студент
Россия
В статье рассмотрены особенности применения топографического анализа для выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий. Приведен топографический анализ ДТП в Ангарском городском округе за 2021-2023 гг., рассмотрены проблемы, влияющие на возникновение происшествий
дорожно-транспортное происшествие, участки концентрации, очаг аварийности, топографический анализ
Топографический анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является основополагающим для оценки очагов аварийности на улично-дорожной сети (УДС) города и включает совокупность различных методов моделирования пространственных данных. Задача топографического анализа заключается в выявлении закономерностей между выборками происшествий с учетом их пространственных и временных характеристик, которая может быть решена с использованием анализа точечных структур.
В современных исследованиях предлагаются различные инструменты пространственного анализа сети и очагов аварийности: программные продукты ArcGIS, SANET, MapInfo, которые в своем составе имеют геоинформационную систему (ГИС) для выявления и определения местоположения ДТП [1, 2]. Системы пространственного анализа и принятия решений не только позволяют идентифицировать зоны с высоким уровнем аварийности на дорогах, но также помогают разрабатывать программы кризисного управления для оказания медицинской помощи и снизить тяжесть последствий происшествия [3].
Согласно статистическим данным ГИБДД, в России по итогам 2023 года зарегистрировано 132,4 тысячи дорожно-транспортных происшествий, это на 4,5% больше, чем в 2022 году, что представляет собой проблему для государственной системы здравоохранения, поскольку до 2023 года, показатели аварийности сокращались. Кроме того, за 2023 год погибло 14,5 тысячи человек (относительный прирост +2,3% по сравнению с 2022 годом), и ранено 166,5 тысячи человек (+4,3%) [4].
Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий в Ангарском городском округе (АГО) за 2023 год количество дорожно-транспортных происшествий составило 2426, а количество пострадавших и погибших 3050 и 308 человек соответственно [5]. К основным причинам относят такие как: превышение ситуационной скорости, нарушение правил маневрирования, обгона, а также недостаточная внимательность при вождении в темное время суток. Для выявления причин ДТП и снижения тяжести последствий проводятся исследования, с целью установить участки концентрации происшествий и разработать комплексные схемы организации движения транспортных и пешеходных потоков. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена ростом аварийности, а применение топографического анализа позволит выявить недостатки в условиях повышенной загрузки УДС ввиду возрастающего уровня автомобилизации.
Рассмотрим применение топографического анализа для выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий на примере АГО Иркутской области. Для этого проведем анализ положения в структуре пространственной организации субъектов РФ с учетом существующего состояния транспортной инфраструктуры. Площадь территории составляет 114,87 тыс. га, или 0,15% территории Иркутской области. Территория неоднородна в пространственном отношении, характеризуется различными социально-экономическими, инфраструктурными и природными условиями, которые определяют основные направления и функциональные приоритеты развития. Численность населения 232941 человек (по данным 2021 г.), средняя плотность населения составляет 11,3 чел./га. В собственности Ангарского городского округа находится 636,85 км автомобильных дорог общего пользования местного значения. Плотность улично-дорожной сети на застроенной территории 4,40 км/км2. Ангарский городской округ расположен на важнейших путях сообщения Восточно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали и автодороге федерального значения Р-255 «Сибирь», которые связывают его с центральными и дальневосточными регионами России. Действует 14 городских, 3 круглогодичных пригородных, 13 сезонных (садоводческих) муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок, а также 5 регулярных маршрутов наземного электрического транспорта. Все маршруты обслуживаются по регулируемым тарифам [6].
Данные о дорожно-транспортных происшествиях в АГО были собраны за три года (2021 г., 2022 г., 2023 г.) с целью определения участков концентрации на исследуемой местности (таблица 1).
Таблица 1
Количество дорожно-транспортных происшествий за анализируемый период
Год |
Количество ДТП |
Количество раненых |
Количество погибших |
2021 |
2539 |
3136 |
325 |
2022 |
2409 |
3008 |
286 |
2023 |
2426 |
3050 |
308 |
За анализируемый период количество происшествий распределяется равномерно от общего числа ДТП (34% от общего числа ДТП приходится на 2021 г. и по 33% на 2022 и 2023 гг.). Однако наибольший процент погибших за три года приходится на 2021 г. (35% от общего числа погибших), а в 2022 году - самый низкий процент - 31%. На рисунке 1 представлена локализация дорожно-транспортных происшествий на карте города за анализируемый период с 2021 по 2023 гг.
Рисунок 1 – Локализация дорожно-транспортных происшествий на карте [5]
Сравнение плотности очагов аварийности за три года показывает, что участки концентрации ДТП находятся на основных магистралях города, а также на федеральной трассе Р-255 (обход Ангарска) (рисунок 1). Улично-дорожную сеть можно условно разделить на два кластера: основные магистрали с более высоким уровнем аварийности, на которых отмечается высокая скорость и повышенная интенсивность движения; второстепенные дороги с более низкой скоростью и меньшей интенсивностью движения. Так, например, отмечается, что ДТП с погибшими были зафиксированы на участках УДС города (пр. Ленинградский, ул. Чайковского, ул. Алешина, ул. Декабристов), где интенсивность движения транспортных потоков в часы-пик превышает 1000 авт/ч.
Одной из наиболее характерных особенностей проявления аварийности является концентрация ДТП на определенных участках улично-дорожной сети. По результатам анализа распределения ДТП около 40-45% концентрируется на участках дорог, составляющих не более 10% протяженности всей сети [7]. Кроме того, необходимость выявления участков концентрации ДТП обусловлена тем, что при относительно невысокой протяженности УДС, аварийность на ее участках значительно превышает средние значения. Уровень аварийности в очагах ДТП оказывает существенное влияние на показатели аварийности в масштабах данной территории. Поэтому в условиях ограниченного финансирования деятельности по обеспечению безопасности движения выявление и ликвидация участков является приоритетным направлением, реализация которых способна обеспечить значительное снижение количества ДТП и пострадавших.
1. Лебедева, О. А. Транспортное планирование и интеграция ГИС-технологий / О. А. Лебедева, А. А. Джавахадзе. – Текст: непосредственный // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2021. – № 15. – С. 145-149.
2. Косолапов, А. В. Геоинформационный мониторинг параметров транспортных потоков в городах / А. В. Косолапов. – Текст: непосредственный // Гео-Сибирь. 2009. Т. 1. № 2. С. 301-305.
3. Hammas, M. Spatial Analysis of Traffic Accidents in the City of Medina Us-ing GIS / M. Hammas, A. Al-Modayan // Journal of Geographic Information System. – vol. 14. – 2022. – pp. 462-477.
4. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения (gibdd.ru) // ГИБДД : [сайт]. – 2024. – URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 24.04.2024).
5. Карта ДТП: [сайт]. – 2024. – URL: http://dtp-stat.ru/ (дата обращения: 24.04.2024).
6. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ангарского городского округа на 2017–2036 г.г. // Ангарский городской округ - официальный сайт: [сайт]. – 2024. – URL: https://angarsk-adm.ru/ (дата обращения: 24.04.2024).
7. Бахирев, И. А. Оценка условий движения на городских улицах / И. А. Бахирев, А. Ю. Михайлов. – Текст: непосредственный // Градостроительство. 2015. № 4 (38). С. 63-68.