Россия
В статье рассматривается проблема мотивации учебной деятельности младших школьников. Установлен комплекс средств, способствующий развитию мотивации учебной деятельности младших школьников
мотивация, учебная деятельность, младшие школьники
В ходе модернизации образования России школа должна стать самым важным фактором формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования. Сегодня необходимо дать школьникам не только сумму знаний, но и необходимо научить их учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.
Идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения знаний, но и от стремлений достигать высоких результатов, самоутверждаться, то есть от мотивации учения. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждает ребенка к учебной деятельности, и тем более высоких результатов он может достичь.
Алексеева М.И. под мотивацией понимает совокупность причин, определяющих всевозможные проявления активности обучающихся в их деятельности [1].
Развитию учебной мотивации школьников способствует реализация комплекса средств, среди которых многие ученые (А.К. Маркова, М.В. Матюхина) выделяют следующие [2]:
● содержание учебного материала. Учебный материал должен быть доступным, но и одновременно достаточно сложным, содержать юмор, новую, интересную информацию, ориентироваться на прошлый опыт и уже усвоенные знания;
● организация учебной деятельности. Важное условие организации учебной деятельности – подведение обучающихся к самостоятельной постановке и принятие задач. Стоит заметить, что учебная деятельность также должна соответствовать познавательным потребностям школьника [4]. В ходе подведения итогов изученного материала ученики должны получить ощущение эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Вследствие чего у обучающихся возникнет потребность в творческой, самостоятельной и учебной работе, то есть произойдет формирование положительной мотивации учебной деятельности [3];
● контроль и оценка учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения у большинства исследователей. Но очень важно, особенно в самом начале учебы, не подавить оценками активность, инициативу и интерес обучающихся к процессу познания.
Для эффективного развития учебной мотивации младших школьников важным является применение различных форм организации учебной деятельности (индивидуальной, парной, коллективной, групповой) и их чередование. Практический опыт показывает, что коллективные и групповые формы деятельности на уроке создают лучшую мотивацию, поскольку удовлетворяют большую потребность младших школьников в общении [5].
Таким образом, развивать учебную мотивацию нужно начинать с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы передача знаний и умений сопровождалась формированием и укреплением мотивационной сферы обучающихся.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. – 120 с.
2. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности. – Текст: Электронный. – URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 21.02.2024).
3. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. – 120 с.
4. Гуткина, Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. – 2017. – №4. – С.11-19.
5. Особенности развития детей младшего школьного возраста. Текст: Электронный. – URL: http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/29-osobrazv-kids.html (дата обращения: 2111.02.2024).