Россия
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину
патриотическое воспитание, принципы патриотического воспитания, активная гражданская дея-тельность, школьники
Развивающемуся обществу нужны не только образованные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, способные защищать её, ценить ее нравственные достижения [1].
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию обучающихся в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание.
Принципы патриотического воспитания: вариативности, свободы и плюрализма, гуманизации, социальной востребованности, демократизация, культур сообразности. Патриотическое воспитание нацелено на решение следующих задач: обогатить знания обучающихся о родном крае, Родине – стране, дать знания о символике нашего государства, познакомить с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Патриотическое воспитание школьников направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося; готовности к активной гражданской деятельности. Перед образовательным учреждением стоят следующие задачи:
- формирование патриотического мировоззрения учащихся;
- развитие национального, гражданского самосознания школьников;
- создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования);
- разработка, проведение практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.
Основными направлениями патриотического воспитания в общеобразовательной организации являются:
- Духовно-нравственное – осознание обучающимися в ходе патриотического воспитания социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
- Историко-краеведческое направление включает освоение истории края. Знакомство с прошлым родного города, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной город.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения, а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.
- Военно-патриотическое – формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом [2].
1. Болотина, Т. В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т. В. Болотина, Т. Г. Новикова // Методист. – 2012. – № 1.
2. Огоновская, И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская. Екатеринбург: ООО «Школьный формат». 2016 176 с.