Россия
В статье рассматривается понятие «читательская грамотность». Рассмотрены основные задачи по развитию читательской грамотности
читательская компетентность, читательская грамотность, иностранный язык
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. Чтение связано с восприятием и пониманием информации.
Формирование читательской компетенции обучающихся в целом, и в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса в образовательной организации.
Термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен понимать текстовую информацию, сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.
Т.А. Разуваева определяет читательскую компетенцию как потенциальную способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению, интерпретаций и оценке прочитанной текстовой информации [1].
Таким образом, формирование читательской компетенции обучающихся является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса в образовательной организации.
Читательская компетенция состоит из понятий:
- «грамотность» (навыки чтения, письма, счёта и работы с документами);
- «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения);
- «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).
Читательскую грамотность рассматривают как одну из самых важных компетенции.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них. А также это способность заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, участие в социальной жизни.
Современные учебно-методические комплексы по английскому языку способны решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- определять основную мысль текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
- комментировать и оценивать информацию текста.
Текст является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. В контексте рассматриваются лексические и грамматические единицы. Данные единицы состоят из фонетических и графических единиц. В процессе обучения говорению и чтению тексты служат для коммуникативных целей. Именно на основе текстов происходит формирование умений аудирования и письменного высказывания. Посредством текста сообщается экстралингвистическая информация о быте и жизнедеятельности народа – носителе данного языка.
На уроках английского языка обучающиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста. Обучающиеся учатся работать со сплошным и не сплошным текстом, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем и т.п. [2].
1. Разуваева, Т. А. Формирование читательской компетенции студен-тов факультета иностранных языков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Тула, 2006. 234 с.
2. Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Москва: Просвещение, 2000. 105 c.