ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Использование технологии обучения в сотрудничестве помогает формировать коммуникативные умения в обучении

Ключевые слова:
сотрудничество, коммуникативные умения, совместная деятельность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Использование современных педагогических технологий является одним из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. Учителю необходимо создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Использование технологии в сотрудничестве помогает формировать коммуникативные умения и реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, создавая на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

«Сотрудничать – работать вместе, принимать участие в общем деле» [1]. Обучение в сотрудничестве – это совместное обучение. Результатом такого обучения является совместная работа обучающихся и коллективное получение новых знаний [2,c 35]. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий: 1) «учитель-ученик (ученики)»; 2) «ученик-ученик» (в парах и тройках); 3) обще групповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель-учительский коллектив». Эти линии существуют не изолированно друг от друга: линия «учитель-ученик», как правило, дополняется линией обще группового взаимодействия, если работа учителя идет с целым классом, или линией «ученик-ученик» при выполнении на уроке тех видов работы, которые требуют объединения учеников в малые группы.

Выделяют следующие основы педагогического сотрудничества:

- стимулирование и направление ««педагогом познавательных и жизненных интересов обучающихся;

- исключение принуждения как негуманного и не дающего положительного результата средства в учебно-воспитательном процессе;

- замена принуждения желанием;

- уважительное отношение педагога к личности обучающегося; признание его права на ошибку;

- высокая ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования, поступки;

- высокая ответственность обучающихся за свою учебную работу, поведение, отношения в коллективе [3].

Использовать технологию в сотрудничестве можно при выполнении различных видов деятельности и при формировании различных коммуникативных навыков: работа с текстом (чтение или чтение с обсуждением), совместное выполнение проектов, дискуссия и диспут, инсценировка и ролевая игра, работа с лексикой, грамматические задания.

Работа в парах может быть представлена в следующих заданиях: выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.; соединить пары слов по смыслу; найти, выписать и перевести предложения с определенными словами; сделать частичный перевод предложения; перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

По какому принципу можно определять учащихся в пары? По мнению Г.А. Цукерман, «слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямому ученику полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей «не стоит прикреплять к «слабым», им нужен партнер равной силы» [2].

Список литературы

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt (дата обращения: 11.12.2023).

2. Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.В., Фрумина, М.И., Чудинова, Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы педагогики 2, 1993. – 35 с.

3. Гальскова, Н.Д. Иностранный язык в школе. М., 1991.

Войти или Создать
* Забыли пароль?