения виртуального инструктора «Действие не выполнено»;
5 - сообщения виртуального инструктора «Справочная информация» (на тренажере не выполняются);
6 - окно автоматической системы оценки действий (с информированием о количестве выполненных действий, количестве правильно выполненных действий, количество штрафных баллов, текущий рейтинг выполнения упражнения);
7 - таймер обратного отсчета (количество времени, оставшееся на выполнение задачи).
Использование данного инструмента в составе компьютерного тренажера позволяет эффективно осуществлять обучение производственного персонала в интерактивном автоматическом режиме без привлечения дополнительных лиц в качестве инструкторов компьютерного тренинга.
1. Кривов М.В и др. Цифровое прототипирование промышленных объектов для формирования профессиональных компетенций персонала // Кривов М.В, Колмогоров А.Г., Кобозев В.Ю., Благодарный Н.С. / Сб. трудов XXXII Междунар. науч.-техн. конф. «Современные технологии в задачах управления, автоматики, и обработки информации». М.: Изд-во «Артишок», 2023. - С. 5-13.