ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются преимущества и возможные проблемы применения учебных фильмов, как интерактивной формы обучения, в образовательном процессе высших учебных заведений. Предложен перечень критериев к учебному фильму и рекомендаций к организации занятия с применением учебных фильмов, при наличии которых данная форма обучения может считаться эффективной

Ключевые слова:
учебный фильм, учебный фильм в вузе, преимущества учебного фильма, проблемы примене-ния учебных фильмов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В рамках изучения ряда дисциплин в числе интерактивных форм обучения преподаватели высших учебных заведений практикуют показ учебных фильмов. Правительство РФ, Министерство науки и высшего образования и другие общественные и государственные структуры поддерживают данный формат обучения в вузах. В Указе Президента РФ от 11.12.2015 г. № 617 определены основные условия, формы и механизмы создания в стране массовой просветительской организации современного уровня, а также источники и порядок ее финансирования и ресурсного обеспечения [1]. Так, например, по новому курсу «Основы российской государственности», введенному в вузах с сентября 2023 года, Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание» подготовила около ста фильмов по проблемным вопросам дисциплины. Тем самым обосновывается актуальность и значимость использования учебных фильмов в образовательном процессе, включая и высшие учебные заведения.

Данная форма обучения имеет ряд значимых преимуществ. К ним относят: наглядность; возможность многократного просмотра, а, следовательно, и детального осмысления проблемы путем управления воспроизведением фильма (возврат к сложным категориям, пауза для поиска и уточнения информации); возможность проведения анализа и синтеза изучаемого явления; возможность переключения внимания путем смены форм обучения; углубление качества приобретаемых знаний, умений и навыков за счет сочетания иллюстраций и звукового сопровождения; реалистичность изучаемого события, явления; возможность самообразования; повышение интереса обучающихся к предмету, просмотр в любой удобной среде; возможность увидеть изображение многих недоступных непосредственному наблюдению явлений.

Учебные фильмы не должны являться основной, а тем более, единственной формой получения изучаемой информации, так как входят в комплекс средств обучения с другими традиционными и интерактивными средствами. При использовании учебного кино могут возникнуть проблемы, такие как: пассивность и снижение внимания обучающихся в процессе просмотра; несоответствие количества новой информации уровню подготовленности обучающихся; несоответствие содержания фильма тематике занятия и другие. Следовательно, предлагаем перечень критериев, которые необходимо соблюсти при показе учебного фильма обучающимся: фильм должен быть рекомендован либо одобрен представителями различных государственных структур, продолжительность фильма в ходе занятия не должна превышать 15-20 минут (более продолжительные фильмы должны быть рекомендованы для самостоятельного просмотра); фильм должен иметь строго целевое тематическое назначение в соответствии с разделом рабочей программы курса; во время просмотра фильма желательно применять остановку воспроизведения и обсуждение сложных категорий либо акцентирование внимания аудитории на наиболее значимых моментах; контроль усвоения материала после просмотра фильма путем дискуссий, проверочных письменных работ, тестов и пр.

Таким образом, учитывая преимущества и возможные проблемы применения учебных фильмов в ходе образовательного процесса, отметим, что данная интерактивная форма является дополнительным, но весьма эффективным наглядным средством, усиливающим восприятие новой информации, позволяющим разнообразить учебный процесс при условии соблюдения ряда требований к организации занятий и качеству иллюстрируемого материала.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О создании Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»: Указ Президента Российской Федерации от 11.12.2015 г. № 617. – Текст: электронный. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40274 (дата обращения: 12.02.2024 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?