АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагаются направления актуализации подходов к преподаванию экономических дисциплин, а также общие направления совершенствования образовательного процесса в высшей школе

Ключевые слова:
актуализация подходов к обучению
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В процессе развития науки, особенно в разрезе социально-гуманитарных дисциплин и экономических, в частности, происходит периодический пересмотр парадигм и следующая за ним актуализация подходов к обучению. По результатам скринингового опроса преподавателей социально-гуманитарных курсов и их слушателей в образовательных учреждениях высшего образования были выявлены принципы и подходы в рамках актуализации подходов к обучению [1].

1. Использование интерактивных методов обучения, игротехник. Совместная интерактивная деятельность означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад в процесс получения экономических знаний, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, происходит взаимодействие друг с другом, обмен информацией, совместное решение проблем, моделирование ситуаций, что в целом ведет к повышению эффективности образовательного процесса.

2. Преподавание на основе современных потребностей слушателей. Набирает популярность «гибкий» подход к обучению, позволяющий расширить выбор инструментов преподавания, форм преподавания, провозглашается так называемый «студентоориентированный» подход к образованию, для нового поколения необходимо «перевести экономические знания на их язык».

3. Практическая ориентированность курсов. Предполагает выработку компетенций, навыков и опыта при решении важных практических задач и возникающих проблем. Так, интересным, но не единственным примером практикоориентированного подхода к образованию является внедрение в экономические дисциплины блоков и отдельных положений популярного курса финансовой грамотности. Другим практикоориентированным трендом является смещение акцента с процесса преподавания на процесс познания, когда преподаватель становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе и использует широкий круг образовательных технологий: работа с цифровыми платформами, участие в кейсах и общероссийских образовательных проектах и т.п.

4. Ориентация на специфику российской экономики. Преподавателем экономических дисциплин должна быть учтена специфика развития российской экономики в рассматриваемый период, современные тенденции, такие как импортозамещение, переориентация торговых связей, отраслевая перестройка и т.д.

5. Ориентация на потребности работодателя и отрасли. Существуют разные формы сотрудничества с работодателями. Например, участие работодателей в разработке образовательных программ.

6. Принцип холизма. Принцип методологического холизма, рассматривающий индивидуума как часть целого, отвечает современным российским реалиям в большей степени, чем принцип индивидуализма. Мотивы хозяйственного агента выходят за пределы сугубо экономических целей. Источниками мотивации, наряду с экономическим интересом, выступают социальные нормы [2]. Тенденция по вытеснению «человека экономического» «человеком социологическим» заметна и, на наш взгляд, усиливается.

7. Междисциплинарный подход. Необходим учет взаимосвязи экономики и других социально-гуманитарных дисциплин, в том числе новых курсов, введенных в процесс обучения недавно, таких как «Основы российской государственности». В результате увязки смежных дисциплин у слушателей должны сформироваться целостные, непротиворечивые установки и компетенции.

8. Сохранение государственных ценностей и приоритетов. На протяжении всей истории Россия стремится сохранить самобытность во многих сферах, поэтому, при преподавании экономических дисциплин необходим акцент на экономическую самобытность и традиции, изучение опыта государственной экономической политики России, изучение вклада отечественных ученых  в экономическую науку.

9. Привлечение преподавателей-практиков, способных поделиться профессиональным опытом. Такое участие может осуществляться в разнообразных формах, например, привлечение к преподаванию бизнесменов-практиков,  участие в преподавании представителей действующих профессиональных сообществ и т.п.

Список литературы

1. Фасилитационная сессия ДНК России – Текст: электронный // URL: https://forms.gle/6NQ16sMGgTokTEJK8 (дата обращения: 27.02.2024).

2. Павленко Ю.Г., Методологический индивидуализм и холизм в экономике и социологии. Ю.Г. Паваленко – Текст: электронный // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-individualizm-i-holizm-v-ekonomike-i-sotsiologii/viewer (дата обращения 27.02.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?